Содержание целостного педагогического процесса в лагере
Мероприятие — это событие, ситуация, занятие, организуемое педагогом или кем-либо для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. При проведении мероприятия дети занимают в основном созерцательно-исполнительскую позицию. Организаторская роль принадлежит взрослым (или наиболее авторитетным воспитанникам). Четвертым структурным компонентом педагогического процесса является… Читать ещё >
Содержание целостного педагогического процесса в лагере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогический процесс: структура и основные компоненты
Педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей.
Структура педагогического процесса образуется из органически связанных компонентов. Системообразующим звеном педагогического процесса является целенаправленная педагогическая деятельность, ее носитель — специально подготовленный взрослый — педагог.
Основным и главным компонентом педагогического процесса, его объектом и субъектом является ребенок. Вместе с воспитателем он образует динамичную систему «педагог — ребенок» при ведущей роли педагога.
Третьим компонентом педагогического процесса является его содержание. Содержание тщательно отбирается, подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается с позиций мировоззрения, структурируется, приводится в соответствие с возрастными возможностями детей. Оно представляет собой основное средство формирования определенного социального типа человеческой личности.
Четвертым структурным компонентом педагогического процесса является его организационно-управленческий комплекс, организационный каркас, в рамках которого совершаются все педагогические события и факты. Ядром организационно-управленческого комплекса являются формы и методы взаимодействия в системе «педагог — ребенок».
Пятым компонентом педагогического процесса является педагогическая диагностика — установление с помощью специальных методик состояния его «здоровья» и жизнеспособности как в целом, так и отдельных его частей.
Шестой компонент — критерии эффективности педагогического процесса. Наиболее четким и определенным показателем эффективности педагогического процесса является повседневное поведение детей, их практические дела, поступки, отношения к людям, друг к другу.
Седьмым структурным компонентом педагогического процесса является организация взаимодействия с общественной и природной средой. Педагогический процесс, обособляясь в специальную целенаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель — в организации отношения к ней воспитанников. Взаимоотношения педагогического процесса с природной средой строятся на основе экологического воспитания.
Целостность объективно присуща вещам и явлениям реального мира. Понятие целостности характеризует явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное функционирование.
Педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Она выстраивается с учетом возможно более полного воздействия на личность ребенка и взаимодействия с ней.
Общая система педагогической работы включает в себя функциональные, специального назначения педагогические подсистемы, направленные на решение специфических воспитательных задач. Такими подсистемами являются совокупность целенаправленных мероприятий и видов деятельности, предлагаемых детям в оздоровительно-образовательной организации. В результате полноценного использования педагогического потенциала отдельных конкретных педагогических подсистем, их взаимосвязи и взаимодействия между собой постепенно образуется целостный воспитательный процесс[1].
Под организацией воспитательной работы в детском оздоровительном лагере понимается обоснованная система действий педагогов, направленная на упорядочение ценностных выборов совместной деятельности его субъектов (Е. Н. Степанов, 2003).
Выделяются следующие сущностные характеристики воспитательного процесса, наиболее значимые при его организации в детском оздоровительном лагере.
Во-первых, воспитательный процесс в детском оздоровительном лагере представляет собой не прямое воздействие на ребенка, а отражает уровни социального взаимодействия различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и микроколлективов) и социальных институтов воспитания (школа, семья, друзья и т. д.). Одни связи существуют и поддерживаются непосредственно, другие — опосредованно.
Во-вторых, содержание и характер взаимодействия групп и личностей в воспитательном процессе обусловлены социальными ценностями, представлениями о нормах совместной жизнедеятельности. Идеи, заложенные в содержание воспитательного процесса в детском лагере, определяют также отношение детей и взрослых к окружающему миру, а, в конечном счете, к самим себе.
В-третьих, при организации воспитательного процесса учитываются особенности временного детского объединения (кратковременность функционирования, разнородность состава, относительная автономность существования, коллективный характер жизнедеятельности, завершенный цикл развития).
Участниками воспитательного процесса в лагере являются:
- — детский коллектив, представленный отрядами детей;
- — педагогический коллектив, который представляют начальник педагогической части, (старший педагог, заместитель по воспитательной работе, старший воспитатель), педагог-организатор (аниматор), инструкторы по спорту и плаванию, воспитатели, вожатые, а также руководители кружков, социальный педагог, психолог (при условии наличия штатных единиц).
Воспитательный процесс в детском лагере обеспечивает административный персонал лагеря: директор учреждения (базы отдыха, школы), медицинский работник, музыкальный работник, обслуживающий персонал, спасатели, служба охраны и другие.
Метод — это способ реализации целей, «крупные единицы педагогической деятельности, как бы сквозные ее элементы» (А. В. Мудрик).
Метод воспитательной работы — способ взаимодействия вожатых-педагогов и их подопечных, в процессе которого происходят позитивные изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Цель деятельности, как правило, достигается в процессе реализации совокупности методов. Выбор такой совокупности и правильное применение методов — вершина профессионализма.
Каждый метод реализуется различно. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью метода и представляют собой конкретное действие педагога.
Прием — это способ педагогических действий в определенных условиях.
Формы работы — это события (мероприятия, игры и дела), наполняющие педагогический процесс, из которых и состоит каждый день в лагере.
Форма работы — это целостная педагогическая акция (Ю. Н. Таран), представляющая собой совокупность организаторских приемов и педагогических средств, обеспечивающих внешнее выражение конкретного педагогического процесса.
Формы работы в лагере можно условно разделить на несколько групп. Количественный подход позволяет все формы работы представить как массовые, групповые и индивидуальные.
Целевой подход позволяет говорить о трех главных формах работы: мероприятия, дела, игры. Эти ведущие формы работы, в свою очередь, могут иметь, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций.
Мероприятие — это событие, ситуация, занятие, организуемое педагогом или кем-либо для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. При проведении мероприятия дети занимают в основном созерцательно-исполнительскую позицию. Организаторская роль принадлежит взрослым (или наиболее авторитетным воспитанникам).
В тех случаях, когда воспитанники в состоянии самостоятельно, но, разумеется, при поддержке взрослых организовывать освоение ценной информации и действий, более предпочтительны формы другого типа — дела.
Дело — событие (акция), осуществляемое и организуемое участниками смены на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
При проведении дела дети занимают деятельно-созидательную позицию, а педагогическое руководство взрослых является опосредованным.
Игра — это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей и подростков для их отдыха, развлечения и обучения. В игре, как в форме работы, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.
Позиция детей в игре в зависимости от ее вида может быть и исполнительской, и деятельно-созидательной. Роль педагога тоже вариативна: от организатора и активного участника до наблюдателя и консультанта.
Третьим подходом к классификации форм работы является их дифференциация по направлениям, видам деятельности. Исходя из этого подхода, можно выделить: спортивно-оздоровительные, нравственноэстетические, художественно-творческие, познавательные, трудовые, экологические и другие формы работы.
- [1] Лихачев, Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Б. Т. Лихачев; под ред. В. А. Сласте-нина. — М.: ВЛАДОС, 2010. — 647 с.