Методы психолого-педагогического исследования детей с ЗПР
Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, неадекватность поведения. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации… Читать ещё >
Методы психолого-педагогического исследования детей с ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обследование детей, как правило, начинается с изучения их документации (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (рисунков и т. п.).
При проведении обследования ребенка необходимо учитывать следующие показатели:
Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, неадекватность поведения.
Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?
Характер деятельности. Необходимо обратить внимание на наличие и стойкость, интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка.
Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.
В диагностический комплекс можно включить следующие методики:
Исследование памяти
(а) «Хлопни как я»;
(б) «Запомни и повтори»;
(в) «Что пропало?».
Исследование мышление
- (а) «Назови фигуры»;
- (б) «Складывание разрезных фигурок»;
- (в) «Классификация».
Исследование внимания
- (а) «Громко — тихо»;
- (б) «Покажи картинку»;
- (в) «Найди такой же предмет»;
- (г) «Дорисуй».
Исследование восприятия
- (а) «Узнай и назови»;
- (б) «Угадай, кто идет».
Исследование воображения
(а) «Дорисовывание фигур».
Исследование речи
- (а) «Покажи»;
- (б) «Покажи и назови»;
- (в) «Расскажи»;
- (г) «Составь рассказ по картинке».