Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методика дистанционного обучения в вузах МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Установлено, что в условиях применения ДОТ в вузах с наличием очного классического обучения, происходит движение всех форм обучения к некоторой интегративной форме, объединяющей преимущества и положительные стороны очного, очно-заочного и заочного обучения и характеризующейся высокой степенью учебно-методической насыщенности образовательного процесса и активным применением современных технических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗах МВД РОССИИ
    • 1. 1. Характеристика современного состояния научной разработки проблемы дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования в России и за рубежом.,
    • 1. 2. Анализ практики дистанционного обучения в российских вузах
    • 1. 3. Обоснование концептуальной модели построения дистанционного обучения в вузах МВД России
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗах МВД России
    • 2. 1. Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
    • 2. 2. Критерии оценки эффективности дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза
    • 2. 3. Анализ динамики и результатов педагогического эксперимента
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗах МВД России
    • 3. 1. Разработка новой информационно-образовательной среды дистанционного обучения в вузах МВД России
    • 3. 2. Организация системы переподготовки кадров для системы дистанционного обучения вузов МВД России
    • 3. 3. Комплексный подход к внедрению дистанционных образовательных технологий в вузах МВД России
  • ВЫВОДЫ

Методика дистанционного обучения в вузах МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная практика реформирования высшего профессионального образования (ВПО) показывает, что все сложнее становится с помощью традиционных средств осуществлять поиск направлений и качественных параметров изменений в системе подготовки кадров, адекватно реагировать на возникающие проблемы использования в учебном процессе большого количества своевременной и точной информации, оперативности ее получения независимо от местонахождения обучающегося, в удобное для него время и графика учебы, возможности для обучающихся самостоятельно ее перерабатывать, делая тем самым процесс обучения более осмысленным1.

Одним из возможных направлений совершенствования ВПО является использование в учебном процессе технологии дистанционного обучения (ДО). Данное направление является актуальным и для вузов МВД России.

Анализ практики разработки и внедрения ДО в вузах МВД России показывает, что в отдельных вузах в недостаточной степени используется потенциал дистанционных образовательных технологий (ДОТ), многие преподаватели оказались неготовыми к использованию ДОТ в учебном процессе со слушателями и курсантами. Наиболее значимой попыткой изменить существующее положение дел с разработкой технологий ДО в вузах МВД явилось Распоряжение Министра МВД № 1/4900 от 28.06.2003 г. «О введении дистанционного образования в образовательных учреждения МВД России». В соответствии с этим документом была создана рабочая группа из представителей центрального аппарата МВД, ведущих вузов по исследованию возможностей использования ДОТ в образовательном процессе вузов, в системе подготовки и переподготовки сотрудников МВД. Активными участниками этого эксперимента стали сотрудники Московского университета МВД, Санкт-Петербургского университета МВД,.

1 См.: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Одобрена Распоряжением Правительства РОССИИ от 29.12.2001 г. № 1756-р.

Всероссийского института переподготовки и повышения квалификации МВД РОССИИ. В то же время результаты эксперимента не выявили существенных сдвигов в решении проблемы ДО в вузах МВД, свидетельствуют об определенной инертности преподавательского состава в использовании ДОТ.

Актуальность для вузов МВД РОССИИ методики разработки и использования ДО в заключается в возможности получать ВПО без отрыва сотрудников от основной деятельности, независимо от места проживания, используя богатый арсенал средств ДО. В настоящее время в вузах МВД РОССИИ более 60 тыс. сотрудников обучаются по заочной форме, практикуется получение ВПО через экстернат. Комплексное применение ДО для этих категорий обучающихся в системе вузов МВД позволит интенсифицировать учебный процесс, сделать его более насыщенным информационно и дидактически.

Исследование проблем внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебный процесс вузов МВД РОССИИ будет способствовать повышению эффективности образования слушателей и курсантов, обучающихся очно. В первую очередь это связано с информатизацией учебного процесса, предоставления возможности обучающимся пользоваться ресурсами глобальной и локальных информационных сетей, приобщать их к применению новых информационных технологий (НИТ) и современных электронно-вычислительных и телекоммуникационных средств. Результаты проведенного исследования показывают, что потенциал информационных технологий реализуется в образовательном процессе вузов МВД РОССИИ сравнительно ограниченно. Так, практически все вузы оказались за пределами взаимодействия с глобальными информационными сетями (как международными, так и российскими), только в 10% вузов произведена автоматизация информационных фондов библиотечных комплексов, остается слабой укомплектованность вузов современными компьютерами, практически не развиваются средства телекоммуникаций и др.

Итоги эксперимента по внедрению ДО показали, что развитие ДОТ в российских вузах зачастую осуществляется автономно и изолированно друг от друга1. Поэтому многие элементы ДОТ, принятые в одном вузе, принципиально не подходят для другого. Как следствие — затруднена межвузовская кооперация, обмен информационными ресурсами. Безотлагательной мерой в этом отношении является быстрый переход на единые стандарты продуктов и средств дистанционного обучения. Это направление для вузов МВД РОССИИ может быть реализовано с минимальными затратами ввиду первоначальных шагов по внедрению ДОТ в учебный процесс, возможности выработки единой стратегии развития ДО, объединения ресурсов и др.

Актуальными для развития ДО в вузах МВД РОССИИ являются проблемы нормативно-правового характера ввиду жесткой регламентации учебного процесса. Результаты проведенного исследования показывают, что существующая нормативная правовая база не позволяет применение ДОТ в вузах МВД РОССИИ в полном объеме. Требуется корректировка руководящих документов МВД РОССИИ по организации образовательного процесса в вузах, приведение их в соответствие с внесенными изменениями и дополнениями в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (10 января 2003 г., № 11-ФЗ). Современная законодательная база предусматривает для образовательных учреждений право «.использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном Федеральным (центральным) государственным органом управления образованием» .

Актуальность исследования ДОТ для вузов МВД РОССИИ диктуется и.

1 См.: Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий / Решение коллегии Министерства образования РОССИИ от 26.06.2002 г.

2 Закон РОССИИ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). — М., 2003. -Ст. 32, п. 2. сложными междисциплинарными задачами, которые приходится решать профессорско-преподавательскому составу в процессе разработки и внедрения этих технологий. Создание рабочих учебников, обучающих и контролирующих программ, электронных учебников, видеоматериалов и др. связано со значительными трудностями, в силу того, что разработчики должны владеть знаниями таких наук, как психология, педагогика, математика, кибернетика, информатика, а также содержанием определенной предметной области с присущей ей методикой обучения. Трудность разрешения этой проблемы состоит и в том, что исследования в данной области проводились с позиций той или иной конкретной науки: теории информации, кибернетики, информатики, инженерии и др.1 Они носят самостоятельный, разрозненный характер изучения отдельных сторон разработки и внедрения ДОТ в образовательный процесс (применение вычислительной техники и средств коммуникации для предоставления учебной информации, определение методов и форм ее предоставления и т. д.), но не охватывают процесс обучения в его сущностном, педагогическом измерении.

Попытки устранения данного недостатка предпринимались в диссертационных исследованиях ряда ученых2. Однако и в них, как показывает ана.

1 См.: Водолад С. Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики на примере гипертекстового представления учебного материала по тригонометрии: Дис. канд. пед. наук. — М., 1999; Гуськова Е. Н. Методика применения инструментальных средств для создания учебных компьютерных курсов в системе базовой подготовки по информатике студентов педагогических вузов: Дис. канд. пед. наук. — М., 1997; Зайнутдинова JI.X. Теоретические основы создания и применения электронных учебников по общетехническим дисциплинам: Дис. д-ра пед. наук. — Астрахань-М., 1999; Касторнова В. А. Методика создания и использования прикладных программ на основе мультимедиа технологии в обучении информатике: Дис.канд. пед. наук. — Тамбов, 1998; Скубаев В. В. Методика совершенствования содержания обучения курсантов высших военно-учебных заведений на основе использования телекоммуникационных технологий: Дис. канд. пед. наук. — Серпухов, 2000 и др.

2 См.: Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1999; Вострокнутов И. Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: Дис. д-ра пед. наук. — М., 2002; Круподеров Р. И. Телекоммуникации как средство дифференциации обучения: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1997; Муравлев Д. П. лиз, технология применения ДОТ в образовательном процессе трактуется узкопредметно, без выделения общепедагогического аспекта. Это приводит к преобладанию либо технократического, либо кибернетического подхода к раскрытию проблем методики использования ДОТ в учебном процессе. Остаются недостаточно исследованными психолого-педагогические, методические и воспитательные аспекты образовательного процесса при организации ДО особенно для такой специфической категории обучающихся в вузах как сотрудники МВД.

Следовательно, отставание в разработке психолого-педагогических проблем является существенной причиной разрыва между потенциальными и реальными возможностями ДОТ в образовании. Поэтому исследование и обоснование возможностей ДОТ в интересах образовательного процесса вузов МВД РОССИИ является актуальной научной задачей, что и определило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования избран процесс дистанционного обучения в высших учебных заведениях МВД РОССИИ.

Предметом — методика дистанционного обучения слушателей и курсантов вузов МВД РОССИИ.

Цель исследования — исследовать и обосновать методику разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий, основные педагогические пути и условия совершенствования дистанционного обучения в вузах МВД РОССИИ.

Задачи исследования:

1. Исследовать состояние научной разработки проблемы дистанционного обучения в системе высшего профессионального образования и обосновать концептуальную модель построения дистанционного обучения в вузах.

Совершенствование образовательного процесса вуза на основе новых информационных технологий: Дис.канд. пед. наук. — М., 1999; Роберт И. В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис. д-ра пед. наук. — М., 1994 и др.

МВД России.

2. Разработать критерии оценки эффективности дистанционного обучения в учебном процессе вуза МВД РОССИИ и опытно-экспериментальным путем проверить методику их использования.

3. Обосновать выявленные в ходе опытно-экспериментальной работы педагогические пути и условия эффективного внедрения дистанционных образовательных технологий в вузах МВД РОССИИ.

Решение задач осуществлялось с помощью следующих методов исследования: на первом этапе: историко-педагогический анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, теоретический анализ и синтез, моделирование, изучение и анализ документов, анкетирование и др.- на втором этапе — педагогический эксперимент, метод экспертной оценки, изучение результатов деятельности, педагогическое наблюдение, опросный метод и др.- на заключительном этапе — самоотчет и самоанализ деятельности, теоретическое обобщение, педагогический консилиум и др.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что в современных условиях в образовательном процессе вузов МВД РОССИИ обостряется противоречие между потребностью практики обучения слушателей и курсантов с использованием ДОТ и слабой педагогической проработкой методики их использования в образовательном процессе. Разрешению этого противоречия будет способствовать совокупность организационно-педагогических мероприятий, включающая в себя системную организацию ДО в вузе, комплексное использование ДОТ в учебном процессе. Их реализация на практике в рамках новой информационно-образовательной среды дистанционного обучения в вузах, организации системы переподготовки кадров для системы дистанционного обучения, улучшения качества учебно-методических комплексов и контроля учебного процесса будет способствовать совершенствованию образовательного процесса в вузах МВД РОССИИ.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой исследования явился диалектический метод познания, предполагающий всесторонний объективный анализ образовательного процесса в вузах в его развитии, через противоречивые связи сторон, элементов, видов и форм, единство качественных и количественных характеристик, логического и исторического подходовсистемный, процессуальный и комплексный общенаучные подходы, их приложения к процессу обучения в высшей школеосновные закономерности обучения, дидактические принципыположения проблемно-деятельностной концепции обучения, разрабатываемой в педагогике высшей школы: о многофункциональности обучения, высокой технической оснащенности образовательного процесса, гибкости управления деятельностью преподавателей и обучаемых, комплексности в содержании, организации, методике и контроле.

Теоретической основой исследования являлись научно-теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в работах педагогов и психологов: о путях и перспективах развития системы ВПО (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский и др.) — о методологии и методиках использования современных информационных технологий в образовании (И.В. Роберт, А. Я. Савельев, Д. В. Чернилевский и др.) — о развитии систем дистанционного и открытого образования (А.А. Андреев, И. П. Норенков, Е. С. Полат, В. И. Солдаткин, С. А Щенников и др.), о сущности и характеристике технологии обучения в высшей школе (А.В. Барабанщиков, Э. Н. Короткое, С. А. Маврин, В. М. Монахов, Ю. С. Руденко, В. Д. Симоненко и др.) — специфике организации и обеспечения учебного процесса в вузах МВД РОССИИ (А.И. Тук, Ю. А. Мешков, Ю. Ф. Подлипняк, В. Я. Слепов и др.) — о подготовке кадров для системы ДО (М.В. Моисеева, В. И. Овсянников, С. А Щенников и др.).

Источниковедческую базу диссертации составили: диссертации, монографии, учебники, учебные пособия, научные статьи, материалы научно-практических конференций и семинаров по проблемам методологии и теории педагогики и, прежде всего, по вопросам развития ДО в институциональном планеразличного рода другие документы, раскрывающие историко-педагогический аспект исследуемой проблемынаучные труды ученых, прежде всего педагогов и психологов, по смежным с исследуемой в диссертации проблемамнормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс в вузахматериалы высших учебных заведений, содержащие информацию о составе и эффективности функционирующих в них систем дистанционного обучения.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Московском университете МВД России, а также в Налоговом институте при Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Российском новом университете. Основной опытно-экспериментальной базой явился Московский университет МВД России.

Этапы диссертационного исследования. Исследование было осуществлено в несколько взаимосвязанных этапов с использованием комплексной методики.

На первом этапе (2000;2001 гг.) осуществлен предварительный анализ исследуемой проблемы, сбор и анализ литературных источников, изучение истории возникновения и развития проблемы, способы ее решения на современном этапе развития педагогики высшей школы. Определены объект и предмет, цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап (2001;2002 гг.) представлял собой опытно-экспериментальную часть исследования, разработку Комплексной программы по созданию системы ДО в вузе, обоснование и апробацию основных путей и педагогических условий внедрения ДОТ в образовательный процесс вуза. Одновременно вносились коррективы в методику исследования, формулировались предварительные выводы и рекомендации, некоторые из них внедрялись в образовательный процесс.

Третий этап (2002;2003 гг.) связан с теоретическим обобщением материалов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, внедрением выводов и рекомендаций в практику вузов, литературным оформлением диссертации.

В ходе исследования изучено более 200 литературных источников по проблеме исследования, проанализировано более 60 различных документов по организации ДО (Федеральные законы, ведомственные нормативные акты Минобразования и науки РОССИИ и МВД РОССИИ, Концепции и программы создания и развития ДО на федеральном, региональном, ведомственном и вузовском уровнях, перспективные и текущие планы вузов по разработке системы ДО и др.), проведено более 150 бесед и интервью с руководящим, профессорско-преподавательским составом, слушателями, курсантами и студентами вузов по проблемам организации, содержания и методике ДО. Осуществлено целенаправленное педагогическое наблюдение за работой должностных лиц вузов по разработке и внедрению ДОТ в образовательный процесс на следующих уровнях руководства: руководителей вузов — 10- начальников (деканов) факультетов и их заместителей — 22- заведующих кафедр и их заместителей — 16- преподавателей вузов — 47.

На защиту выносятся:

1. Организационно-педагогическая модель системы дистанционного обучения вуза МВД РОССИИ, включающая учебно-методическую, образовательно-технологическую, производственно-технологическую, административную и материально-техническую подсистемы.

2. Обоснованный механизм проектирования ДОТ в вузе как согласованный алгоритм действий разработчиков по сбору и систематизации сведений о недостатках, проблемах и противоречиях процесса обучения, построению системы требований к формируемому проекту ДОмакрои микроанализу предметной области деятельности выпускников вуза, определению совокупности функциональных модулей специальности, формированию специальных (дистанционного обучения) учебных плановпроектированию учебных программ дисциплин по модульному принципупроектированию учебно-методического обеспечения образовательного процесса (УМК в объеме специальности и УМК в объеме учебной дисциплины) — разработке графиков учебного процесса с применением ДОТ, последовательности и логики прохождения учебных дисциплинпроектированию блока контроля за эффективностью процесса обучения при реализации ДОТреализации проекта ДО в учебном процессе.

3. Комплексная программа по созданию системы ДО в вузе как документ, реализующий механизм методики разработки и внедрения ДОТ технологий в учебный процесс вузов. Комплексная программа представляет собой систему мероприятий по подготовке нормативно-правовой базы ДО вузаразработке содержательно-методической базы ДОсозданию информационно-программных материалов ДОподготовке педагогических кадров для ДОматериально-техническому обеспечению ДОнаучно-исследовательской работе по вопросам ДОоткрытию пунктов ДО в регионах.

4. Разработанные и экспериментально апробированные пути совершенствования образовательного процесса на основе ДОТ, включающие в себя: разработку новой информационно-образовательной среды дистанционного обучения в вузах МВДорганизацию системы переподготовки кадров для системы дистанционного обучениякомплексный подход к внедрению ДОТ в учебный процесс вузов.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в том, что его результаты в своей совокупности содержат решение важной научной задачи по методике ДО в вузах МВД России и являются реальным вкладом в развитие теории и методики профессионального образования. Разработанные теоретические положения о функционировании ДО на институциональном уровне, об алгоритме разработки и внедрения ДОТ в образовательный процесс вузов МВД России, о педагогически целесообразном соотношении ДОТ и традиционных технологий в обучении курсантов и слушателей вузов МВД России по заочной форме с применением ДОТ, об основных путях и условиях по внедрению ДОТ в образовательный процесс вузов МВД России обеспечивают соответствие понимания дистанционных образовательных технологий современным научным представлениям, позволяют выработать в вузах основные направления совершенствования деятельности по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе, повышению эффективности обучению слушателей, курсантов и студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно обогащает преподавательский состав знаниями по проблеме разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вузовпредлагает основные пути внедрения ДОТ в вузы МВД РОССИИспособствует эффективной деятельности разработчиков и организаторов ДО по созданию дидактических систем на основе ДОТ, программных и инструментальных средств ДО. Материалы, теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы Министерством образования, органами управления образованием МВД РОССИИ, руководством вузов для выработки управленческих решений, организационно-методических указаний и рекомендаций по разработке системы дистанционного образования. Разработанная в диссертации Комплексная программа может служить основой для подготовки соответствующих документов в других вузах.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследования разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вузов, применением комплексной методики исследования, соответствующей его объекту, задачам и логике научного поиска, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных, сопоставимостью полученных результатов с массовой педагогической практикой.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем: проведения констатирующего и формирующего педагогического экспериментов в Российском новом университете, на факультете переподготовки и повышения квалификации Московского университета МВД РОССИИвыступлений на научно-методических конференциях (в том числе межвузовских), семинарах и совещанияхпубликации научных статейвыступлений перед руководством, преподавателями, слушателями, курсантами и студентами различных вузовличной многолетней работой по разработке системы ДО в Московском университете МВД РОССИИ и Налоговом институте при Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Материалы исследования нашли применение в практике организации ДО в Московском Государственном индустриальном университете, Российском новом университете, Обнинском филиале ВИПК МВД России.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

ВЫВОДЫ.

1. В результате проведенного исследования выявлено, что применение системного подхода обеспечивает построение теоретической модели дистанционного обучения в вузах МВД России, включающей следующие структурные элементы: учебно-методическую, образовательно-технологическую, производственно-технологическую, материально-техническую и административную подсистемы. Механизм проектирования ДОТ в вузе МВД России заключается в согласованном алгоритме действий руководства вуза, профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала по разработке и внедрению ДОТ в учебный процесс вузов.

2. Установлено, что в условиях применения ДОТ в вузах с наличием очного классического обучения, происходит движение всех форм обучения к некоторой интегративной форме, объединяющей преимущества и положительные стороны очного, очно-заочного и заочного обучения и характеризующейся высокой степенью учебно-методической насыщенности образовательного процесса и активным применением современных технических средств и средств телекоммуникации, возрастанием доли самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что за одно и то же время обучения его качество при использовании ДОТ, возрастает по сравнению с различными традиционными методами на 20−30% при усвоении учебного материала на уровне знакомства и на 30−40% при решении типовых задач, причем прочность приобретенных знаний обучаемыми также увеличивается (в среднем по экспериментальным группам на 10−15%).

3. Механизм формирования и внедрения в образовательный процесс вуза МВД России дистанционного обучения реализован в исследовании через разработку и успешную опытно-экспериментальную апробацию Комплексной программы по созданию системы дистанционного обучения в вузе. Комплексная программа представляет собой систему деятельности разработчиков ДО в образовательном учреждении, включающую мероприятия по подготовке нормативно-правовой базы ДОразработке содержательно-методической базы ДОсозданию информационно-программных материалов ДОподготовке педагогических кадровматериально-техническому обеспечению ДОнаучно-исследовательской работе по вопросам ДОорганизационно-методическому обеспечению ДО.

4. Для оценки эффективности образовательного процесса на основе ДОТ выделена система критериев и показателей. Сравнение традиционных технологий и ДОТ в образовательном процессе возможно по таким критериям, как качество учебной информации, темпо-временной, интегральный критерий педагогического эффекта технологий обученияпоказателям — коэффициенту экономии времени и коэффициенту обученности. Пользуясь указанными критериями и показателями, можно оценить эффективность различных вариантов обучения с применением ДОТ.

5. Качественный и количественный анализ экспериментальных данных с соответствующей статистической обработкой позволил установить преимущества ДОТ в различных подструктурных элементах образовательного процесса. Подтверждена эффективность использования ДОТ в вузах при сочетании обучения на основе ДОТ с традиционным обучением. Опытно-экспериментальным путем подтверждено, что разработка новой информационно-образовательной среды дистанционного обучения в вузах, организация системы переподготовки кадров для системы дистанционного обучения, комплексный подход к внедрению ДОТ способствует совершенствованию образовательного процесса в вузах.

6. Для оперативного решения задач разработки и внедрения дистанционного обучения в вузах МВД России требуется осуществить комплекс мероприятий по повышению информационной подготовки преподавателей, а также повышение квалификации на соответствующих факультетах по программам повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Технология дистанционного обучения» и программам повышения квалификации административно-управленческого персонала «Организация работы в системе дистанционного обучения» в объеме 72 часовсоздать собственные образовательные порталы вузов МВД России, внедрить корпоративные информационные системы вузовобновить учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование дало возможность определить практические рекомендации, учет и реализация которых будет способствовать совершенствованию образовательного процесса в вузах МВД России на основе ДО.

В целях эффективной разработки и внедрения ДОТ в образовательный процесс вузов МВД РОССИИ, считаем необходимым, осуществить следующие практические действия:

А) На уровне Министерства внутренних дел РОССИИ:

— рекомендуется дополнить Положение об организации образовательного процесса в вузах МВД РОССИИ разделом о предоставлении прав вузам использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования;

— для осуществления глубокого, оперативного изучения проблем использования дистанционного обучения в вузах МВД РОССИИ на базе Главного управления кадров создать соответствующий Совет по координации проводимой работы;

— представляется целесообразным разработать Концепцию создания и развития информационно-образовательной среды дистанционного обучения в МВД РОССИИ;

— предлагается пересмотреть нормы обеспечения вузов компьютерной техникой, предусмотреть выделение средств на развитие телекоммуникаций и программного обеспечения.

Б) На уровне вузов МВД РОССИИ:

— рекомендуется в основу разработки дистанционного обучения вуза положить Комплексную программу по созданию системы дистанционного обучения в вузе, апробированную в ходе диссертационного исследования (приложение № 1 диссертации);

— руководящему и профессорско-преподавательскому составу вузов целесообразно определить содержание информационной подготовки слушателей и курсантов, ее объем и структуру в соответствии с рекомендациями, изложенными в § 1 главы 3 диссертации;

— руководству вузов предусмотреть усиление материального и морального стимулирования преподавателей, активно использующих ДОТ в педагогической, учебной и исследовательской деятельности;

— предлагается осуществить комплекс мероприятий по повышению информационной подготовки преподавателей, а также повышение квалификации на соответствующих факультетах по программам повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Технология дистанционного обучения» и программам повышения квалификации административно-управленческого персонала «Организация работы в системе дистанционного обучения» в объеме 72 часов (рекомендации в § 2 главы 3, приложениях № 10, 11 диссертации);

— считать необходимым создание собственных образовательных порталов вузов, внедрение корпоративных информационных систем вузов в соответствии с рекомендациями, содержащимися § 3 главы 3 диссертации.

В) На уровне факультетов и кафедр:

— предлагается обновить учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам в соответствии с рекомендациями, изложенными в § 1 главы 3, приложениях № 3−9 диссертации;

— на заседаниях советов факультетов, кафедр регулярно обсуждать вопросы внедрения и использования ДОТ;

— руководству факультетов и кафедр при оценке эффективности и качества проведенных занятий рекомендовать к использованию критерии и показатели, разработанные в § 2 главы 2 диссертации;

— более активно привлекать слушателей и курсантов — членов кружков научного общества к разработке и использованию ДОТ в учебной и исследовательской работе.

Дальнейшее исследование проблемы целесообразно продолжить по следующим направлениям: технология создания программно-методических средств дистанционного обучения в вузах МВД РОССИИсодержание и структура информационно-педагогического обеспечения образовательного процесса с применением ДОТ в вузах МВД РОССИИинтенсификация освоения учебных планов и программ высшего профессионального образования с применением ДОТ в вузах МВД РОССИИтеоретико-прикладные основы использования глобальных информационных сетей в дистанционном обучении сотрудников МВД РОССИИ и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О., Кривошеев А., Ушаков А. Проектно-созидательная модель обучения // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1994. — № 1. — С. 18−22.
  2. Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Информатика и образование. 1993. -№ 5.-С. 7−19.
  3. И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических умений у будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 20с.
  4. А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 1997. — 120 с.
  5. А.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. -М.: МЭСИ, 1999, — 196 с.
  6. А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1999. 367 с.
  7. А.П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения. Омск: ОмГПУ, 1998. — 189 с.
  8. В.В. Особенности инновационно-моделирующей деятельности по проектированию образовательных процессов // Педагогическая технология академика В. М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие. -М.- Новокузнецк, 1997. С. 69−79.
  9. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа, 1974. -383 с.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  11. С.А. Использование компьютерных обучающих программ при дистанционном обучении экономистов // Дистанционное образование. 1999. — № 3.
  12. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. Рациональная организация учебной деятельности//Избр. Пед. труды. М.: Педагогика, 1989. — 387 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — Ростов-на-Дону, 1972. 346 с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. — 252 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  16. В.П. О критериях качества подготовки специалиста // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 3−8.
  17. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. Учебно-методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  18. A.M., Кревский И. Г. Структура дистанционного образования в регионе // Тематика 96: Тез. докл. Всерос. науч.-метод. конф. -СПб, 1996.-С. 120−121.
  19. В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 12−17.
  20. А.П. Информатизация образования в Удмурдском университете // Программированное обучение и компьютеризация в учебном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск: изд-во Удмурдского ун-та, 1996. — 100с. — С. 10−11.
  21. М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем: Дис. д-ра пед. наук. М., 1992.-350 с.
  22. О.В. Использование учебных телеконференций в обучении студентов // Дистанционное образование. 2000. — № 6. — С. 45−48.
  23. А.К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы: Автореф. дис.. докт. пед. наук.-М., 2000.-54 с.
  24. Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школ: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2001. — 202с.
  25. Н.П. Диагностика, информационное и комбинированное обеспечение непрерывного повышения квалификации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 24с.
  26. Ф., Ковалев С., Мац JT. Информационная подготовка экономистов // Высшее образование в России. 2001 — № 2. — С. 62−66.
  27. Е.И. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. 1998. — № 2. — С. 32−36.
  28. С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики на примере гипертекстового представления учебного материала по тригонометрии: Дис. канд. пед. наук. -М., 1999. 178 с.
  29. Т.Ю. Методика использования мультимедийных технологий в учебно-методической деятельности преподавателя вуза: Дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 237с.
  30. И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: Дис. д-ра пед. наук. -М&bdquo- 2002.
  31. В.И. Основы теоретической педагогики. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1992. — 154 с.
  32. И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. 1998. — № 6. — С. 44−47.
  33. Ю.П. Дистанционное обучение истории и средняя школа // Дистанционное образование. 2000. — № 5. — С. 10−17.
  34. В.В., Минзов А. С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Дистанционное образование. 1999. — № 3.
  35. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996. 112с.
  36. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 38с.
  37. Гу стырь А.В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования: Дис.. кавд. пед. наук. -М., 2001. 212 с.
  38. В., Гульбинская Е. Особенности дистанционного обучения иностранным языкам // Высшее образование в России. № 1, — 2001. — С. 127−129.
  39. В., Майер Г., Трубникова Т. Нормативная база дистанционного образования // Высшее образование в России. № 5, 2001. С. 100−102.
  40. А.С., Кириллов А. И., Сливина Н.А, Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Комплексные обучающие программы // Информатика и образование. 1995. — № 3. — С. 15−21.
  41. .М. Система дистанционного обучения в Кыргызском государственном национальном университете // Открытое образование. 2000. — № 1. — С. 63−70.
  42. Дистанционное обучение / Под ред. Е. С. Полат. М.: Владос, 1998.-92 с.
  43. Е.А., Калиниченко А. И. Основы организации современного учебного процесса в вузе. М., 1992. — 216 с.
  44. В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России. № 3. — 1994.
  45. Э.В., Каймин В. А. Информатика и дистанционное образование. М.: ВАК, 1998. — 88с.
  46. А.П. Дистанционное обучение в учебном заведении высшего образования // Дистанционное образование. 1998. — № 1.
  47. В.В., Тарасов В. Б. Виртуальная кафедра в техническом университете // Дистанционное образование. 2000. — № 6. — С. 39−45.
  48. Закон РОССИИ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). М., 2003.
  49. Л.Х. Теоретические основы создания и применения электронных учебников по общетехническим дисциплинам: Дис. д-ра пед. наук. Астрахань-М., 1999.
  50. А.Н. Организация дистанционного обучения в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова // Дистанционное образование. 1999. — № 1.
  51. А.Н. Педагогические основы измерения эффективности учебных занятий с использованием ЭВМ (на материалах практических занятий по военно-техническим дисциплинам с курсантами ввузов): Дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1989. — 196, с.
  52. А., Кривошеев А., Куракин Д. Развитие сети телекоммуникаий в системе высшего образования Российской Федерации // Высшее образование. 1995. — № 2. — С.87−93.
  53. И.И., Галатенко Н. А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: Пособие для преподавателей. М.: Логос, 1994. — 205 с.
  54. А.П., Шестериков Э. Л. Организация и использование видеокомпьютерных систем и компьютерной технологии обучения // Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрение. -Киев, 1991. С.62−72.
  55. Л.С. Разработка комплексной системы обучения с использованием персонального компьютера в начальной школе. Дисс. канд. пед. наук. Владикавказ, 2000. — 200с.
  56. Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий / Решение коллегии Министерства образования РОССИИ от 26.06.2002 г.
  57. И.С., Позднеев Б. М. Информационно-техническое и методическое обеспечение дистанционного образования в области специальных дисциплин // Дистанционное образование. 1999. — № 1.
  58. В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика. 1998. — № 6. — С. 43−47.
  59. Калашникова С. А. Развитие дистанционного образования в
  60. Украине: интеграция в мировые образовательные структуры // Открытое образование. 2002. — № 5. — С. 26−28.
  61. Р., Тюрина JI. Библиотечно-информационная деятельность вузов // Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С. 107 112.
  62. Л.Н., Путилов Г. П., Тумковский С. Р. Методы и средства построения образовательного портала технического вуза // Открытое образование. 2002. — № 2. — С. 34−41.
  63. А.А. Педагогические основы индивидуализации учебной деятельности: Дис.. докт. пед. наук. -М., 1983. 389 с.
  64. Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы. Дисс. канд. пед. наук. Калининград, 1999. — 210с.
  65. С.П. Дистанционное обучение в РАО «Газпром» // Дистанционное образование. 1997. — № 3.
  66. В.А. Формирование профессионально ориентированной модели обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. // Информатика и образование. — 1997. — № 2. — С. 104−106.
  67. С. Методика: наука? искусство? ремесло? // Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С. 112−115.
  68. Г. А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения. (По материалам зарубежных публикаций): Дис.канд. пед. наук. -М., 1992. -203с.
  69. JI.C. Познавательная систематичность учащихся в условиях компьютерного обучения // Педагогика. 1999. — № 2. — С. 46−50.
  70. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // Дистанционное образование. 1997. — № 2.
  71. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М.: РосНИИСИ, 1993. — 72 с.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Одобрена Распоряжением Правительства РОССИИ от 29.12.2001 г. № 1756-р.
  73. Компьютеризованный учебник/ Б. И. Глазов, Д. А. Ловцов, С. Н. Михайлов, А.В. Сухов//Информатика и образование, 1994. № 6. — С.86−94.
  74. Г. Институт дистанционного образования. 2002. — № 5. —С.123−130.
  75. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в ВУЗе. -М.: ВПА, 1990. 170 с.
  76. А.В. Методика использования ЭВМ для индивидуализации обучения по физике: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. 177с.
  77. М., Околелов О. Дидактический инструментарий новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2001. -№ 1. — С. 124−126.
  78. С.С. О качестве систем ДО // Высшее образование в России. 2000. — № 6. — С. 123−124.
  79. Либин-Левав В. А. Теория и практика дистанционного образования: (Открытый ун-т Израиля): Дис.. канд. пед. наук. М., 1998.167 с.
  80. Е.В. Совершенствование контроля учебной деятельности курсантов высших военно-учебных заведений: Дис.. канд. пед. наук. -М., 2000.-186 с.
  81. В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды: Автореф. дис.канд. пед. наук. Тамбов, 1997. — 24с.
  82. Я.Е., Кострова В. Н. Формирование подсистемы дистанционного обучения в вузе // Дистанционное образование. 2000. — № 5.-С. 33−36.
  83. В.И. Организационно-педагогические проблемы применения ЭВМ в учебном процессе ВВУЗов: Дис.. канд. пед. наук. -М., 1984. 178 с.
  84. Т.Н., Вишняков А. В., Капустин Ю. И. Электронный учебник что это? // Открытое образование. — 2002. — № 2. — С. 19−22.
  85. И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: Дис. д-ра пед. наук. М., 1991.
  86. Е.К. Электронная библиотека как системообразующий модуль системы дистанционного образования // Дистанционное образование. 1988. -№ 3.
  87. Д.Ш. Информационная модель школы // Информатика и образование. 1996. — № 3. — С. 1−8.
  88. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 96 с.
  89. Е. И. Методические рекомендации и проектирование обучающих программ. Киев: Госпрофобр, 1986. — 111с.
  90. Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Высшая школа, 1987. — 223с.
  91. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 192с.
  92. Е. И., Андриевская В. В., Комиссарова Е. Ю. Диалог в обучающей системе. Киев: Выща школа, 1989. 184с.
  93. Е.И., Бабенко Л. П., Верник Л. В. и др.- Под редакцией А.А. Стогния и др., Основы компьютерной грамотности. Киев: Выща школа, Головное издательство, 1988. — 215с.
  94. М.В. Методические основы построения компьютерного учебника для Вузов. Дисс. к.п.н. М., 1998. — 140с.
  95. Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РОССИИ / Приказ Минобразования РОССИИ от 18.12.2002 г. № 4452.
  96. Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавателей ВУЗов МВД РОССИИ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001.-19 с.
  97. А.С. Концепция индивидуального обучения в телекоммуникационной компьютерной среде // Дистанционное образование. 1998. — № з.
  98. Е. Типология дидактических тестов при разработке и экспертизе // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1997. — № 2. — С. 16−17.
  99. В.И. Теория и методика проверки качества знаний обучаемых с применением ЭВМ: Дис. д-ра пед. наук в форме науч. докл.-М., 1990.-46 с.
  100. А.П., Батурина Н. Ю., Молчан В. Ю. Сочетание традиционных и компьютерных форм обучения студентов.// Методы активизации познават. деят. студентов. Новочеркасск, 1993. — С.168−188.
  101. Т.И., Михеенков И. Е. Программная таксономия основа для создания гипермедийных обучающих программ // Информационные технологии. — 1998. — № 8. — С. 40−43.
  102. А.В., Титоренко С. А. Дидактические принципы компьютерного обучения // Педагогическая информатика. 1993. — № 2. — С. 10−16.
  103. В.Н. Влияние компьютеризации учебной деятельности на формирование мышления учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001.-22с.
  104. Моделирование учебного процесса в вузах МВД России: Учеб. пособие / JI.B. Кузнецова- Барнаульский юридический институт МВД РОССИИ. Барнаул: РИО БЮИ МВД РОССИИ, 2001. — 117 с.
  105. М.В. Психолого-педагогическая поддержка дистанционного обучения // Дистанционное образование. 2000. — № 2. — С. 49−55.
  106. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. — 386 с.
  107. В.М. Дидактико-методологические основы проектирования образовательного процесса и методическая система дистанционного обучения / Российский портал открытого образования / -02.11. 2002. http://conf/sssu/m/phomms/read.php?f=18&i=8&t=8.
  108. Д.П. Совершенствование образовательного процесса ВУЗа на основе новых информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук. -М.:ВУ, 1999.-212 с.
  109. В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. — № 3. — С. 36−40.
  110. Новиков И. Office Extensions: эпоха XML и .Net // PC Magazine/Russian Edition. 2001. — № 5. — С. 126.
  111. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е. С. Полат. -М.: Academia, 2000. -270 с.
  112. И.П. Системные вопросы дистанционного обучения / http://www.engineer.bms^.m/journal/publications/norenkovsysquest.phtml.
  113. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений / Письмо Минобразования РОССИИ № 14−55−996 ин/15 от 27.11.2002 г.
  114. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. -М.: Наука, 1999. 178 с.
  115. В.И. Дистанционное образование в России: миф или реальная перспектива? // Педагогика. 1996. — № 2.
  116. В.И. Дистанционное образование: Теоретические проблемы и противоречия // Состояние и перспективы развития дистанционного обучения в системе педагогического образования: Ежегодник. М., 1999. — № 7. — С. 5−13.
  117. В.И. Заочное и дистанционное образование: близнецы или антиподы? // Открытое образование. 2002. — № 2. — С. 64−73.
  118. К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 176с.
  119. А.Г. Проблема обратной связи при дистанционном обучении // Открытое образование. 2002. — № 3. — С. 43−47.
  120. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». № 11 -ФЗ от 10 января 2003 года.
  121. О.П. Процесс обучения в системе дистанционного образования // Дистанционное образование. 2000. — № 3.
  122. О. Электронный учебный курс // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 126−129.
  123. О создании системы дистантного образования в Российской
  124. Федерации / Решение коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РОССИИ от 09.06.1993 г. № 9/1.
  125. Основы применения информационных технологий в учебном процессе ВУЗов. (Научно-методический сборник). М.: Военный университет, 1995. — 104 с.
  126. А.Н., Королева М. В., Клочков И. А. Новые информационные технологии в преподавании общественных наук: Методические рекомендации. М.: ВПА, 1991. — 76 с.
  127. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого М.: РПА, 1996. — 604с.
  128. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  129. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. -М.: Изд. Центр «Академия», 1998. 512 с.
  130. П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: Дис. д-ра пед. наук. М., 1973. — 392с.
  131. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. М.: МПУ, 1996. — 272с.
  132. Е.С. и др. Дистанционное обучение. М.: Владос, 1998.189 с.
  133. А.И. Информатизация российского общества и укрепление обороны страны: Дис. д-ра филос. наук. М.: ВУ, 1996. — 394 с.
  134. В.И. Проблемы научного управления социальным познанием слушателей военных академий с помощью ЭВМ: Дис.канд. филос. наук. М.: ВПА, 1990. — 190 с.
  135. В.И. Методика разработки и применения автоматизированных учебных курсов по общественным наукам: Учебно-методическое пособие. М.: ВПА, 1988. — 120 с.
  136. Развитие единой образовательной информационной среды на 2001−2005 годы: Федеральная целевая программа. -М., 2000.
  137. И.В., Сухов В. П., Шугрина М. В. О классификаии компьютерных учебных программ// Проблемы информатизации в распределенных системах управления и проектирования. Воронеж, 1994. — С.150−155.
  138. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.: «Школа-Пресс», 1994. 205 с.
  139. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дис. д-ра пед. наук. М., 1994.
  140. А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 16−22.
  141. A.JI., Храпова JI.B., Храпов В. Н. Автоматизированнаяобучающая система «Барьер»: Методическое пособие. Новосибирск: СибАГС, 1997. — 48с.
  142. Ю.С. Проектирование обучения слушателей и курсантов в высшей военной школе: Монография. М.: ВУ, 2001. — 170 с.
  143. Ю.С. Методологические подходы к проектированию содержания обучения в высшей школе / Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России. М.: РосНОУ, 2001. — С. 199−203.
  144. Ю.С. Перспективы подготовки научно-педагогических кадров. В сб. «Приоритеты развития Военного университета». М.: ВУ, 1998.-С. 58−64.
  145. Ю.С. Современные педагогические технологии в образовательном процессе ввуза / Педагогика высшей военной школы. М.: ВУ, 2001.-С. 198−209.
  146. Сборник методических рекомендаций по разработке содержания обучения и интенсивных дидактических систем / Мин-во Гражданской авиации. МИИГА / Под ред. А. А. Золотарева. В 2-х частях. М.: б. И., 1988. -270 с.
  147. С.П. Компьютерная технология подготовки и проведения учебных занятий: Дис.канд. пед. наук. -1 том. Краснодар, 1999. — 186с.
  148. В.Ю. Развитие учебно-познавательной деятельности старшеклассников с применением компьютера (на материале естественнонаучных дисциплин): Дис. канд. пед. наук. 1991. — 174с.
  149. Г. Н. Элементы теории системного управления образовательных систем. Челябинск: Издание Челябинского технического ун-та, 1994. — 4.1: Системное видение образования. — 1994. -167 с.
  150. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М.5 1997. -264с.: 13 рис.
  151. Э.Г., Слуднов А. В. Дистанционное обучение в системе Сибирского института финансов и банковского дела // Дистанционное образование. 2000. — № 6. — С. 56−60.
  152. Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное обучение. 2000. — № 1.
  153. В.В. Методика совершенствования содержания обучения курсантов высших военно-учебных заведений на основе использования телекоммуникационных технологий: Дис.канд. пед. наук. -Серпухов, 2000.
  154. А.В. Использование новых информационных технологий в преподавании физики: Дис. д-ра пед. наук. М., 1996. — 498 с.
  155. Современные педагогические технологии в образовательном процессе ВУЗа: Учебно-методическое пособие. М.: Военный университет, 1998.- 120 с.
  156. В.И. Справка об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий / 21.06.2002 г.: Российский портал открытого образования. http.//conf/sssu/ru/phorums/read.php.
  157. О.А. Активизация учебной деятельности студентов на основе применения информационных технологий (на примере изучения теории графов): Дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. — 163с.
  158. В.А., Федоров А. Ф. Методические и дидактические аспекты создания видеолекций для дистанционного образования // Открытое образование. -2002. -№ 3.-С. 19−27.
  159. JI.C. Педагогические условия применения компьютерной технологии обучения в 9−11 классах современной школы (на примере обучения иностранному языку): Дис. канд. пед. наук. М.: 1997. -154 с.
  160. И.П. Комплексный подход к внедрению дистанционных образовательных технологий в вузах МВД РОССИИ: Сборник научных трудов «Вестник Воронежского института МВД РОССИИ». Воронеж: Воронежский институт МВД РОССИИ, 2004. — С. 23−28.
  161. И.П. Теоретико-прикладные основы дистанционного обучения в вузах МВД России. Учебно-методическое пособие. М.: РАЕН, отделение «Физическа культура и спорт, экология человека», 2003. — 75 С.
  162. Существующие информационные системы сети Интернет поинформационным технологиям в образовании: Аналитический обзор. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2001. -140 с.
  163. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 298 с.
  164. В.В. Учебный процесс и его методическое обеспечение. -М.: ВА им. Ф. Э. Дзержинского, 1991. 191 с.
  165. В.П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация / Международная академия открытого образования. -М.: МЭСИ, 1999. 156 с.
  166. A.M., Иванников А. Д. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. -М.: Вига-Пресс, 1998.
  167. А.Н., Иванников А. Д. Технология дистанионного обучения в вузах России // Высшее образование в России, 1994. № 3. -С.3−10.
  168. Н. Телекоммуникационная сеть для системы образования // Информатика и образование, 1992. № 2. — С 3−14.
  169. Х.А. Моделирование лекционного курса в современных технологиях обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ижевск, 1996.- 18 с.
  170. А.В. Особенности развития дистанционного обучения в российских школах. М., 1998. — 123 с.
  171. В., Кобельков Н. О сертификации дистанционных технологий // Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 130−132.
  172. Т.Ш. Использование технологий компьютерного обучения для повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 166с.
  173. С.А. Открытое дистанционное образование / С. А. Щенников. М.: Наука, 2002. — 680 с.
  174. Р.В., Федотенко И. Л., Ермаков Д. С. Организационно-педагогические основы реализации технологий дистанционного обучения в вузе // Открытое образование. 2002. — № 3. — С. 66−70.
  175. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: «Экспедитор», 1996.-288 с.
  176. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. Учебное пособие для вузов. М., 2002. — 437 с.
  177. В. Преимущества дистанционного обучения // Высшее образование в России. № 4. — 2000. — С. 124−126.
  178. Эксперимент в области дистанционного образования: результаты и перспективы развития. М., 2003. — 78 с.
  179. Эффективность информационных технологий образования в высшей школе: Межвузовская науч. практ. конф. 12−16 сент. 1994 г. Новороссийск: Тезисы докл. М.: НИИВО, 1994. 146 с.
  180. P.M., Заболотский В. П. Научно-методологические основы информатизации. СПб., 2000. — 356 с.
  181. П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.-263 с.
  182. В. А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988. — 245 с.
  183. Якутов 3.Я., Ширяев В. Д. Компьютерные технологии в учебном процессе (в вузе) // Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний. Саранск, 1994. — С. 112−118.
  184. Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. 2001. — № 4. — С. 55−62.
  185. А.А., Титарев Д. Л. Система автоматизированного проектирования компьютерных обучающих курсов // Дистанционное образование. 2000. — № 3. — С. 21−27.
  186. Daniel J.S. Didactic convergence about property, Politics and peace // Two way communication in distance education: Essays in honour of Burge Hoemberg/Frankfurt-on-M., 1992.
  187. Delling P.M. Distant study as an opportunity for learning // The system of distance education. Maim: Kes-mods, 1975.
  188. Distance education for the information society: Policies, pedagogy and professional development: Analytical survey / UNESCO. Inst. For Inform. Techn. in Education. — Moscow, 2001.
  189. Innovative methods in technological education/ UNESCO. P.: UNESKO, 1989. — 182 p.
  190. Wagner E. Research into open and distance learning // Ibid, 1990.345 p.
  191. Wedemeyer C.F. Back door learning society // Distance education: International perspectives. -L.: CroomHelm, 1983.
Заполнить форму текущей работой