Методика изучения профильных и элективных курсов географии
Основная идея ирофилизации старшей ступени школы состоит в том, чтобы образование здесь сделать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. С этой целью выделяются естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический профили. Базисным учебным планом предлагаются и другие профили (физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный… Читать ещё >
Методика изучения профильных и элективных курсов географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • концепцию профильного обучения географии;
- • цели изучения географии в старшей школе на профильном уровне;
- • учебно-методические комплексы для профильной школы;
уметь
- • анализировать программы, учебники по профильным курсам географии;
- • отбирать средства, методы и технологии обучения применительно к выбранным курсам географии;
- • организовывать учебно-исследовательскую деятельность старших школьников;
владеть
- • навыками организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников;
- • навыками работы с различными источниками информации для решения практических профессиональных задач.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования
Одной из задач модернизации российского образования является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 гг. делается акцент на развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования[1]. Одним из путей ее реализации является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Основная идея ирофилизации старшей ступени школы состоит в том, чтобы образование здесь сделать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. С этой целью выделяются естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический профили. Базисным учебным планом предлагаются и другие профили (физико-математический, естественно-научный, социально-гуманитарный, филологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный и др.).
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением предполагает возможность разнообразных предметных комбинаций. Предусматриваются следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Это математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, обществоведение и естествознание.
Профильные — предметы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения. Например, математика, физика, химия, география и биология — для естественно-математического профиля; история, экономика, право, экономическая и социальная география и социология — для социально-экономического профиля. Профильные учебные предметы обязательны для учащихся, выбравших данный профиль. Содержание базовых и профильных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
За счет школьного компонента учебного плана реализуются элективные курсы, входящие в состав профиля. Они являются курсами, но выбору и также обязательны для учащихся. Элективные курсы выполняют две функции: поддерживают изучение профильных предметов и обеспечивают внутрипрофильную специализацию для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточным по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. При этом примерное соотношение объемов базовых, профильных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30: 20.
Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Выделяется несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения. Первой является модель внутришкольной профилизации. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным. Второй является модель сетевой организации. Здесь профильное обучение осуществляется за счет целенаправленного привлечения образовательных ресурсов иных учебных заведений. Этот вариант основывается на объединении нескольких школ или на кооперации общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального образования.
Предложенный подход не исключает возможности развития универсальных школ и классов, а также специализированных общеобразовательных учреждений.
Таким образом, профильное обучение является направленным, дифференцированным и компенсаторным. В основу системы профильного обучения положен компетентностный подход, способствующий формированию социальной адаптации и мобильности выпускников.
- [1] Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 гг. утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2014 № 27б5-р.