Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Виды музыкальной деятельности, влияющие на духовно-нравственное развитие детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечает Л. С. Выготский, природа катарсиса заключается в том, что в процессе восприятия произведений искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного переживания его прекрасной формой. Поэтому произведение драматического или трагического характера также должны включатся в обучение детей, т.к. они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного… Читать ещё >

Виды музыкальной деятельности, влияющие на духовно-нравственное развитие детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Восприятия музыки как главный фактор духовно-нравственного воспитания

Восприятие музыки — одна из сложнейших проблем, встающих перед учителем музыки. В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей.

Восприятие музыки способствует активизации умственных операций, таких как сравнение, сопоставление, выделение черт общего и различного. Для этого хорошо использовать контрастные музыкальные произведения (марш-танец-колыбельная).

Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: «Песня жаворонка», «Подснежник» П. Чайковского, «Колыбельная» В. Моцарта, «Смелый всадник» Р. Шумана и т. д.

Главное заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества (прежде всего украинского и русского народов), чтобы слушание одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.

Перед слушанием музыки нужен рассказ о той реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах.

Рассказу придаётся большое значение: он как бы настраивает детей на восприятие произведения. Так, перед слушанием «Танца феи Драже» можно рассказать детям старинную сказку Э. Гофмана, сюжетную канву которой композитор положил в основу балета. Яркими, выразительными словами нужно стремиться создать в представлении детей образ доброй феи — легкой, грациозной. Дети слушают музыку, потом рассказывают о том, как они представляют дворец феи. Воображение рисует пруды, фонтаны, тенистые рощи и таинственные пещеры. Фантастические образы пробуждают желание еще раз послушать музыку.

Толкование музыкального произведения, особенно неизвестного детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Никогда нельзя забывать, что язык музыки — это язык чувств; даже народная песня с бесхитростными, порой элементарно простыми словами воспринимается как художественное произведение только благодаря мелодии.

Чтобы разъяснить сущность художественных образов музыкального произведения, учитель должен понимать специфику изобразительных средств композитора.

Объяснение должно быть своеобразным законченным художественным рассказом, услышанным ребенком из уст учителя. Уже сам по себе этот рассказ должен пробудить чувства, вызвать переживания, создать в воображении яркие картины, ведь красота музыки — могучий источник мысли. Яркие образы, рождающиеся в представлении ребенка под влиянием музыкальной мелодии, оживляют мысль, как бы направляя ее многочисленные ручейки в единое русло. Дети стремятся словами нарисовать то, что создало воображение, что они чувствуют.

Как отмечали многие музыканты-педагоги (Л.В. Горюнова, Л. В. Школяр, Е.Д. Критская), процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора.

Как отмечает Л. В. Школяр Школяр Л. В., Красильникова М. С. и др. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. — М.: Флинта: Наука, 1998. — 336 с., постигать музыку нужно методами, адекватными природе искусства, т. е. методами интонационного постижения смысла. Именно они «помогают зазвучать музыке в ребенке и самому ребенку зазвучать в музыке». Как показывает практика, учащиеся недостаточно глубоко и адекватно воспринимают музыкальное искусство и его смысл, имеют весьма ограниченный словарный запас, не умеют дать верную оценку произведениям музыкального искусства. Главное — организовать интонационное постижение сущности как отдельных моментов, так и целого произведения. Слово учителя о музыке должно вещать о том, что присуще музыке, а не о том, что о ней он думает.

«Слово о музыке должно сокращать, а не увеличивать расстояние между ее смыслом и душой тех, кто ее слушает, исполняет», — пишет Б. М. Целковников Целковников Б. М. Абдуллин Э.Б., Целковников Б. М., Николаева Е. В. Теория музыкального образования Высшее профессиональное образование. Издательство: Академия 2007. Учитель, организующий восприятие художественного произведения, должен быть скорее «энергетической» антенной, передающей и принимающей эмоции и чувства, захватывающей в свое эмоциональное поле ученика, а не человеком, излагающим готовые истины.

Формирование у учащихся способности интонационно мыслить, чувствовать сущность и значение интонации, интонировать должно проходить на всех уроках музыки. «Познай себя, познай других, познай жизнь через музыку путем ее соинтонирования» — вот девиз работы на уроке для каждого ученика.

Этому могут помогать такие методы, как «осознание интонационного смысла произведения» (А.А. Пиличяускас), «совместного рождения образа» (Э.Б. Абдуллин), «моделирование художественно-творческого процесса» (Л.В. Школяр), «пластического интонирования»; приемы: интонирование собственного имени; создание музыкального портрета: кто как звучит в нашем классе? (Л. Маслова); интонирование в определенном настроении музыкальных фраз и т. п.

В ходе восприятия музыки в аспекте эстетического воспитания происходит процесс «самообогащения личности» (И.А. Перфильева) «Понимать искусство — значит чувствовать его», — говорил К. Станиславский Станиславский К.C. Об искусстве театра. Избранное. — М., 1982.

Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке — важнейшая задача музыкального образования.

Например, учитель говорит: «Ребята, а теперь закройте глаза и вслушайтесь в музыку сердцем, почувствуйте ее красоту, отдайтесь полностью течению энергии жизни, солнца, заключенной в ней!». «Весь огромный опыт человеческих чувств формировался, сохранялся и передавался новым поколениям с помощью искусства… Но этот опыт не передается через гены. Он социален. И единственный социальный путь его передачи — все виды искусства, потому что передавать его вне чувств нереально. От чувства — к чувствам. И в этом — подлинная цель художественного (эстетического развития) человека» (Б. Неменский) Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1987. .

Однако стоит отметить, что наивысшее наслаждение от произведения искусства возникает тогда, когда человек постигает смысл художественного произведения, выходит на ступень переживания — понимания. Любой вид деятельности на уроке музыки должен активизировать чувства и разум, подталкивать к творческому постижению и сердцем, и умом сущности музыкального произведения.

В связи с этим не менее важной проблемой является организация на уроке музыки художественно-педагогического общения и «интонационной атмосферы урока» (Е. Кулинкович).

Умение создать одухотворенную атмосферу на уроке, когда музыка является главным действующим лицом на уроке, организовать диалог и полилог с композитором, между школьниками по поводу музыки — это важнейшее умение учителя, совершенствованию которого нет предела. Урок музыки предполагает, что все, что будет происходить на уроке музыки, должно определяться музыкой и природой восприятия музыки.

Как считает Л. В. Школяр, все виды музыкальной деятельности на уроке можно только тогда назвать художественной деятельностью, когда школьники воспроизведут жизнь посредством интонации, постигнут смысл произведения как своего собственного, будут участвовать в рождении музыки. Поэтому можно выделить такие виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке искусства (по Е. Жарковой, Т. Стюхиной), как:

  • — художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора, его идей и смыслов);
  • — художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем — художественное прозрение);
  • — художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа);
  • — художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Урок музыки, особенно в младших классах, должен обладать катарсической функцией, т. е. очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия.

Как отмечает Л. С. Выготский, природа катарсиса заключается в том, что в процессе восприятия произведений искусства происходит уничтожение тяжелого жизненного переживания его прекрасной формой. Поэтому произведение драматического или трагического характера также должны включатся в обучение детей, т.к. они несут определенный терапевтический эффект. С другой стороны, для установления душевного равновесия, для успокоения детей нужно слушать или пропевать мелодии, несущие образы спокойствия и безмятежности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой