Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Анализ результатов констатирующего эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В блоке «будущее интеграции» нами был затронут вопрос о наиболее приемлемых формах обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Как видно из рис. 9, наиболее приемлемый вариант обучения по мнению родителей и педагогов — обучение в инновационных центрах, подобных ЦЛП г. Пскова. то есть, большинство опрошенных родителей довольны обучением своего ребенка в ЦЛП, хотя одинаковое количество… Читать ещё >

Анализ результатов констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практическое применение метода анкетирования при изучении общественного мнения по проблеме реализации идеи социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями в целом показало, что тема действительно актуальна. Исследуя полученные данные, мы пришли к определенным выводам и отметили различия мнений по данным вопросам у участников процесса.

Обработка результатов проходила в несколько этапов.

На первом этапе была проведена первичная обработка данных, полученных в ходе анкетирования участников интеграционного процесса (родителей, педагогов ЦЛП, респондентов социальной сферы).

На втором этапе по результатам первичной обработки информации был сделан сравнительный анализ данных, полученных в ходе анкетирования респондентов. На третьем этапе мы провели сравнительный анализ полученных данных по результатам анкетирования педагогов общеобразовательной, специальных коррекционных школ и Центра лечебной педагогики.

Таким образом, анализируя результаты опроса респондентов — родителей детей с тяжелыми и множественными нарушениями, нами были выявлены основные закономерности в ответах на вопросы анкеты.

Ответы на вопросы по блоку «чувственному уровень» показали, что большинство родителей (57,2%) отмечают негативное отношение людей к детям с особым развитием, но наряду с этим, 53,6% опрошенных отметили, что к их детям относятся с сочувствием и состраданием, а в 21,4% случаев воспринимают как обычных посетителей при встрече в общественном месте. Последние данные свидетельствуют, что на данный момент в обществе тесно сочетаются негативное и положительное отношение к детям с особым развитием.

В результате анкетирования мы выявили следующую закономерность: чем чаще респонденты видят детей с особым развитием в общественных местах, имеют представление и располагают какой-либо информацией о данной категории детей, тем ярче выражена динамика развития отношения к детям от негативизма к принятию их как равных, это отмечают 64,3% опрошенных.

При ответе на вопрос о поведении посетителей при встрече с детьми с особым развитием в общественном месте 50% родителей отметили, что посетители стараются избежать контакта с ребенком, а другие 50% родителей отмечают, что посетители стремятся оказать детям помощь. 50% родителей отметили, что в общении с обслуживающим персоналом общественных мест возникает ряд трудностей, а 46,4% респондентов отметили, что к ним с ребенком относятся как к обычным посетителям. По мнению родителей, в нашем обществе приблизительно равное количество людей относящихся к детям с особым развитием негативно, и тех, кто испытывает к ним сочувствие и сострадание. Существует определенная закономерность: поведение посетителей при встрече с ребенком с особым развитием в общественном месте зависит от чувств, которые испытывают посетители к данной категории детей.

Таким образом, выявляется следующая проблема: негативное отношение людей к детям с особым развитием, обусловленное низким уровнем информированности общества о социальной интеграции данной категории детей.

Абсолютное большинство родителей (96,4%) считают, что проблема социальной интеграции детей с особым развитием актуальна и требует решения. 78,6% считают, что нужно повысить уровень информированности общества о детях с особым развитием, в частности необходима специальная подготовка персонала общественных мест для обслуживания данной категории детей.

Анализ данных по блоку 3 отражает готовность общества к интеграции на социальном уровне. 53,6% респондентов отметили, что общественные места не приспособлены для детей с тяжелыми и множественными нарушениями, в основном отмечалась неприспособленность общественных мест для посещения их детьми на инвалидных колясках, что существенно осложняет социальную интеграцию детей.

78,3% родителей отметили, что регулярно посещают с детьми общественные места (кафе, театр, детский парк, цирк и т. д.). 42,8% респондентов отмечают, что при проведении досуга с ребенком в общественном месте сталкиваются с негативным и безразличным отношением общества. В частности, некоторые родители (3,6%) отмечают, что сталкиваясь с негативным отношением к ребенку в обществе, стремятся уехать на отдых за город, на природу.28,6% опрошенных сталкиваются с организационными проблемами, а 25% родителей ссылаются на материальные трудности.

По вопросу о будущем интеграции 96,4% респондентов считают целесообразной идею проведения интеграционных занятий, направленных на включение детей с особым развитием в общество. 46,4% родителей затрудняются ответить на вопрос о будущем социальной интеграции. Однако, 35,7% респондентов уверены, что в будущем посещение детьми с особым развитием общественных мест станет нормой. 10,7% родителей считают, что этого не произойдет, следовательно данный процент родителей не видит перспективы социальной интеграции.

В процессе анкетирования родителям было предложено выбрать наиболее приемлемый вариант обучения для своего ребенка, 82,2% выбрали Центр лечебной педагогики, что говорит о том, что большинство родителей довольны образовательным процессом в ЦЛП. Некоторые родители отметили возможность обучения ребенка с особым развитием в коррекционной школе (7,2%), в классе коррекции при общеобразовательной школе (7,2%), совместно с нормально развивающимися детьми в одном классе (7,2%).

Такова ситуация среди родителей детей тяжелыми и множественными нарушениями. Несмотря на то, что нередко сочувствие и сострадание к детям с особым развитием в нашем обществе граничит с негативным отношением, несмотря на то, что родители сталкиваются с огромным количеством социальных, организационных, материальных проблем они многое делают для успешного включения в общество своего ребенка и надеются на то, что в скором времени посещение детьми с особым развитием общественных мест станет нормой.

Среди опрошенных педагогов Центра лечебной педагогики с сочувствием и состраданием по отношению к детям с особым развитием сталкивались 83,3%, но наряду с этим 72,2% респондентов отмечают негативное отношение к детям. И, опираясь на собственный опыт, 88,8% отметили, что при повторяющихся встречах отношение к данной категории детей меняется в лучшую сторону: люди становятся терпимее. Также, опираясь на собственный опыт педагоги отметили, что в 88,8% люди стараются покинуть заведение, встретив в нем ребенка с особым развитием.

  • 100% респондентов отметили, что проблема социальной интеграции актуальна и требует решения. Такое единодушие в ответе объясняется высоким уровнем информированности по данной проблеме, кроме того, педагоги ЦЛП являются основными движущими силами процесса социальной интеграции.
  • 65,6% считают, что для улучшения качества обслуживания детей с особым развитием в общественных местах персоналу требуется специальная подготовка, которая повысит их уровень знаний об особенностях детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

При осуществлении идеи социальной интеграции педагоги ЦЛП сталкиваются с рядом проблем: социальные (61,1%), материальные (55,5%), организационные (50%), нормативно-правовые (38,8%). Небольшая разница в процентном соотношении по каждой группе проблем говорят об актуальности перечисленных проблем и необходимости их решения.

Успешность реализации идеи социальной интеграции зависит от активности всех участников интеграционного процесса. Педагоги ЦЛП отмечают, что в большинстве случаев (72,2%) родители являются активными участниками процесса, но 44,4% родителей, по мнению педагогов, полагаются только на школу, что тормозит процесс интеграции.

Анализ данных, полученных по блоку «Будущее интеграции» показал, что 55,5% опрошенных отметили наиболее приемлемый вариант обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями — это обучение в Центре лечебной педагогики и учреждениях подобных этому. Однако 38,8% респондентов сочли приемлемым обучение в специальной коррекционной школе и 38,8% - обучение с нормально развивающимся детьми в одном классе. Педагоги отметили, что обучение данной категории детей должно проходить в специально организованных условиях, но при этом должна быть возможность большого количества совместных мероприятий с нормально развивающимися детьми (именно такая форма обучения практикуется в ЦЛП г. Пскова).

Большинство опрошенных (66,6%) считают, что в будущем посещение детьми с особым развитием будет нормой и лишь 22,2% затрудняются ответить на этот вопрос.

Все опрошенные педагоги считают целесообразной идею социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями. И несмотря на то, что при реализации данной идеи педагоги сталкиваются с негативностью, а иногда и безразличием других участников интеграционного процесса: пассивность родителей (44,4%), негативное и безразличное отношение общества (61,1%), они продолжают прилагать усилия, чтобы изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Анализируя результаты опроса респондентов социальной сферы (работников и посетителей общественных мест), следует отметить, что на чувственном уровне большинство опрошенных испытывают к детям с особым развитием сочувствие и сострадание (80%), безразличие (20%), воспринимают как других посетителей (13,3%), а негативные чувства испытывают только 10% опрошенных. При этом отмечается разница в чувствах, которые люди испытывают при первой встрече с данной категорий детей и при последующих встречах. При первой встрече сочувствие испытывали 72%, сострадание — 64%, а при последующих встречах сочувствие — 68%, сострадание — 82%. При этом 56% отметили, что стали гораздо «легче» относится к этим детям, стали воспринимать как других посетителей, «мне приятно, что мы можем помочь им». В связи с тем, что у данной категории опрашиваемых к детям с отклонениями в развитии в большинстве положительные чувства, 43,3% ответили, что окажут детям необходимую помощь, встретив их в общественном месте.

Большинство сотрудников социальной сферы (64%) ответили, что при обслуживании данной категории детей возникает ряд трудностей, которые связаны с низким уровнем информированности об особенностях этих детей. Поэтому 68% респондентов отмечают необходимость специальной подготовки для обслуживания детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

93,3% опрошенных считают, что проблема социальной интеграции лиц с тяжелыми и множественными нарушениями актуальна и требует решения, что свидетельствует о достаточно высоком уровне информированности по проблеме.

Большинство сотрудников социальной сферы (56%) отметили, что общественные места, в которых они работают не в полной мере приспособлены для посещения их детьми с особым развитием, а 28% называют неприспособленность общественных мест.

Анализируя ответы на вопросы по блоку «Будущее интеграции» следует отметить, что подавляющее большинство опрошенных 96,6% считают целесообразной идею обучения детей с особым развитием пользоваться услугами общественных мест, т.к. это пригодиться им в будущей жизни. Таким образом, 73,3% респондентов считают, что в будущем посещение детьми с особым развитием будет нормой, а 26,7% затрудняются ответить.

Так как работники общественных мест и их посетители являются значимой частью интеграционного процесса, огромное значение имеет их уверенность в успешности реализации идеи социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями (73,3%) в целом и положительное отношение (68% испытывают сочувствие, 82% - сострадание) к данной категории детей в частности.

При сравнительном анализе результатов опроса среди участников интеграционного процесса мы рассматривали полученную в ходе опроса информацию по блокам анкеты: чувственный уровень, поведенческий уровень, уровень информированности по проблеме, готовность общества к интеграции на социальном уровне, будущее интеграции. Проанализировав полученные данные по этим блокам, мы пришли к следующим выводам.

Как видно и рис. 1 большинство педагогов говорит о положительном отношении к детям с особым развитием, вероятно это обусловлено тем, что педагоги, в рамках интеграционных мероприятий, чаще бывают с детьми в одних и тех же общественных местах и неоднократно повторяющиеся встречи с данной категорией детей уже сформировали положительное к ним отношение у работников социальной сферы, которые в свою очередь сотрудничают с ЦЛП и являются участниками интеграционного процесса.

Проявление положительного отношения к детям с особым развитием у посетителей общественных мест по мнению участников интеграционного процесса.

Рис. 1. Проявление положительного отношения к детям с особым развитием у посетителей общественных мест по мнению участников интеграционного процесса.

Как видно из рис. 2 наиболее часто с негативным отношением к детям с особым развитием сталкиваются педагоги, что объясняется тем, что педагоги ЦЛП чаще других респондентов совершают выезды в различные общественные места вместе с детьми, а низкий уровень негативного отношения у респондентов социальной сферы объясняется тем, что за годы сотрудничества с ЦЛП у респондентов социальной сферы сформировалось положительное (в большинстве случаев) отношение к данной категории детей.

Проявление негативного отношения к детям с особым развитием у посетителей общественных мест по мнению участников интеграционного процесса.

Рис. 2. Проявление негативного отношения к детям с особым развитием у посетителей общественных мест по мнению участников интеграционного процесса.

Но вместе с тем, исходя из данных рис. 3 можно сделать вывод, что при повторяющихся встречах с детьми с особым развитием отношение к ним других посетителей меняется в положительную сторону, они становятся более терпимее к данной категории детей. Положительная тенденция связана с повышением уровня информированности по проблеме социальной интеграции детей с особым развитием.

Изменение отношения общества к детям с особым развитием по мнению участников интеграционного процесса.

Рис. 3. Изменение отношения общества к детям с особым развитием по мнению участников интеграционного процесса.

Как мы видим на рис. 4 на поведенческом уровне возникают особые неудобства и трудности в общении и обслуживании данной категории детей, и поэтому большинство людей стараются избежать контакта с особым ребенком, встретив его в общественном месте. Наиболее часто с трудностями приходится сталкиваться педагогам, работникам социальной сферы, в меньшей степени родителям.

Трудности в общении с детьми с особым развитием по мнению участников интеграционного процесса.

Рис. 4. Трудности в общении с детьми с особым развитием по мнению участников интеграционного процесса

Как видно из рис. 5, большинство респондентов считают, что нужно повысить уровень информированности общества о детях с особым развитием, в частности необходима специальная подготовка персонала общественных мест во избежание трудностей, возникающих при обслуживании данной категории детей. Следует отметить, что большинство респондентов социальной сферы сами отмечают необходимость такой подготовки.

Необходимость специальной подготовки персонала общественных мест по мнению участников интеграционного процесса.

Рис. 5. Необходимость специальной подготовки персонала общественных мест по мнению участников интеграционного процесса.

Уровень информированности по проблеме социальной интеграции детей с особым развитием.

Рис. 6. Уровень информированности по проблеме социальной интеграции детей с особым развитием

Как видно из рис. 6 подавляющее большинство опрошенных респондентов считают, что проблема социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями актуальна и требует решения. Наиболее информированными по проблеме оказались педагоги ЦЛП, это объясняется тем, что именно они являются основной движущей силой процесса интеграции Как видно из рис. 7 наиболее актуальными проблемами, с которыми сталкиваются участники интеграционного процесса при реализации идеи социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями являются социальные, организационные, материальные. Педагоги ЦЛП сталкиваются еще с нормативно-правовыми проблемами и с пассивностью некоторых родителей при включении их ребенка в общество), респонденты социальной сферы не опрашивались по данному вопросу).

Проблемы социальной интеграции по мнению педагогов ЦЛП и родителей детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Рис. 7. Проблемы социальной интеграции по мнению педагогов ЦЛП и родителей детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Как видно из рис. 8, несмотря на большое количество проблем на пути осуществления интеграции, большинство опрошенных респондентов согласны с тем, что в будущем посещение детьми с особым развитием общественных мест станет нормой (рис. 8). Весьма низкий процент среди опрошенных родителей объясняется тем, что они непосредственно сталкиваются с огромным количеством проблем, в основном социальных, и потеряли надежду на успешное включение своего ребенка в общество.

Будущее социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Рис. 8. Будущее социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями

В блоке «будущее интеграции» нами был затронут вопрос о наиболее приемлемых формах обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Как видно из рис. 9, наиболее приемлемый вариант обучения по мнению родителей и педагогов — обучение в инновационных центрах, подобных ЦЛП г. Пскова. то есть, большинство опрошенных родителей довольны обучением своего ребенка в ЦЛП, хотя одинаковое количество опрошенных отметили обучение в специальных коррекционных школах, классах коррекции при массовой школе, совместно в одном классе с нормально развивающимися детьми. Некоторые педагоги отмечают возможным обучение как в специальной коррекционной школе, так и в одном классе с нормально развивающимися сверстниками, отмечают возможным обучение в классах коррекции при массовых школах.

Указывая различные варианты обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями педагоги Центра лечебной педагогики указывают на необходимость организации обучения в специальных условиях, но при этом должна быть возможность большого количества совместных мероприятий с нормально развивающимися детьми.

Анализ результатов констатирующего эксперимента.
  • 1 — инновационные центры;
  • 2 — специальные коррекционные школы;
  • 3 — классы коррекции при общеобразовательных школах;
  • 4 — совместное обучение с нормально развивающимися детьми

Рис. 9. Приемлемые варианты бучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Таким образом, основными проблемами социальной интеграции являются, прежде всего, социальная проблема (негативное и безразличное отношение общества к детям с особым развитием, низкий уровень информированности по проблеме), организационные, материальные, нормативноправовые, что свидетельствует о низком уровне готовности общества к осуществлению идеи социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями на современном этапе развития общества.

Проанализировав ответы участников интеграционного процесса (родителей, педагогов ЦЛП) на вопрос о наиболее приемлемых формах обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями, следует отметить, что некоторые респонденты предлагают обучение в специальных коррекционных школах, классах коррекции при массовой школе и совместное обучение в одном классе с нормально развивающимися детьми. Проанализировав полученные данные нами было проведено анкетирование с целью выявить взгляды педагогов общеобразовательной и коррекционной школ на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

На втором этапе мы анализировали полученные данные исследований среди педагогов общеобразовательной, специальных коррекционных школ и Центра лечебной педагогики. Нами был сделан подробный анализ полученной информации внутри каждой группы.

Анализируя результат опроса педагогов массовых школ, нами были выявлены основные закономерности в ответах на вопросы анкеты.

Ответы на вопрос об уровне информированности по проблеме показывают на недостаточно высокий уровень знаний по проблеме: лишь 68% опрошенных ответили, что проблема социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями актуальна и требует решения.

Среди проблем, которые возникают при осуществлении идеи социальной интеграции 42,1% респондентов отметили социальные, 38,5% - организационные, 26,3% - материальные, 12% - нормативно-правовые. Данные показывают, что респонденты достаточно информированы по вопросу и выделяют наиболее актуальные проблемы.

Среди наиболее приемлемых вариантов обучения педагоги массово школы выделили: инновационные центры (73%), классы коррекции при общеобразовательной школе (37,5%), совместное обучение с нормально развивающимися детьми в одном классе (21,7%), специальные коррекционные школы (15,5%). Анализируя полученные данные можно отметить, что педагоги массовой школы не выступают против обучения детей с особым развитием совместно с нормально развивающимися детьми.

Ответы на вопрос о целесообразности интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями разделились практически поровну: 45,6% поддерживают эту идею, а 50% - затруднились ответить.

Таким образом, педагоги массовой школы являются весьма информированными по проблеме интеграции, выделяют наиболее актуальные проблемы при осуществлении этой идеи, такие как социальные, организационные, материальные, законодательные. Следует отметить, что некоторые педагоги выступают за совместное обучение детей с особым и нормальным развитием, это указывает на будущее развитие идеи интегрированного обучения. Но вместе с тем, только 50% опрошенных, считают идею социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями целесообразной в условиях современного общества.

Анализируя ответ на вопросы педагогов специальных коррекционных школ VIII вида, следует отметить достаточно высокий уровень информированности по проблеме социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями (85%) и примерно такое же количество опрошенных (87,5%) считают целесообразной идею интеграции.

Но при осуществлении этой идеи педагогики коррекционных школ отмечают ряд трудностей: социальные (57%), организационные (43,4%), материальные (40%), нормативно-правовые (20%). Педагоги коррекционных школ имеют наиболее верное, адекватное представление о трудностях реализации идеи интеграции, так как непосредственно с ней сталкиваются. Они отмечают допустимым обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в своих школах (34,6%), а также совместно с нормально развивающимися детьми в одном классе (32,2%).

Таким образом, педагоги специальных коррекционных школ VIII вида имеют высокий уровень информированности об интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями, не понаслышке знают о возникающих трудностях при реализации этой идеи, но несмотря на это, верят в будущее интеграции в 87,5% случаев, что является весьма высоки показателем.

Среди опрошенных педагогов Центра лечебной педагогики все без исключения (100%) высоко информированы по проблеме социальной интеграции. Это обусловлено тем, что педагоги ЦЛП являются основной движущей силой процесса интеграции. Наиболее актуальными для них являются социальные проблемы (61,1%), материальные (55,5%), организационные (50%), законодательные (38,8%), это обуславливает тот ряд трудностей, с которыми педагоги Центра сталкиваются в процессе реализации идеи социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

При общем анализе результатов опроса среди педагогов массовой школы, специальных коррекционных школ VIII вида и Центра лечебной педагогики г. Пскова мы рассматривали полученную в ходе опроса информацию по блокам анкеты: уровень информированности по проблеме, готовность общества к интеграции на социальном уровне, будущее интеграции. Проанализировав полученные данные по этим блокам, мы пришли к следующим выводам.

Как видно из рис. 10 наиболее информированными по проблеме социальной интеграции являются педагоги ЦЛП. Это объясняется тем, что в ЦЛП г. Пскова практикуются различные модели и формы социальной интеграции и педагоги Центра являются непосредственными и активными участниками интеграционного процесса, поэтому они в большей степени, чем другие педагоги, правы, называя самые актуальные проблемы интеграции, так как они непосредственно с ними сталкиваются.

Уровень информированности по проблеме социальной интеграции.

Рис. 10. Уровень информированности по проблеме социальной интеграции

Как видно из рис. 11 самой актуальной для педагогов является проблема негативного, безразличного отношения к детям с особым развитием.

Следующими по актуальности проблемами являются отсутствие материальной базы и организационные проблемы. Наименее актуальны проблемы нормативно-правовые (законодательные), все опрошенные респонденты упоминают об этих проблемах в последнюю очередь.

Проблемы социальной интеграции по мнению педагогов массовой, специальной коррекционной школ и ЦЛП.

Рис. 11. Проблемы социальной интеграции по мнению педагогов массовой, специальной коррекционной школ и ЦЛП.

Как видно из рис. 12 все опрошенные педагоги признают наиболее приемлемым обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в инновационных центрах.

Анализируя полученные данные можно отметить положительную динамику в отношении общества к интеграции, а именно к интеграционному обучению в рамках класса или школы детей с нормальными и особым развитием. Мы видим, что достаточно высокий процент педагогов массовой школы выступает за совместное обучение детей.

Анализ результатов констатирующего эксперимента.
  • 1 — инновационные центры;
  • 2 — специальные коррекционные школы;
  • 3 — классы коррекции при общеобразовательных школах;
  • 4 — совместное обучение с нормально развивающимися детьми

Рис. 12. Приемлемые варианты обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Исходя из рис. 13 большинство педагогов коррекционной школы и ЦЛП считают целесообразной идею социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями в современных условиях. Разница в цифрах вероятно зависит от уровня информированности по проблеме — наиболее информированы педагоги ЦЛП, и вероятно от степени активности участия в интеграционном процессе. Так как в ЦЛП практикуются различные формы интеграции, в большей степени, чем в массовой и коррекционной школах, поэтому педагоги Центра считают идею интеграции целесообразной. Мнения же педагогов массовой школы разделились практически поровну: на тех кто считает эту идею целесообразной и тех, кто затрудняется ответить, такие низкие показатели зависят от недостаточного уровня информированности учителей массовой школы по проблеме.

Будущее социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Рис. 13. Будущее социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Таким образом, наметились основные проблемы: низкий уровень информированности учителей массовых школ по проблеме социальной интеграции детей с особым развитием; низкий уровень готовности общества на социальном уровне, об этом свидетельствует наличие большого количества социальных, организационных, материальных проблем при осуществлении идеи социальной интеграции.

По результатам сравнительного анализа данных, полученных в ходе анкетирования участников интеграционного процесса можно выделить следующие проблемы социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями:

В психологическом аспекте — это — негативное и безразличное отношение к детям с особым развитием; избегание контакта с данной категорией детей; отказ в оказании им помощи; возникающие трудности в общении обслуживающего персонала с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями при посещении данной категорией детей общественных мест (магазины, кафе и т. д.).

В социальном аспекте — это — низкий уровень информированности общества по проблеме социальной интеграции детей с особым развитием; организационные проблемы, а именно приспособленность общественных мест для посещения их детьми с особым развитием;

материальные проблемы.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась. В процессе реализации идеи социальной интеграции детей с тяжелыми и множественными нарушениями выявляются проблемы в психологическом, социальном и правовом аспектах.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой