Сократ.
Античные философы и педагоги о воспитании и обучении
Известны имена учеников Сократа, высказавших интересные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430 — 355 до н. э.), является автором первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Ксенофонт полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства… Читать ещё >
Сократ. Античные философы и педагоги о воспитании и обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Софисты, т. е. мудрецы, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, они помышляли о воспитании политически активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную «эн-кик-лос-пайдейю» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», ставших символом образованности вплоть до нового времени.
Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречия — риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевывать мнение большинства, то есть угадывает смысл общего блага.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469 — 399 до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать «майевтику» («повивальное искусство») — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.
Сократ — один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может» .
Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование «Могучие духом… если получат образование… становятся отличными… полезными деятелями. Оставшись без образования., они бывают очень дурными, вредными людьми» .
Учительская деятельность для Сократа была дороже жизни. Когда перед ним встал выбор, сохранить жизнь или отказаться от такой деятельности, Сократ принял яд цикуты.
Сократ излагал свое учение в любой аудитории, будь то городская площадь или аллеи Ликея. Он был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов — т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю» .
Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. «Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее… а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими» — так описывал свои впечатления ученик Сократа.
Известны имена учеников Сократа, высказавших интересные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430 — 355 до н. э.), является автором первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Ксенофонт полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости.
Я абсолютно согласна с мнением Ксенофонта. Ведь мощь и развитость государства определяют образованные люди. Если правитель предусматривает руководство сильной страной, то повышение уровня образованности граждан должно быть одной из главных задач.
Другой ученик Сократа — Антисфен (450 — 360 до н. э.), основатель философской школы киников, — полагал, что в воспитании необходимо прежде всего приближаться к миру реальных явлений. Основным методом воспитания он называл пример наставника. Как особую задачу Антисфен выделял воспитание привычки преодолевать трудности и лишения, презирать мирские блага («пусть дети наших врагов живут в роскоши»).