В методике Кушнира цель принципиально другая: воспитание Читателя
Обходятся без звукового обучения в школах для глухонемых детей. У них вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее большинство таких деток пишут грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов. Читать ещё >
В методике Кушнира цель принципиально другая: воспитание Читателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кушнир считает, что чтение должно войти в жизнь ребенка в полноценном виде, а не как его этапный суррогат. К шести-семи годам ребенок уже прекрасно знает: люди читают для того, чтобы узнать что-то новое и интересное. От этой установки и надо отталкиваться.
Содержанием и предметом урока чтения становится само чтение. Нет никаких тренировочных и адаптированных текстов. Читают сразу и исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. Вначале используется детская поэзия, которая ребенку хорошо знакома и понятна: Маршак, Чуковский, Михалков, Маяковский, Барто. Потом появляются сказки, фольклор, детская классика, исторические, географические, приключенческие произведения.
Цель такого обучения — потрясение души, ее пробуждение. И эта цель восходит к истокам народной педагогики и религиозного воспитания. Если ребенок не переживает глубоко, если он, как логическая машина, что-то усвоил, но сердцем и душой не откликнулся, то для нас это потерянное время.
Пишут безграмотно
Сложность русского языка заключается в том, что нет однозначного соответствия между звучанием и написанием слов. Говорим «карова», но пишем-то «корова». Нужно запомнить написания всех слов, которые нельзя проверить. Казалось бы, для малыша, возможности памяти которого просто безграничны, это не такая уж и сложная задача. Но тут в дело освоения грамотности вмешивается методика обучения чтению.
Современные, принятые в школе программы основаны на фонематическом методе и обучают сначала звуковому анализу речи, определению звукового состава слова. Только после этого детей знакомят с буквами и показывают, как переводить звук в буквенную запись. Очевидно, что малыш будет писать то, что он слышит. А слышать его научили очень хорошо. Современные дети в течение двух-трех лет до поступления в школу выполняют разнообразные упражнения, чтобы научиться выделять фонемы и анализировать звуковой состав слова. Утверждение, что фонематический слух абсолютно необходим при обучении чтению и грамотному письму, никто не подвергает сомнению. Считается, что даже буквы можно успешно усвоить только в том случае, если ребенок имеет четкий слуховой и артикуляционный образ звука и умеет выделять звуки из речи.
Учебные программы начальной школы во времена наших мам и бабушек были построены на ином принципе — зрительном. Детей сначала знакомили с буквами и правилами, по которым из них складываются слова. Малыши сразу привыкали писать так, как видели, а не так, как слышали. Чтению учили так же наглядно, посредством составления из букв слогов и слов, и далее составлению из слов предложений. В результате в экзаменационном сочинении на десять страниц текста было не более двух-четырех ошибок.
Обходятся без звукового обучения в школах для глухонемых детей. У них вообще нет никакого слуха, не только фонематического, тем не менее большинство таких деток пишут грамотно. Работают они по учебникам общеобразовательных школ, читают и вполне понимают, что в них написано. Естественно, глухонемых детей учат зрительным, буквенным методом и достигают с его помощью высоких положительных результатов.
Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Нормально, природосообразно, просто — двигаться от слова к букве.