Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Использование игры для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вся игровая траектория построена на поиске Принцом Золушки. С помощью туфельки, потерянной Золушкой на балу, Принц старается ее найти. Для этого ему надо пройти несколько игровых этапов, каждый их которых соответствует определенной эмоции. Это эмоции, которые испытывает каждый человек в тех или иных ситуациях, которые имееют свои отличительные внешние особенности, определенный знак… Читать ещё >

Использование игры для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На основе теоретического изучения проблемы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста и полученных на диагностическом этапе экспериментальной работы результатов нами были определены цель, задачи и содержание основного этапа экспериментальной работы.

Цель основного этапа экспериментальной работы заключается в разработке и апробации игры для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

На основном этапе экспериментальной работы решались следующие задачи:

  • 1. Разработать конструкцию игры для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
  • 2. Определить содержание игры по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
  • 3. Осуществить подбор основных и второстепенных персонажей игры для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
  • 4. Определить способы и формы использования разработанной игры для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

В жизненном пространстве современных дошкольников игры представлены в самых разнообразных видах и формах. Учитывая тот факт, что наряду с традиционными контактными и предметными играми, дети активно стремяться играть в игры компьютерного формата, а также широкую доступность информационных технологий в нашей жизни, мы разработали игру на основе программного продукта PowerPoint, который широко используется в образовательном среде.

Игру мы назвали «В поисках принцессы». Данное название обусловлено особенностями детской субкультуры и возможностями игры создавать особый мир чувственных переживаний и образов.

В качестве основного конструктивного решения была выбрана игра-путешествие с элементами квеста. Построенная по принципу путешествия, игра предполагает последовательное выполнение ряда заданий, в случае успеха участник получает возможность дальнейшего продвижения для достижения цели, обозначенной в начале игры.

Также игра построена с учетом принципа интеграции образовательных областей, различных видов деятельности, а также с учетом возрастных возможностей и особенностей старшего дошкольного возраста.

Цель данной игры состоит в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, в частности развития способности восприятия и выражения эмоций, способности понимания и анализа эмоций, использования эмоционального знания.

В качестве основного образовательного содержания игры нами были определены 5 фундаментальных эмоций человека, которые наиболее часто испытывают дети и взрослые: радость, печаль, удивление, интерес, обида.

При формировании игрового материала мы опирались на основные характеристики указанных эмоций, чтобы дети в процессе игры смогли освоить данный материал.

Радость Радость определяется как активная положительная эмоция, выражающаяся в хорошем настроении и ощущении удовольствия. Радость сопровождается переживанием удовлетворенности самим собой и окружающим миром. Радость определяют, как сильное удовлетворение.

Радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно, позитивное чувство, которое в самых общих словах можно назвать чувством психологического комфорта и благополучия.

Характерным для радости является ее очень быстрое возникновение, чем она приближается к аффекту. Не случайно радость определяют, как реакцию на неожиданное получение чего-то приятного, желанного.

Радость легко распознаваема, о ее наличии свидетельствуют улыбка и смех. Она сопровождается возбуждением двигательных центров, приводящим к разряду моторного возбуждения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопание в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинают лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.

Улыбка и смех как признаки удовольствия и радости обнаруживаются уже у новорожденного ребёнка и сохраняются относительно неизменными на протяжении всей жизни человека. Человек научается улыбаться по самым разным поводам и самым разным образом, в зависимости от повода, вызвавшего улыбку. Однако истинная улыбка радости почти всегда одна и та же, как на лице новорожденного младенца, так и на лице пожилого человека.

Радость может возникать от упражнений, улучшающих физические возможности, при еде или питье, которые удовлетворяют чувство голода и жажды, или вследствие чего-то, что уменьшает напряжение, гнев, отвращение, презрение, страх или стыд, которые вторгаются в нашу повседневную жизнь. Радость может возникать при узнавании чего-то знакомого, особенно после длительного отсутствия или изоляции от знакомого человека или объекта. Переживание радости возникает иногда во время мечтаний, грез наяву или других форм воображения или познания. Возможно, даже испытать радость во время сна, и такая радость может возникать как счастливые воспоминания.

Печаль Печаль — отрицательно окрашенная эмоция. Возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в каких-либо аспектах его жизни.

Внешнее выражение эмоции: брови расположены домиком, стремятся внутренней стороной вверх и могут сближаться. От этого натягиваются и внутренние уголки верхних век, отчего глаза кажутся грустными, даже если брови поменяли положение почти незаметно. Нижние веки могут быть напряжёнными. Уголки губ опущены. В моменты сильного переживания губы могут подрагивать. Слегка открытый рот с опусканием его углов выражает печаль. Движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая.

Универсальные активаторы эмоции печали:

  • · разлука;
  • · смерть;
  • · разочарование;
  • · неудача в достижении поставленной цели.

Удивление Удивление — состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью.

Удивление — эмоциональная реакция человека на объект внешнего мира или ситуацию, для которых присущи необычность и неожиданность.

Удивление не имеет противоположной себе эмоции. Если объект не имеет в себе ничего необычного, он не затрагивает нас, и мы рассматриваем его без всякой страсти.

Удивлённый человек имеет характерное выражение лица — широко раскрытые глаза с редким миганием, застывшая мимика лица, отражающая недоумение, растерянность.

Выражение удивления в мимике:

  • 1. Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины пересекают весь лоб.
  • 2. Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над радужной оболочкой видна склера.
  • 3. Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжение или натяжения в области рта нет.

Внешней причиной удивления служит внезапное, неожиданное событие.

Так как удивление — эмоция, возникающая в связи с неожиданной ситуацией, то в норме, как у детей, так и взрослых, оно длится недолго и переходит в другое эмоциональное состояние.

Интерес Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Эта эмоция — великий генератор энергии. Когда она достаточно развита, имеет широкий диапазон и включается вместе с эмоцией — радость, вдохновение, воодушевление, любовь (и не только к человеку, но и к стране, делу, миру) — то появляется огромное количество энергии.

Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности. Постепенно может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету.

Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной — усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей.

Обычный человек испытывает интерес чаще чем любые другие эмоциональные состояния. К. Изард относит данную эмоцию к базовым эмоциям человека [15]. Он так же считает его главным мотиватором человека в работе и важнейшим элементом творческой деятельности.

Чувство интереса может проявляться одним или несколькими из следующих, как правило кратковременных (до 4−5 секунд) мимических движений:

  • · приподнятые или слегка сведенные брови;
  • · перемещение взгляда по направлению к объекту;
  • · слегка приоткрытый рот или поджатие губ.

Человек может продолжать испытывать интерес и после того, как это перестало отражаться в его мимике, но продолжительное отсутствие мимических проявлений рассматривается как признак угасания интереса.

Обида Среди большого числа переживаний и эмоций, которые испытывает человек, особое место занимает обида. Это одна из самых распространенных эмоций человека. По мнению практически всех ученых, исследователей, психологов, которые когда-либо занимались таким эмоциональным состоянием как обида, считается, что это негативное эмоциональное состояние.

Частые обиды способствуют тому, что обида может перерасти в обидчивость как свойство личности и черту характера. Зачастую это чувство может возникать, когда человек попадает в неприятную для него ситуацию, или с ним происходят какие-либо события и явления.

Внешние проявления реакции обиды у детей гораздо ярче и лучше заметны по сравнению со взрослым человеком. У детей еще не сформирована способность скрывать свои чувства и эмоции. Ребёнок может надуть щеки, насупиться, прекратить разговор, отвернуться или уйти в свою комнату, то есть, показывая своим внешним видом, что он обижен.

Чувство обиды появляется не случайно. Это не врожденное чувство, не врожденное эмоциональное состояние. Появлению обид способствует само общество, общение с близкими людьми, общение в коллективе сверстников. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребёнок остро переживает ущемленность своего «Я», свою непризнанность, незамеченность.

Ключевым свойством обиды, является ее способность уничтожать ощущение безопасности, которое связано, но не тождественно с положительным отношением человека к себе и окружающим. Чувство глубокой обиды, как правило, возникает только, когда действия или слова другого человека создают угрозу глубокому подсознательному чувству безопасности у человека, ощущающего обиду.

Эмоциональная сфера является важным компонентом в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники неспособны «читать» эмоциональное состояние другого, а также управлять своими эмоциями.

Опираясь на фундаментальные положения об игре как ведущем виде детской деятельности и о влиянии художественных образов на понимание эмоциональных состояний и формирование эмоционально-ценностных ориентиров в дошкольном возрасте, в разработке игры при подборе основных персонажей мы обратились к героям киносказок и мультсказок.

Центральными персонажами игры были герои «Золушка», которые известны многим поколениям. персонажи «Золушка» ярко демонстрируют такие качества как терпение, доброта, ради других, и веру в то, что все обязательно хорошо. Данная сказка хорошо известна детям. Но в нашей игре она используется в модифицированном варианте, как общая игровая канва, что позволяет расширить возможности познавательно-творческой и игровой активности детей.

Вся игровая траектория построена на поиске Принцом Золушки. С помощью туфельки, потерянной Золушкой на балу, Принц старается ее найти. Для этого ему надо пройти несколько игровых этапов, каждый их которых соответствует определенной эмоции. Это эмоции, которые испытывает каждый человек в тех или иных ситуациях, которые имееют свои отличительные внешние особенности, определенный знак, направленность. На каждлом этапе Принца встречает конкретный сказочный персонаж, который мы выбрали в качестве знакового носителя определенной эмоции.

При обозначении внешнего облика персонажей мы обратились к киносказкам и мультсказкам, которые ярко и выразительно отражают как внешность, так и характер своих героев.

Для детей киносказка — это особый художественный мир образов и событий. Впечатления от просмотра киносказок остаются надолго, а некоторые киносказки оказывают определяющее влияние на развитие ребёнка. На наш взгляд, именно в киносказках ребёнок получает уникальную возможность воспринимать сказочного героя как реального, соотносить его переживания с собственными и наоборот. Именно персонажи киносказок выступают социальными образами для ребёнка, а их поступки — моделью поведения. Это создает условия для социально-эмоциональной идентификации.

В мультсказках дети с удовольствием переживают за сказочных героев и вместе с ними различные события. Рисуночный образ сказочного персонажа мультсказки как бы оживает для ребёнка за счет динамичности и озвучивания. Это создает ситуацию образной соотнесенности героя, его внешности и его характера, манеры и неповторимости. Так, например для большинства детей и взрослых сложно представить Винни-Пуха иным, чем в одноименном советском мультфильме, или Карлсона из мультфильма «Малыш и Карлсон».

В разработанной нами игре действующие персонажи — это сказочные персонажи из мультсказок, у некоторых из них есть аналоги в киносказках. Такой подбор позволил нам усилить эмоцинально-образный эффект игровой ситуации, которая задается структурой и содержанием игры.

Следует также отметить, что на каждом этапе игрового продвижения детям предлагаются разнообразные задания, направленные на раскрытие своеобразия определенной эмоции.

В начале путешествия детей приветствует Принц и обозначает проблемную ситуацию, рассказывая детям, что влюбился на балу в девушку, но не успел с ней познакомиться. По счастливой случайности у него осталась туфелька девушки. После рассказа Принц спрашивает детей, помогут ли они ему найти загадочную девушку. Детям представляется карта, с помощью которой Принц может найти свою возлюбленную. На карте показано 6 игровых полей, которые необходимо пройти. Обязательным условием является правильное выполнение заданий. Только после того, как выполняются все задания можно перейти на следующее игровое поле.

На первом игровом поле Принц встречает Царевну Несмеяну (Печаль), она рассказывает, что живет одна, поэтому ей очень грусно и спрашивает детей бывают ли они печальны и почему. Далее представлены игровые задания:

  • · слушая стихотворение, изобразить грустного и радостного мальчика;
  • · рассказать, глядя на изображения, как изменилось настроение зайчика;
  • · придумать историю, почему плачет девочка и как можно ее утешить.

После выполнения заданий, Принц переходит на следующее поле.

На втором игровом поле Принца приветствует Буратино (Радость), который выглядит радостным и улыбается. Принц спрашивает у детей, что их радует каждый день. На этом этапе предлагаются следующие задания:

  • · определить по изображениям животных кто из них радуется и придумать по какой причине;
  • · найти радостное лицо;
  • · придумать и рассказать чему радуются животные;
  • · слушая стихотворения, изобразить настроения девочек.

На третьем поле Принц приходит к Винни Пуху (Интерес), который с интересом смотрит в небо, он спрашивает детей, что им интересно и просит рассказать интересную историю.

На этом этапе представлены следующие игровые задания:

  • · слушая стихотворение, изобразить мимикой и жестами настроение девочки Тани;
  • · найти самую любопытную девочку;
  • · найти обезьяну, которую заинтересовали бананы.

На четвертом поле Принц приходит в гости к Карлсону (Обида), который обижен на то что, к нему давно никто не приходил в гости и спрашивает: «А на что обижаетесь вы?».

На этом этапе представлены следующие игровые задания:

  • · слушая стихотворение, изобразить мимикой и жестами настроение мальчика;
  • · найти обиженную Машу и придумать на что она могла обидеться.

На пятом игровом поле Принц встречает удивленного Незнайку (Удивление), который спрашивает у детей удивлялись ли они когда-нибудь, чему и удивляли ли они других людей.

На данном этапе детям предлагается выполнить следующие игровые задания:

  • · рассмотреть картинки, рассказать что произошло и ответить на вопросы;
  • · найти девочку, потерявшую свою фотографию;
  • · слушая стихотворение, изобразить мимикой и жестами удивленную девочку.

После того, как Принц проходит все игровые поля и выполняет вместе с детьми все задания, открывается последнее игровое поле — шестое, где Принц встречает Золушку, благодарит детей и спрашивает, что они узнали нового.

Предлагаемые задания в разработанной нами игре направлены не только на расширение представлений детей об основных эмоциях и средствах и способах их выражения, но и позволяют детям устанавливать взаимосвязи, анализировать ситуации, прогнозировать последствия. Ряд заданий способствует накоплению различных впечатлений, обогащению эмоционального опыта детей.

Разработанная нами игра «В поисках принцессы» применялась в течении дня, когда можно осуществлять совместную игровую деятельность. Так как игровой процесс предполагает выполнение различных заданий и игровую коммуникацию, то в игре обычно участвовало 1−2 ребёнка. Всего в игре приняли участие 10 детей группы.

В организации игры предполагается участие взрослого как ведущего и возможного участника. Одновременно в игре принимали участие по двое детей, для того что бы можно было с каждым поговорить, выслушать и уделить достаточно внимания.

Первые участвовали в игре Маша П. и Катя Б. Обе очень общительные девочки, активно отвечали на все вопросы, изображали эмоции, рассказывали истории из личного опыта, периодически перебивая друг друга. Больше всего эмоций вызывало задание, где надо было, слушая стихотворение, изображать мимикой и жестами настроение. Трудностей на протяжении игры у девочек не возникало.

Оля Т. спокойная и тихая девочка, самостоятельно не отвечала на вопросы, только после вопросов, обращённых исключительно к ней. С легкостью справлялась с заданиями, но долго вспоминала ситуации из жизненного опыта. Не смогла сказать, чему она удивлялась и удивляла ли кого-либо.

Саша О. общительный мальчик, очень много говорил, рассказывал ситуации из собственного опыта, про семью, про друзей, много фантазировал. Вызвали сложности задания, где требовалось, слушая стихотворение, изображать мимикой и жестами настроение.

Маша Д. тихая и застенчивая девочка, стеснялась говорить, не отвечала на вопросы, где требовался развернутый ответ или привести пример из личного опыта, но с легкостью выполняла задания, где надо было выбрать правильный ответ.

Миша К. активный мальчик, с интересом выполнял все задания, отвечал на все вопросы, рассказывал истории из жизни. Не возникло никаких трудностей при прохождении игры.

Олег К. спокойный и тихий мальчик, отвечал только на задаваемые вопросы, сам инициативу в беседе не проявлял. Небольшие трудности вызвало задание, где надо было, слушая стихотворение, изображать мимикой и жестами настроение. Старался выполнить задание, но скованно.

Дима Д. старался быстрее выполнить все задания, выполнял их успешно, чтобы скорее закончить игру и пойти играть к мальчикам в конструктор. Проблем с выполнением игровых заданий и игровыми действиями в процессе игры не возникало.

Петя Т. и Андрей А. — активно вдвоем участвовали в игре, много рассказывали историй и много смеялись, выполнили все задания успешно. Никаких трудностей на протяжении игры не возникало.

В игре дети, в основном, активно принимали участие, отвечали на вопросы, решали задания и показывали эмоции. Вопросы подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в игре. Если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, которая активизировала мыслительную и речевую деятельность и приводила к необходимости самостоятельно находить решение.

В ходе игры создавалась доброжелательная атмосфера. У детей был устойчивый интерес к игре благодаря созданным условиям.

Разработанная нами игра неоднократно использовалась в работе с детьми в форме свободного познавательно-игрового взаимодействия и как способ обогащения эмоционального опыта и представлений детей.

Таким образом, проведенная работа показала, что разработанная нами игра предназначена для развития способности детей правильно оценивать эмоциональные проявления, закрепления представлений о способах и средствах выражения эмоциональных состояний, причинах их возникновения, ситуациях их проявления, а также для освоения выразительных средств передачи эмоций. Она позволяет развивать эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста, в частности развивать способности восприятия и выражения эмоций, умения понимать и анализировать эмоциональные состояния, использовать эмоционального знания, а также создает возможность путешествия в удивительный мир переживаний, добра и открытий.

Однако игра — не только источник удовольствия, она чрезвычайно важна для развития ребёнка. Посредством игры можно развивать такие составляющие эмоционального интеллекта как знание собственных эмоций, способность конструктивно обходиться с эмоциями, способность управлять эмоциями, эмпатия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой