Список использованных источников
Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выводят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через… Читать ещё >
Список использованных источников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Баранова Э. А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5 — 8 лет. [Текст] / Э. А. Баранова // Вопросы психологии. — 2007 — № 4 — с. 45 — 55.
- 2. Баранова Э. А Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — М.: «Речь», 2005, 128 с.
- 3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 — 6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: Ч. П. Лакоценин С.С., 2006.
- 4. Возрастная и педагогическая психология. Издательство ОГПУ 2004 г.
- 5. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский? М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.? 108с.
- 6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович — СПб.: «Детство-Пресс», 2006 — 244 с.
- 7. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. — М., ТЦ Сфера, 2005.
- 8. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. — 2003 — № 3 — с. 15 — 17.
- 9. Землянухина Т. М. Познавательная и коммуникативная активность ребёнка при подготовке его к обучению в школе. // Начальная школа. 2002 — № 6 — с. 50 — 55.
- 10. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
- 11. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития).
- 12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду — М.:Сфера, 2004
- 13. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. // Под ред. Л. Г. Нисканен. — М.: «Академия». 2002. — 208 с.
- 14. Калинина Р. Детское «почему» и интеллектуальное развитие. // Школьный психолог. — 2004. — № 1. — с. 22 — 24.
- 15. Карабанова, О. А. Возрастная психология [Текст]/ О. А. Карабанова? М.: Айрис пресс, 2005.? 240с.
- 16. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 — № 8 — с. 29 — 33.
- 17. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003.№ 3. С.4
- 18. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
- 19. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. Дис. К. п. н. — Барнаул, 2000.
- 20. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Пед. Общество России, 2003
- 21. Локтионова З. А., Варыгина В. В. Поисково — познавательная работа в детском саду // Методист. 2006. № 8. С.60−64.
- 22. Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание. 2004 — № 8 — с. 17 — 19.
- 23. «Мы». Программа экологического образования детей /Кондратьева Н.Н. — СПб: «Детство пресс», 2000.
- 24. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы д/с: пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева С. Н. — М.: Просвещение, 2002.
- 25. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернёрам. — М.: «Мозаика — Синтез», 2004.
- 26. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп д/с. — М.: Просвещение, 2004.
- 27. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- 28. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2005.
- 29. Никонова Н. Лаборатория природы. // Дошкольное воспитание. 2004 — № 7 — с. 28 — 31.
- 30. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
- 31. Общая психология: Учебник / под ред. Карпова А. В. — М.: Гардарики, 2002, стр. 183.
- 32. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2005.
- 33. Паршукова И. П. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду. [Текст] / И. Л. Паршукова. // Дошкольная педагогика. — 2006 — № 1 — с. 19 — 23.
- 34. Педагогический энциклопедический словарь. /Гл. ред. Б. М Бим — Бад; Ред кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2003. — 528 с.
- 35. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высш. пед. уч. завед. — М.: Изд-кий центр «Академия», 2002, стр. 215.
- 36. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / под ред. Прохоровой Л. Н. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- 37. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2004
- 38. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду.- М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
- 39. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание.- 2005 — № 12 — с. 3 — 11.
- 40. Савенков А. И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. — СПб.: 2004.
- 41. Савенков А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. — Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005.
- 42. Семёнов И. Н. Тенденция психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. Учебное пособие. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
- 43. Сидорук Г. Н. О формировании познавательной активности у детей дошкольного возраста. [Текст] / Г. Н. Сидорук. // Педагогическое образование и наука. — 2006. — № 3 — с. 31 — 33.
- 44. Соломенникова О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 — № 7 — с. 21 — 27.
- 45. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.
- 46. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. 2001 — № 7 — с. 32 — 34.
- 47. Чехонина О. Эксперименты как основной вид поисковой деятельности. / О. Чехонина. // Дошкольное воспитание. — 2007 — № 6. — стр. 13 — 16.
- 48. Шумакова, Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей. // Развитие творческой активности дошкольников/ Под ред. Матюшкина А. М. [Текст] / Шумакова Н. Б. М.: Педагогика, 2001.
- 49. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: Академия, 2004.
- 50. Юркевич, В. С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей [Текст] / В. С. Юркевич. // Вопросы психологии. 2008 № 2.
Данные по методике «Маленький исследователь».
Код ребёнка. | Количественная обработка (баллы). | Качественная обработка. | |
1. | Чтение книг. | ||
2. | Игровой уголок. | ||
3. | Экспериментирование. | ||
4. | Чтение книг. | ||
5. | Чтение книг. | ||
6. | Игровой. | ||
7. | Игровой. | ||
8. | Изодеятельность. | ||
9. | Изодеятельность. | ||
10. | Экспериментирование. | ||
11. | Игровой уголок. | ||
12. | Игровой уголок. | ||
13. | Изодеятельность. | ||
14. | Игровой. | ||
15. | Изодеятельность. | ||
16. | Игровой уголок. | ||
17. | Экспериментирование. | ||
18. | Изодеятельность. | ||
19. | Игровой уголок. | ||
20. | Чтение книг. |
Приложение 2
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Отношение к экспериментальной деятельности. | Целеполагание. | Планирование. | Реализация. | Рефлексия. | |
Высокий. | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. |
Средний. | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий. | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом). | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует, не вникая в его подлинное содержание. |
Приложение 3.
1 блок занятий: экспериментирование с песком Эксперимент 1. «Песочный конус».
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (Вспомнить с детьми о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожим на волны моря).
Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка».
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительство домов.
Эксперимент 3. «Волшебный материал» .
Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.
Эксперимент 4. «Где вода?» .
Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (волы наливают ровно столько, сколько чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды.
Эксперимент 5. «Ветер» .
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослыми создают ураган — дуют в трубочку на песок и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).
2 блок занятий: экспериментирование с воздухом Эксперимент 1. «Поиск воздуха» .
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т. д.).
Эксперимент 2. «Живая змейка» .
Зажечь свечу и тихо подуть на нее, спросить у детей, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложить рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее спиральную конструкцию и продемонстрировать детям вращение змейки над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться змейку, и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.
Эксперимент 3. «Реактивный шарик» .
Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Эксперимент 4. «Подводная лодка» .
Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выводят из него; воздух легче воды — попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и всплывает.
Эксперимент 5. «Сухой из воды» .
Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
Эксперимент 6. «Свеча в банке» .
Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени, и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
Эксперимент 7. «Почему не выливается?» .
Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку — открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина — воздушное давление).