Теоретические основы сюжетно-ролевых игр
С. Л. Новоселова исследовала игру как деятельность, показала отличие игры ребенка от игр детеныша шимпанзе. Она отмечала, что освоение общественного опыта ребенком может осуществляться лишь при его собственной активности, начиная с раннего детства. В 1980—1990;е гг. Новоселова исследовала психологопедагогические условия использования компьютерно-игровых комплексов в дошкольных образовательных… Читать ещё >
Теоретические основы сюжетно-ролевых игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сюжетно-ролевые игры изучались в разных направлениях. Д. В. Менджерицкая исследовала сюжет игры, его этическую сторону; отмечала, что если игра возникает на основе нравствснноценного сюжета, то она воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения. Менджерицкая считала игру творческой деятельностью. Ребенок в игре не копирует действительность, а преобразует ее через призму своего воображения, комбинируя свои впечатления.
Много внимания Д. В. Менджерицкая уделяла руководству игрой. Ролевые взаимоотношения успешнее воплощаются в игре, если педагог организует экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, использует наглядность: рисунки, картины. Менджерицкая показала роль игровых уголков с наборами атрибутов для игр «Магазин», «Парикмахерская» и др., дала первые научные рекомендации по их оформлению. До сих пор большой популярностью пользуется ее книга «Воспитателю о детской игре» (М.: Просвещение, 1982).
Р. И. Жуковская считала, что обучение детей на занятиях умению играть заметно обогащает сюжет игры, содержание ролевых контактов. Известность получил такой ее прием, как игры-занятия. Суть его заключается в том, что воспитатель, используя куклы, атрибуты и т. п., разыгрывает перед детьми различные сюжеты, тем самым показывая способы использования игровых материалов, соединения нескольких сюжетов игры, ведения ролевых диалогов и пр. Р. И. Жуковская подчеркивала важную роль игровых правил, полагая, что они способствуют успешному протеканию игры, формированию положительных взаимоотношений; отмечала необходимость обогащения представлений детей об окружающей жизни посредством наблюдения за явлениями социальной жизни, чтения художественной литературы, проведения экскурсий, этических бесед[1].
А. П. Усова исследовала реальные общественные отношения в игре, считая, что воспитать у детей общественные качества можно при следующих условиях: руководстве, направленном на привлечение внимания детей к правилам, задачам ролевого поведения; единстве воображаемых и реальных взаимоотношений. Общественные качества, по ее мнению, развиваются при единстве воздействия положительной, этически ценной роли и соответствующих отношений, складывающихся в детском игровом обществе; при использовании опыта детей, сформированного в других видах деятельности (труде, обучении на занятиях и др.). А. П. Усова полагала, что игра должна стать формой организации детской жизни. Ценным вкладом в теорию игры являются выделенные А. II. Усовой три этапа объединения детей в игре: индивидуальные игры, «игры рядом» и совместные игры[2].
С. Л. Новоселова исследовала игру как деятельность, показала отличие игры ребенка от игр детеныша шимпанзе. Она отмечала, что освоение общественного опыта ребенком может осуществляться лишь при его собственной активности, начиная с раннего детства. В 1980—1990;е гг. Новоселова исследовала психологопедагогические условия использования компьютерно-игровых комплексов в дошкольных образовательных организациях[3].
Н. Я. Михайленко исследовала проблему сюжетосложения как особого способа развития творчества ребенка[4]. Для овладения совместным сюжетосложением она предложила такой прием, как игры-фантазирования. Начинать эти игры нужно со сказок, поскольку своим строением они позволяют осуществлять пошаговое планирование, обсуждение общей сюжетной линии. Михайленко рекомендовала организовать такие игры с подгруппами детей (5—8 человек), поддерживая каждое предложение играющего и вместе с тем осуществляя руководство, чтобы игра имела определенную структуру, развертывание событий. Н. Я. Михайленко отмечала важность обучения детей игровым действиям. Играя вместе с детьми, педагог должен опираться на следующие принципы:
- 1) воспитатель должен занимать позицию партнера, побуждая детей к новым более сложным способам построения игры;
- 2) воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, чтобы детям открывался новый, более сложный способ ее построения;
- 3) с раннего возраста, при формировании игровых умений, следует ориентировать ребенка не только на осуществление игрового действия, но и на пояснение его смысла партнерам, но игре — взрослому, сверстникам.
Н. Я. Михайленко подчеркивала, что опорой для формирования игровых действий служит сюжет. На этапе формирования игровых действий взрослый должен развертывать однотемный, одноперсонажный сюжет; на этапе формирования ролевого поведения — многоиерсонажный сюжет.
Несмотря на то что в исследованиях, посвященных сюжетноролевой игре, выделяются разные направления, всех ученых объединяет понимание игры как: а) жизненно важной, необходимой деятельности; б) фактора успешной социализации, введения в мир культуры; в) средства воспитания, развития дошкольников.
- [1] См.: Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975; Ее же. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во Акад. псд. наук РСФСР, 1963.
- [2] См.: Усова А. II. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.
- [3] См.: Игра дошкольника / под рсд. С. Л. Новоселовой. М., 1989.
- [4] См.: Михайленко II. Я., Короткова II. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. М.: ГНОМ и Д, 2000.