Формирование культуры поведения у старших дошкольников
Воспитание культуры поведения у старших дошкольников требует от педагога знаний особенностей психического развития воспитанников. Среди главных новообразований дошкольного возраста отечественные и зарубежные психологи выделяют такие: 1) формирование первой схематической модели целостного детского мировоззрения, основою которого является собственный практичный метод и жизненные представления; 2… Читать ещё >
Формирование культуры поведения у старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В национальной доктрине развития образования Украины в XXI столетии, четко обозначено как одно из стратегических задач необходимость формирования высокой гуманистической культуры личности, а значит, способность противостоять проявлениям бездушности, начиная со старшего дошкольного возраста. Это возраст является сенситивным к развитию общей культуры поведения, в частности культуры ее поведения.
Под культурой поведения старших дошкольников понимается совокупность действий и поступков, которые мотивируются общественно значащими действиями и обеспечивают способность ребенка проявлять потребность в деятельности, направленной на личностный рост и подтверждение ожидаемых надежд со стороны родных, близких, старших.
Смотря на это в структуре культуры поведения старших дошкольников, выделяем эмоционально-мотивационный, когнитивный и праксичный компоненты.
Эмоционально-мотивационный компонент. Развитие у детей определенных личностных качеств, которые обусловливают моральное поведение, эмпатичнных способностей; умений ориентироваться на чувства, эмоциональные положения другого человека; понимания собственных чувств, эмоциональных положений, их причин; позитивного восприятия окружающего, моральные мотивы, потребности, интересы.
Когнитивный компонент. Наличие элементарных знаний и умений про себя как личность, об окружающем мире, достижения мировой и национальных культур и формирования на основе этих знаний морально-эстетических идеалов, ценностей, переубеждений.
Практичный компонент. Наличие у ребенка определенных умений и навыков морального поведения, способности корректировать собственное поведение до конкретных условий, согласовывая его с поведением ровесников через самопроверку, желание действовать соответственно нормам и требованиям общества.
Саморегулирование поведения обеспечивается системой таких умений: психической и физической регуляции, анализу жизненных ситуаций, осведомления собственного поведения и положения других людей.
Проанализировав структуру культуры поведения, выделили такие критерии диагностики ее развития6 наличие представлений, знаний про общечеловеческие ценности, нормы и правила поведения; сформированность гуманных качеств личности; наличие моральных мотивов поведения; развитие эмоционально-чувственной сферы; добровольность выполнения требований культурного поведения; его стабильность независимо от наличия или отсутствия контроля; способность «противостоять искушениям», потребность искать и умение находить элементарные позитивные формы поведения.
Следовательно из специальных психологических исследований и педагогической практики, высокие познавательные потребности ребенка, желание действовать согласно нормам, предложенным взрослыми, получать уважение со стороны окружающих содействуют усвоению в старшем дошкольном возрасте этических норм поведения. Однако педагоги часто не обращают на это, что приводит к разрыву между моральной сознательностью и поведением в дальнейшем развитии детской личности.
Итак, нужна специальная воспитательная работа по усвоению правил культуры поведения. Она должна вестись в трёх параллельных направлениях: накопление элементарного гностичного морального опыта (знание правил поведения, понимания их социальной значимости, формирование понимания их целесообразности (необходимость и практической корысти); утверждения практического опыта культуры поведения (формирование поведенческих умений и навыков в ситуациях жизненного выбора); а также коррекции негативного опыта, негативных стереотипов поведения.
Воспитание культуры поведения у старших дошкольников требует от педагога знаний особенностей психического развития воспитанников. Среди главных новообразований дошкольного возраста отечественные и зарубежные психологи выделяют такие: 1) формирование первой схематической модели целостного детского мировоззрения, основою которого является собственный практичный метод и жизненные представления; 2) возникновение первичных этично-эстетических представлений и знаний: дети осведомляют главные моральные правила и четко отличают их от социальных условностей; 3) формирование суподчинительных мотивов: если в младшем дошкольном возрасте мотивы имеют характер неосознанных, аффективно закрашенных желаний, связанных с ситуацией, то у старших дошкольников это уже осознанные намерения, в которых на первый план выступают мотивы морального содержания; 4) возникновение произвольного поведения, которое включает систему поведенческих реакций, механизм саморегулирования поведения, просоциальные установки, агрессивные установки и способы контроля агрессии. Основою произвольного поведения, по Д. Эльконину, является желание руководить собой и своими поступками согласно с определенными правилами, нормами; 5) формирование объективной самооценки и связанных с ней установок гордости, стыда и вины, которые являются элементами освоения других морально значащих установок.
Как известно, ведущей деятельностью дошкольников является игра. Как раз она содействует социализации личности малышей, обозначает развитие их интеллектуальных, физических и моральных качеств. Д. Эльконин называл игру школой произвольного поведения, О. Леонтьев — школой — морали и действий. На думку Л. Божовича игра обеспечивает переход социальных требований в потребности самого ребенка, где словесные пояснения являются малоэффективными. А поэтому лишь методами сказки и игры, благодаря позитивному эмоциональному переживанию можно сформировать в ребенке умение действовать согласно с моральными требованиями.