Введение.
Формирование интереса к доступным видам музыкального творчества у обучающихся с умственной отсталостью
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства. О. П. Радынова (43) подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности… Читать ещё >
Введение. Формирование интереса к доступным видам музыкального творчества у обучающихся с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Музыка — одно из самых сильных средств воздействия на любого ребенка. Дети с умственной отсталостью также очень восприимчивы к музыке. Музыка, воздействуя на чувства, вызывает настолько глубокие эмоции, что влияет и притягивает к себе сильнее, чем любой вид деятельности. Это следует учитывать при обучении. М. А. Смирнов (46) говорил, что необходимо в первую очередь, развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать навыки восприятия музыки, которая сделает их жизнь ярче и богаче. Влияние музыки на эмоционально — волевую сферу заключается в том, что она успокаивает, активизирует, побуждает к деятельности, объединяет, расслабляет, концентрирует.
Аристотель упоминал музыку как сильное средство психотерапии и воспитания. В процессе восприятия художественного произведения формируются новые жизненные ценности, обогащается эмоциональная сфера. Музыка не только способствует пониманию уже сложившихся эмоций, но и обращает человека к переживанию новых для него чувств.
Музыка участвует в воспитании людей, формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, способствует социализации. Музыка является универсальным средством коммуникации. Ее называют языком без слов.
Музыка специфическими средствами воссоздает чувственно-эмоциональное состояние, то есть содержание чувства. Она способна выражает крайние проявления эмоций их направление, таким образом, музыка воспроизводит всю многообразную и сложную структуру психической деятельности человека.
Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства.
О. П. Радынова (43) подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность».
Развитие интереса к музыкальному творчеству происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В некоторых видах музыкальной деятельности те или иные способности развиваются наиболее успешно.
Так, чувство музыкального ритма лучше всего развивается в музыкальном движении, звуковысотный слух — в пении и игре по слуху на музыкальном инструменте, репродуктивный компонент музыкального мышления — в процессе слушания и анализа музыки, продуктивный компонент музыкального мышления — в процессе импровизации и сочинения музыки.
Т.С. Комарова (32), изучает принципы взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов школьников.
А.Л.Готидинер (22), выясняет особенности формирования познавательной деятельности школьников на уроках музыки, где интерес трактуется как ведущий мотив музыкально-познавательной деятельности.
А.И.Паламарчук (М-1981) рассматривает вопросы использования разных видов музыкальной деятельности в формировании музыкальных интересов младших школьников.
Однако, специальных исследований, посвященных проблеме развития интереса к доступным видам музыкального творчества у детей с умственной отсталостью не проводилось.
Цель исследования: формирование интереса к доступным видам музыкального творчества у обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: активизация музыкальных способностей у обучающихся с умственной отсталостью посредством игры на музыкальных инструментах, прослушиванием песен на внеклассных занятиях будут способствовать формированию интереса к доступным видам музыкального творчества.
Работа ставит перед собой следующие задачи:
- — изучить литературу по проблеме формирования интереса к доступным видам музыкального творчества;
- — подобрать и провести комплекс методик с целью выявления уровня музыкальных способностей;
- — разработать серию занятий, направленных на формирование интереса к доступным видам музыкального творчества.
Объект исследования — интерес к доступным видам музыкального творчества у младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования — педагогические условия формирования интереса к доступным видам музыкального творчества.
В работе используются следующие методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, обобщение опыта передовых дефектологов, педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий эксперименты и сравнительный анализ данных.
База исследования: ГКОУ СКОШИ № 79 г. Москвы, количество испытуемых 7 человек, в возрасте 9−11 лет.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.