Теоретические основы изучения вопросов правового воспитания школьников
Правовоспитательная деятельность в первую очередь призвана содействовать формированию духовного фундамента в сознании людей, который предопределил бы необходимое и четкое соблюдение правовых норм в обществе и обеспечил бы основу сознательной реализации права. Это требует правильно организованной и четко направленной работы по созданию правовых стереотипов и установок, основывающихся, прежде… Читать ещё >
Теоретические основы изучения вопросов правового воспитания школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущностно — содержательная характеристика понятия правового воспитания детей
В современном глобализированном обществе становление процесса правовой культуры и правовой социализации личности затруднительно без правового воспитания.
Понятие правового воспитания сегодня в науке имеет неоднозначную трактовку. Так социологи считают, что данная деятельность представляет собой особый вид социальной работы. По мнению же политологов, это есть вид идеологического воздействия на сознание личности, которое, в свою очередь, направлено на восприятие образа жизни поддерживаемого в государстве. Ученые-юристы указывают на юридический аспект понятия «правового воспитания». Например, Е. А. Певцова полагает, что «правовое воспитание — это особый вид юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности» [22, с. 21].
По нашему мнению, процесс правового воспитания следует понимать в двух аспектах, в узком и широком смыслах его значения.
В узком понимании, правовое воспитание — это систематический, целенаправленный управляемый педагогический процесс воздействия на правосознание индивидов с целью формирования у них глубоких и устойчивых правовых представлений, знаний и убеждений необходимых для успешного конструирования правовой культуры личности.
В широком же понимании правовое воспитание — это весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правовой социализации личности под влиянием общественно-политических, социально-экономических и иных факторов, происходящих в современном обществе [23, с. 25].
Основной отличительной особенностью современного функционирования правового воспитания является его характеристика как составного элемента информационной среды правовой социализации личности. Именно воспитательная функция правового регулирования занимает центральное место в механизме формирования правовой активности и правомерного поведения человека внутри социума.
Правовоспитательная деятельность в первую очередь призвана содействовать формированию духовного фундамента в сознании людей, который предопределил бы необходимое и четкое соблюдение правовых норм в обществе и обеспечил бы основу сознательной реализации права. Это требует правильно организованной и четко направленной работы по созданию правовых стереотипов и установок, основывающихся, прежде всего, на прочных правовых знаниях, убежденности в необходимости и справедливости. То есть правовое воспитание — это такая общественная деятельность, которая идейно-теоретически готовит личность к необходимому сознательному восприятию и соблюдению правовых норм [11, с. 11].
Сегодня в правовом воспитании очень важно не столько приобретение знаний (прежде всего нравственных, а уже потом правовых), сколько формирование правильного, адекватного и толерантного психологического отношения к ним со стороны самой личности.
Главный итог правового воспитания состоит не только в том, какие чувства воспитаны в человеке. Определяющим является, то, какое место они заняли в его личностной и иерархичной структуре ценностей, в самосознании и мировоззрении индивида.
Фундаментом правового воспитания всегдаявляется воспитание нравственное, которое создает условия духовной самостоятельности, подготавливая почву для дальнейшего усвоения правовых установок и правовых норм. Доминантами нравственного и правового воспитания в современных условиях должны быть уважение прав других, честность (открытость), долженствование (долг государства перед своими гражданами, и наоборот), убежденность в необходимости и ценности права, оптимизм и социальная толерантность. Признание прав других и есть высшая рефлексия, достижение внутренней самостоятельности личности и путь к признанию права в качестве ценности.
Следует подчеркнуть, что в выработке социально-активного поведения личности всегда проявляется творческий характер российского законодательства.
Рис. 1. Взаимодействие гражданского, нравственного и правового воспитания
Действительно, эффективность принимаемых законов неразрывно связана с восприятием уважения к праву. Ведь высокий уровень развития демократии в России предполагает наличие у людей единства общих компонентов культуры личности. При этом важной задачей является саморегуляция поведения индивида в обществе. Осуществление этой саморегуляции становится возможным в том случае, когда закон для личности становится не просто формализованной системой ограниченных предписаний, а основной социально-нравственной установкой. В любом законе важна его справедливость, где формирование правовой культуры необходимо строить на убеждении людей в значимости закона как высшей социально-нравственной ценности и носителя идей социальной справедливости [29, с. 36].
Но достаточно ли сегодня в качестве главной цели правового воспитания выдвигать лишь повышение уровня правовых знаний и правомерности поведения? Думается, нет. Основной целью правового воспитания должно стать формирование демократической правовой культуры, убеждений, установок и навыков правомерного и социально активного правового поведения граждан, основанного на глубоких правовых знаниях, правильных правовых представлениях и твердых нравственных убеждениях.
Эта цель конкретизируется через более непосредственные и конкретные задачи правового воспитания. Среди них наибольшее значение на наш взгляд имеют следующие:
- -постепенное формирование системы правовых знаний;
- -формирование ценностей и приоритетов правового государства и гражданского общества;
- -привитие навыков правомерного поведения;
- -воспитание активной гражданской позиции и нетерпимости к правонарушениям;
- -формирование разумных потребностей, чувства долга и ответственности [40].
Главный показатель правового воспитания состоит не только в усвоении норм права, но и в том, как право помогает совершенствовать общественную жизнь современного общества.
Правовое воспитание в российском социуме, культура которого имеет сегодня дифференцированный в социальном плане характер, тесно связана со становлением социальной толерантности. В процессе правового воспитания следует учитывать следующие, связанные с толерантностью, моменты: неоднородность восприятия людьми мира и окружающей действительности; осознание индивидуумом, что не все разделяют его взгляды на мир; выявление ведущих тенденций в этом этапе развития; важность способности выявления причинно-следственных связей между событиями, действиями и ответственностью людей; взгляды на мир как сложное явление; осознание и уважение различий в идеях, обычаях, культурных традициях, не нарушающих требований права; воспитание чувства собственного достоинства и самоуважения, ответственности у людей, так как только уважающий себя человек может уважать достоинство другого человека. Проявление терпимости к другим есть необходимое качество, вырабатываемое в процессе правового воспитания. В этом смысле толерантность сама по себе становится важной правовой ценностью.
Мы соглашаемся с тем, что сегодня необходима разработанность предупредительных мер, направленных на выявление и устранение негативных факторов в политической, экономической, правовой и социальной сферах, которые выступают сегодня в качестве главной причины условий деформации правосознания и правовой культуры, что значительно снижает эффективность процесса правового воспитания индивида.
Существуют две составляющие правового воспитания: правовое образование (обучение) и пропаганда права.
Если говорить о самих общих понятиях, то под правовым образованием (обучением) принято понимать деятельность, направленную на приобретение существующих правовых знаний, навыков, методик в целях их использования в правовой деятельности и полномочиях Приобретение правовых знаний в процессе правового обучения, во-первых, связано с углублением познания социальной реальности и развитием интереса к социальным ценностям, в том числе и ценностям социально-правового характера.
Во-вторых, в процессе правового образования (обучения) укрепляется способность личности успешно ориентироваться в конфликтной ситуации.
В-третьих, целенаправленное правовое образование (обучение) укрепляет и развивает правосознание и общую правовую культуру и тем самым способствует формированию социально-правового характера личности и формированию процесса правовой социализации индивида [39].
В этой связи с нашей точки зрения, основополагающими принципами построения правового образования (обучения) должны являться:
- — индивидуализация обучения, как учет социально-правового опыта обучаемого, личных и жизненных ориентиров;
- — связь с реальной жизнью, ориентир при отборе содержания материала на наиболее часто применяемые правовые нормы, на способы их реализации, на наиболее типичные конфликтные правовые ситуации;
- — практическая направленность: формирование у индивидов умения самостоятельно применять правовые знания для осмысления реальной действительности и проектирование вариантов правомерного поведения;
- — связь теоретических и практико-ориентированных знаний и формирование позитивных ценностных ориентации;
- — педагогический оптимизм — вера педагога в возможность с помощью правового обучения и правовой пропаганды сделать процесс конструирования правовой социализации граждан в обществе более успешным [34, с. 71].