Интегрированный подход.
Приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания
Особый интерес учащихся вызвал урок на тему «НЭП: времена и нравы» (приложение). Это интегрированный урок, который ведут два учителя — учитель истории и учитель литературы. На уроке использовались элементы ролевой игры, класс разделился на группы, одна группа представляла специалистов по истории, другая — специалистов по литературе, третья готовила небольшие инсценировки по произведениям В… Читать ещё >
Интегрированный подход. Приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Уроки или мероприятия, выходящие за рамки одного предмета — это еще один эффективный способ повышения познавательной активности учащихся, который помогает преодолеть обособленность их знаний и сформировать более целостное восприятие исторического материала. Наиболее естественным и эффективным мне представляется интеграция учебного материала истории и литературы. Способы подобной интеграции могут быть различными: это и использование литературного материала на уроках истории, и параллельное изучение эпохи и связанных с ней художественных произведений.
Особенно широко предоставляются возможности интеграции истории и литературы в 11 классе, где идет почти параллельное изучение эпохи XX века и художественных произведений этого периода. Здесь открываются большие возможности для проведения интегрированных уроков по многим темам. Совместно с учителем литературы были разработаны и проведены следующие интегрированные уроки в 11 классе:
- · «Серебряный век русской культуры» (русская поэзия начала XX века);
- · «Коллективизация: события и люди» (М. Шолохов «Поднятая целина»);
- · «НЭП: времена и нравы» (В. Маяковский «Клоп», И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», М. Зощенко «Прелести культуры»).
Особый интерес учащихся вызвал урок на тему «НЭП: времена и нравы» (приложение). Это интегрированный урок, который ведут два учителя — учитель истории и учитель литературы. На уроке использовались элементы ролевой игры, класс разделился на группы, одна группа представляла специалистов по истории, другая — специалистов по литературе, третья готовила небольшие инсценировки по произведениям В. Маяковского «Клоп», М. Зощенко «Прелести культуры», И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Цель первой группы заключалась в том, чтобы определить причины введения НЭПа, его сущность, основные мероприятия. Результаты своей работы учащиеся представили в виде презентации, при создании которой использовался мультимедийный учебник «История России: XX век». Цель второй и третьей групп заключалась в том, чтобы проследить, как черты НЭПа отразились в художественной литературе, показать приметы и нравы того времени, а также сопоставить их с современным периодом.
Такие уроки способствуют более осмысленному и глубокому усвоению материала, заставляют учащихся самостоятельно думать, сопоставлять, оценивать исторические события и явления. Кроме того, это вызывает эмоциональное отношение учащихся к изучаемому событию и их личностное восприятие материала, что очень важно для активизации познавательной деятельности учащихся.