Картотека игр.
ТРИЗ-педагогика
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т. д. Упражнения в нахождении вещественно — полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо — плохо», «Черное — белое», «Адвокаты — Прокуроры» и др. Ход игры: ведущий… Читать ещё >
Картотека игр. ТРИЗ-педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Хорошо — плохо» (метод мозгового штурма, с 3-х лет)
Цель: учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Ход игры: воспитателем или ведущим называется любой объект или явление, у которых определяются положительные и отрицательные стороны.
«Что умеет делать?» (метод мозгового штурма, с 3-х лет) Цель: развивать активный словарь детей, развивать фантазию.
Ход игры: объект можно показать на картинке, загадать с помощью загадки или игры «Да-нет», дети должны определить, что умеет делать объект или что можно сделать с его помощью. Дети перемещают объекты в фантастические, нереальные ситуации и определяют, какими дополнительными функциями может обладать объект.
Пример: — Что может мяч?
— Давайте пофантазируем: наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?
«Все в мире перепуталось» (метод системного анализа, с 3-х лет) Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: используется «модель мира». На этапе ознакомления с игрой состоит из двух частей: рука человека (рукотворный мир) и дерево (природный мир). Дети определяют предмет на картинке к той или иной части модели, они должны объяснить, почему сделали такой выбор.
Усложнения: каждая часть модели делится на новые секторы, постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире.
Природный мир: воздух, вода, земля.
Рукотворный мир: одежда, мебель, посуда, транспорт, игрушки, …
Постепенно «модель мира» можно заменить цветовыми знаками.
Пример: Утка… К какому миру она относится? К природному. Почему?
«На что похоже» (метод мозгового штурма, с 3-х лет) Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: ведущий называет объект, а дети называют другие объекты, похожие на него по разным признакам. На этапе обучения игре можно пользоваться предметными картинками.
Пример: — На что похожа улыбка? (на радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду, на маму).
- — На что похож звук Р? (на шум мотора, на рычание)
- — Произнесите звук Р. Назовите слова, в которых есть этот звук.
Усложнение: составление мнемотаблиц из 4-х, 9-ти, 16-ти квадратов (общее между предметами, цифрами, буквами, фигурами; последующая запись вытекает из предыдущей).
«Раньше-позже» (метод системного анализа, с 3-х лет) Цель: учить детей ориентироваться во времени, в пространстве, в действиях; развивать диалогическую речь.
Ход игры: ведущий — воспитатель называет какую — либо ситуацию, а играющие говорят, что было до этого, или что будет после. Модно сопровождать показом (моделирование действия).
Пример: — Мы сейчас на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?
— Какой сегодня день недели? А какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?
«Один, два, три, ко мне беги» (метод системного анализа, с 3-х лет) Цель: учить детей систематизировать предметы, явления; развивать память, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: ведущий — воспитатель раздает играющим детям картинки с изображением различных объектов. Дети находятся на другой стороне зала, группы. Подбегают к воспитателю по определенной установке.
Пример: Один, два, три, у кого есть крылья, ко мне беги!
Усложнение: в старших группах подбираются объекты, более сложные по содержанию, а также явления природы и объекты неживой природы. Ведущим может быть ребенок, он анализирует, не ошиблись ли играющие, выделяя свойства системы.
«Где живет?» (метод системного анализа, с 3-х лет) Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов, активизация словаря.
Ход игры: ведущий называет предметы окружающего мира. Это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения, и объекты живой природы, и любые предметы и явления реального и фантастического миров. Дети называют среду обитания живых объектов, место нахождения реальных объектов, вымышленное место размещения фантастических объектов.
Пример: Где живет подорожник? На дорожке, на лужайке, на полянке. Может жить в аптеке.
Где живет гвоздь? В столе. На мебельной фабрике. В коробке для инструментов…
«Мои друзья» (метод мозгового штурма, с 4-х лет) Цель: активизировать словарь детей, диалогическую речь, развивать фантазию.
Ход игры: дети выбирают картинки с изображением различных объектов. Ведущий превращается в какой-то предмет и ищет друзей по разным признакам. Выбранный друг объясняет, почему его выбрали.
Усложнение: на основе этой речевой игры разработана серия дидактических игр «Собери картинку дружочка и расскажи о ней» (дружочки снеговика, весны, веселого настроения и др.).
Цель: учить детей помогать друг другу, договариваться в своей подгруппе.
Игра включается в работу по развитию речи, в индивидуальную и подгрупповую работу в свободное время.
«Волшебный светофор» (метод системного анализа, с 4-х лет).
Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: объединение нади под-систем, воспитатель использует кружки трех цветов: красный подсистема, желтыйсистема, зеленыйнадсистема.
Пример: Машина. Кружок красного цвета — из чего состоит машина, кружок зеленого цвета — частью чего является система, кружок желтого цвета — для чего нужна машина.
«Наоборот» (метод мозгового штурма, с 4-х лет) Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.
Ход игры: всем известная и популярная игра на подбор слов, обратных по смыслу (это и свойства предмета, и его признаки, и действия).
Пример: Острый — тупой, быстрый — медленный, холодный — горячий, разъединять — соединять…
Усложнение: к каждой паре найти объект, в котором сочетались бы оба свойства.
«Чем был — чем стал» (метод системного анализа, метод маленьких человечков, с 4-х лет) Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.
Ход игры: ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.
Пример: Было раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.
Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.
«Дразнилка» (метод мозгового штурма, с 5-ти лет) Цель: расширять словарный запас детей малышей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.
Ход игры: дети с помощью суффиксовлка, -чк-, -ще образуют новые слованазвания.
Пример: Кошка: мяукалка, бегалка, кусаще, драчище, сонечка.
Мяч: прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка.
Лопата: разбивалка, копалка, игралочка, рылочка, жележище, копалище.
Заяц: прыгалка, белячок, трусище.
Птичка: махалка, леталочка, свистелочка, прыгалище.
«Фоторобот» (метод фокальных объектов, с 5-ти лет) Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.
Ход игры: дети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.
Усложнение: придуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.
«Теремок» (метод системного анализ, с 5-ти лет).
Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.
Ход игры: гостями «Теремка» становятся предметы, связанные между собой какой-либо системой. Для определения объектов используются медальки с изображением объектов. В «Теремок» попадают только те «объекты», которые назвали, чем они походят на ведущего.
Усложнение: в «Теремок» могут попасть только те объекты, которые отличаются от ведущего; от других жителей «Теремка». Объяснить, чем.
«Помоги герою» (метод Робинзона, с 6-ти лет) Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.
Ход игры: дети размышляют, как помочь герою выйти из сказочной или придуманной ситуации.
Пример: Железное яичко упало на хвостик мышке и придавило его. Как помочь мышке?
«Волшебный телевизор» (метод системного анализа, с 6-ти лет).
Цель: развивать свободное общение детей с воспитателем, формировать грамматический строй речи, способствовать практическому овладению нормами связной речи.
Ход игры: выявляются все связи системы с помощью схемы-телевизора с 9 экранами, которые открываются по очереди.
Словесное восстановление по стихотворению:
Если мы рассмотрим что-то…
Это чтото для чего-то…
Это что-то из чего-то…
Это что-то часть чего-то…
Чем-то было это что-то…
Что-то будет с этим что-то…
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
«Лимерики» (от анг. — вариант сказочной небылицы).
(метод каталога, с 6-ти лет).
Цель: учить детей решению сказочных задач, моделированию и инсценированию новых сказок.
Ход игры: сочинение шуточных четверостиший, сохраняя рифму.
Пример: — первая строка — герой (необходимо выбрать самому ребенку,.
- — вторая строка — характеристика героя или его действие,
- — третья строка — реализация действия,
- — четвертая строка — выбор конечного эпитета для героя или свое отношение к герою.
Игра «Изобретатель» Цель: учить пользоваться приемом разделения — соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.
Ход: 10 картинок предметных.
- 1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
- 2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
- 3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
- 4. Например: вилка — нож; табуретка — книжная полка; молоток — клещи.
Затем обсудить функцию нового предмета.
Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала» Например: воспитатель загадывает слово «Слон», дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только «да» или «нет», пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: «Шорты», «Машина», «Роза», «Гриб», «Береза», «Вода», «Радуга» и т. д. Упражнения в нахождении вещественно — полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: «Хорошо — плохо», «Черное — белое», «Адвокаты — Прокуроры» и др.
Игра «Черное-белое» Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика, и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: «Книга». Хорошо — из книг узнаешь много интересного. .. Плохо — они быстро рвутся. .. и т. д.).
Можно разбирать в качестве объектов: «Гусеница», «Волк», «Цветок», «Стульчик», «Таблетка», «Конфетка», «Мама», «Птичка», «Укол», «Драка», «Наказание» и т. д.
Игра «Наоборот» или «перевертыши» (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший — плохой, строить — разрушать выход — вход…).
Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов. Пример «Помоги Золушке» Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем — нибудь тяжелым прижимать.
На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.
Пример: «Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем — то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?».
Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе.. .Особенно его хорошо видно на снегу.. .
Теперь ему только под землей надо жить.. .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля. .. А гулять ему теперь надо только ночью.. .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.. .).
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий — это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.