Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Результаты опытно-экспериментальной работы процесса развития познавательных интересов (контрольный эксперимент)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Количество выборов 67% 17% 16% Таким образом, более половины детей от общей выборки — 67% отмечают желание видеть на уроке игры. «Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %) Частота использования: не очень часто, часто, очень часто Количество выборов 43% 38% 19% Таким образом, более половины детей от общей выборки — 43% отмечают не частое использование учителем игр на уроке. «Как… Читать ещё >

Результаты опытно-экспериментальной работы процесса развития познавательных интересов (контрольный эксперимент) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирующий эксперимент — эксперимент, который направлен на изучение психологических особенностей испытуемых в условиях реализации воспитательных, образовательных и развивающих целей. Этот метод, позволяя прослеживать психические изменения личности, удачно сочетает в себе психологическое изучение испытуемых с поиском и разработкой оптимальных путей учебной работы посредством активного включения испытуемых в организованную психологом или преподавателем деятельность и целенаправленным воздействием на него.

Цели данного исследования: выявление эффективности использования игр как средства активизации познавательной интерес младших школьников Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап — это организация пилотажного исследования. На этом этапе нами решались следующие задачи.

Выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр;

Методы проведения пилотажного исследования — анкетирование.

Анкета составлена автором исследования в соответствии с поставленной целью (Приложение № 1)

Пилотажное исследование проводилось в феврале-марте 2011 года. Выборка составила — 10 детей младшего школьного возраста, учащихся 1 класса.

Второй этап — организация формирующего эксперимента.

Задачи исследования:

— подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментального воздействия.

Экспериментальная гипотеза: активизация познавательного интереса младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения. Независимая переменная — дидактические игры. Зависимая переменная — активизация познавательной деятельности младших школьников.

Основные методы исследования — формирующий эксперимент, представляющий собой включение комплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов. Оборудование эксперимента — комплекс дидактических игр. Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активности класса составляет 100%, т. е. 100% времени все ученики участвуют в работе. Для расчёта времени активности мы использовали формулу:

Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%.

Где: А1, А2, Аn — количество учеников в группе X1, X2, Xn — процент времени, в котором группа учеников отвлекается от урока. K — всего учеников в классе.

Далее мы использовали комплекс дидактических игр на уроке математики в 1 классе (приложение № 2) при изучении темы «Стандартная единица объёма — литр».

В ходе реализации пилотажного исследования были получены следующие данные.

«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %). Тип урока главное: с использованием игры, с использованием таблиц, схем и с использованием рисунков Количество выборов 51% 28% 21%. Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса. «Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %) Приёмы работы: использование игр; работа с учебником; таблицы, схемы, рисунки.

Количество выборов 67% 17% 16% Таким образом, более половины детей от общей выборки — 67% отмечают желание видеть на уроке игры. «Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %) Частота использования: не очень часто, часто, очень часто Количество выборов 43% 38% 19% Таким образом, более половины детей от общей выборки — 43% отмечают не частое использование учителем игр на уроке. «Как ты относишься к игре на уроке? «, (в %) Отношение: очень хочется участвовать; нет большого желания поддерживать игру; игра на уроке — пустая трата времени Количество выборов 87% 13% - Таким образом, более половины детей от общей выборки — 87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке. «Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? «, (в %) Отношение к использованию игры на уроке: очень большая, большая, затруднились ответить Количество выборов 64% 19% 17% Таким образом, более половины детей от общей выборки — 64% отмечают значение включения игры в урок как — очень большое. Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют. Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.

Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т. е. 100% времени все ученики участвуют в работе. Для расчёта времени активности мы использовали формулу: Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100% Где: А1, А2, Аn — количество учеников в группе X1, X2, Xn — процент времени, который группа учеников отвлекается от урока. — всего учеников в классе. Обычно, на уроках 5 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Два ученика пассивно относятся к занятиям и около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников.

Процент времени активности обычных уроков = (5*(100−10)/100 + 2*(100−50)/100 + 9*(100−0)/100) * 100 / 16 = 90,6%. Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.

Процент времени активности во время эксперимента = (1* (100−20)/100 + 15) *100/16 = 98,75%. В результате, усреднив данные по четырём показателям получим значения активности учениц до и после проведения педагогического эксперимента. Активность до эксперимента = (81+69+81+91)/4 = 81% Активность после эксперимента = (100+94+94+99)/4 = 97% В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой