Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Роль художественной литературы в воспитании дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно… Читать ещё >

Роль художественной литературы в воспитании дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с самого раннего детства и становится его достоянием.

Классика выступает как своеобразный эталон, по которому равняются мастера искусств многих наших поколений. Можно воспринять как чудо, что произведения искусства, созданные много десятков лет тому назад в совершенно иных социальных условиях, продолжают так волновать и радовать маленьких слушателей и зрителей.

Развивая лучшие традиции прошлого, мастера искусств создают и современное искусство. Отвечая на запросы общества, изучая жизнь ребенка и его интересы, они пишут произведения на актуальную тему. Конечно, детям очень близки, понятны образы живой современности. Деятели искусств ведут непрестанные поиски новых способов художественного воплощения. Появляются поэтические обороты, порой непривычные для слуха, своеобразные ритмы стихов, интересные драматургические планы сказок и рассказов. Композиторы находят яркие, свежие звучания, необычные гармонии. В живописи, графике устанавливается новая мера условности изображения, поиски современного стиля — доступного и яркого.

Эта триада, включающая народное творчество, классику, современное искусство, вносит гармоничность в художественное воспитание маленьких детей.

Какие виды художественной практики доступны детям, в каком объеме? Когда и как приобщать ребенка к художественной деятельности?

Художественно-речевая деятельность ребенка очень разнообразна: слушает сказки, рассказы; пересказывает их; пытается сочинять сам; выразительно читает стихи. Вот почему так важно значение самой художественной литературы, отобранной для всех видов деятельности.

Какие можно рекомендовать произведения для рассказывания и чтения детям? Для рассказывания — преимущественно народные сказки. Дети живо откликаются и на печальные переживания сестрицы Аленушки и братца Иванушки в русской народной сказке, и на юмор английской сказки «Три поросенка» в обработке С. Маршака, и на волшебные превращения героини русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Толстого, и на образ капризной «Принцессы на горошине» Г.-Х. Андерсена.

Что касается литературы для чтения, то это рассказы самой разнообразной тематики. Многие из них помогают детям проникнуться чувством любви и уважения к природе. К ним относятся произведения русских классиков А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Некрасова, и советских поэтов и писателей — В. Маяковского, С. Маршака, С. Михалкова, М. Пришвина и многих других.

Особое место занимают стихи для заучивания наизусть. Они обогащают эстетические переживания детей, в них подмечены такие детали, созданы такие образы, мимо которых дети в жизни могли бы пройти. И вот они чувствуют прелесть пушкинских строк «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», узнают, как хорошо рассказал С. Есенин о белой березе. Оказывается, она «принакрылась снегом, точно серебром».

Образность и точность поэтического выражения сильно воздействуют на детей См.: Развитие личности ребенка / Под ред. А. М. Фонарева. — М., 1987. — С. 68. Они очень хорошо чувствуют и меткость пословиц, и занимательность загадок. В их опыте накапливаются богатые впечатления. Всем хорошо известно, что услышанная в дошкольном детстве сказка, выученные стихи запоминаются на долгие годы, порой на всю жизнь.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой