Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экспериментальное изучение процессов словообразования у детей с общим недоразвитием речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогические наблюдения показали, что 9 детей ЭГ (45%) легко вступали в контакт, были очень общительны, остальные дети (11) отличались неуверенностью, инактивностью, замкнутостью и напряженным психоэмоциональным состоянием при выполнении заданий и инструкций педагога. По данным логопедического обследования, общее речевое развитие детей ЭГ так же отличалось от нормы, у всех детей наблюдалась… Читать ещё >

Экспериментальное изучение процессов словообразования у детей с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы

Целью констатирующего исследования являлось изучение особенностей формирования функции словообразования у детей ОНР младшего школьного возраста и выявление и анализ специфических затруднений в овладении словообразовательными операциями детей данной категории. Для достижения цели исследования нам необходимо было решить следующие задачи:

Анализ методических трудов, в которых представлены технологии исследования сформированности функций словообразования у детей младшего школьного возраста.

Теоретическое обоснование и разработка собственного варианта методики исследования словообразовательных процессов у детей с ОНР.

Выявление особенностей нарушения словообразовательных операций у детей с ОНР и сравнительный анализ уровня сформированности словообразовательных процессов у детей с ОНР и детей с нормой речевого развития.

Организация исследования.

В констатирующем исследовании принимали участие 20 детей с ОНР с логопедическим диагнозом районной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК): «ОНР, III уровень речевого развития; стертая дизартрия». В экспериментальную группу вошли дети 7−7,5 лет, учащиеся 1-го класса ГБОУ СОШ № 1048 г. Москвы и школы-гимназии № 24 г. Люберцы Московской области. Контрольную (сопоставительную) группу составили 10 детей, не имеющих отклонений в речевом и позгнавательном развитии.

Основные задачи I этапа исследования:

Отбор детей с ОНР в экспериментальную группу (ЭГ) и детей с нормальным развитием? в контрольную группу (КГ), проведение психолого-педагогического обследования с помощью разработанного нами варианта методики логопедического обследования.

Задачи II этапа:

Изучение нарушений развития функций словообразования у детей с ОНР, сравнительный анализ сформированности словообразовательных операций у детей с ОНР и детей с нормой речевого развития.

Данные анамнестического исследования. В анамнезе детей ЭГ содержатся ссылки на перинатальную патологию: наследственная отягощенность, токсикозы 1 и 2 половины беременности, заболевания матери во время беременности, а также на патологию родов: затяжные роды, асфиксия новорожденного, кесарево сечение, использование средств родовспоможения.

В постнатальный период развития у 80% детей ЭГ отмечены частые простудные заболевания, у 30% детей? инфекционные заболевания. В качестве примера можно привести данные из анамнезов детей, характеризующих особенности соматического и психофизического развития детей ЭГ.

Рома Г., 7.1 лет. Характер протекания беременности у матери: ОРВИ на 20-й неделе, угроза прерывания беременности на 32 неделе, анемия, пиелонефрит. Роды досрочные, со стимуляцией, отмечено ослабление родовой деятельности. Перенесенные заболевания до года: частые ОРЗ, поражение центральной нервной системы (ЦНС) в виде спастического пареза, синдром пирамидной недостаточности.

Маша Г., 7.5 лет. Протекание беременности у матери: токсикозы во время беременности. Роды срочные, во время родов применялясь механическая стимуляция. Перенесенные заболевания до года: ОРВИ, проявление диатеза. После года? пневмония, ветряная оспа.

Исследование показало, что анамнез соматического развития большинства детей с ОНР (14 из 20) имеет отягощенный характер. У всех детей была диагностирована общее недоразвитие речи органического генеза, с сопутствующими нарушениями познавательной деятельности.

В ходе предварительного этапа эксперимента были выявлен ряд психолого-педагогических особенностей детей исследуемой группы.

У большинства детей с ОНР (16 из 20) отмечались следующие личностно-психологические особенности: низкая работоспособность, недостаточная концентрация внимания и восприятия, повышенная отвлекаемость, снижение уровня запоминания наглядного и вербального материала.

Педагогические наблюдения показали, что 9 детей ЭГ (45%) легко вступали в контакт, были очень общительны, остальные дети (11) отличались неуверенностью, инактивностью, замкнутостью и напряженным психоэмоциональным состоянием при выполнении заданий и инструкций педагога. По данным логопедического обследования, общее речевое развитие детей ЭГ так же отличалось от нормы, у всех детей наблюдалась стертая дизартрия, словарный запас (прежде всего, активный), был существенно ограничен. У всех детей экспериментальной группы отмечались полиморфные нарушения звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова, были недостаточно сформированы навыки звуко-слогового анализа и синтеза. У всех детей ЭГ в спонтанной речи отмечены ошибки в словообразовании и словоизменении.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой