Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует следующая легенда — за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать… Читать ещё >

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

В словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение. Это чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Процессы, происходящие в современном обществе, приводят к мысли о том, что необходимо пересмотреть ценности, на которые ориентируется наше общество. Приоритеты отдаются пока вещам сугубо материальным, ценности нравственные и духовные не считаются актуальными. В этом есть опасность, грозящая привести к опустошению душ, не знающих предела в погоне за благами жизни.

Подобное положение не может устраивать педагогов, которые осознают эту проблему. Система образования испытывает трудности. Ценности, на которых базировалась она недавно, стремительно обесценились, а что идет взамен, не совсем ясно. Нельзя уже, не задумываясь о будущем, наполнять детей, словно резервуары, просто знаниями. Знания без опоры на твердые нравственные установки могут быть опасны, если станут служить эгоистическим устремлениям.

Таблица 1. Классификация методов обучения по источнику знаний:

Источник.

Методы обучения.

Слово учителя.

Рассказ, лекция, беседа, объяснение.

Печатное слово.

Работа с книгой.

Предметы и явления действительности и их изображения.

Демонстрации, наблюдения учащихся, Экскурсии.

Практические действия.

Практические работы, лабораторные работы, упражнения.

«Есть ценностей незыблемая скала над скучными ошибками веков" — слова Осипа Мандельштама могут служить нам подсказкой в поисках опоры. Образование с опорой на вечные ценности оказалось нужным как никогда, ведь, как подсказывает мировой культурный опыт, девальвации не подлежат ни любовь, ни честность, ни порядочность. Миру, едва сохраняющему хрупкое равновесие среди подорванной экологией и обострении социальных противоречий, будет сложно выжить без поколения, имеющего твердые нравственные устои и высокие духовные устремления. Острая нужда в людях, которые уважительны и добры друг к другу и к окружающей среде, заставляет сделать выбор в пользу образования на основе общечеловеческих ценностей.

Существует система воспитания нравственности на основе общечеловеческих ценностей, которая нашла широкое применение во многих странах, как Запада, так и Востока. Уже более 30 лет в мире ведется обучение не только академическим знаниям, но и общечеловеческим ценностям. Такое обучение дает хорошие результаты, помогая детям раскрыть лучшие качества характера и найти нравственные ориентиры в жизни.

С какими нравственными ценностями педагоги знакомят детей? С любовью, истиной, миром, праведностью и ненасилием.

Любовь раскрывается, в частности, через дружбу и ее проявления: дружелюбие, заботу;

Истина, иначе — стремление к правде и познанию мира, отражается через любознательность, дух исследования, различение хорошего и плохого, честность;

Мир, иными словами — душевный покой. Достигается через умение понять других, миролюбие, скромность, терпение, сдержанность, чувство благодарности, спокойствие;

Праведность, то есть правильное, достойное поведение, проявляется как хорошие манеры, стремление к взаимопомощи, активная жизненная позиция, смелость;

Ненасилие, то есть сосуществование без причинения вреда другим, — это результат проявления духа сотрудничества, умения прощать, милосердия, заботы об окружающей среде и т. д.

На каждом занятии раскрывается какой-то аспект проявления ценности в жизни, например, доброта, сострадание, честность, благородство и т. д.

Практическая работа с детьми по усвоению общечеловеческих ценностей проходит на специальных занятиях, организованных во внеурочное время в рамках деятельности кружковой работы, клубного объединения или занятия группы продленного дня, если обучаются дети начальной школы.

Можно проведение еженедельного классного часа совместить с занятием по обучению общечеловеческим ценностям. Занятия проводятся 1−2 раза в неделю длительностью от 40 минут до 1 часа у младших детей, у старшего возраста занятия могут быть длиннее. Хорошо проходят занятия в разновозрастных группах.

Дети и педагог садятся в круг, который считается самой удобной формой организации учащихся на подобных занятиях. Для подвижных игр и драматизаций понадобится свободная часть комнаты, а для заданий, на которых дети будут писать, рисовать, лепить, нужны парты или столы. Как видите, форма организации занятий совсем несложная и особых условий не потребует.

Занятие состоит из 5 частей, их традиционные названия «Цитата», «История», «Обще групповая деятельность», «Пение», «Сидение в тишине».

В начале занятия предлагается цитата, позитивное утверждение, кратко, доходчиво и ярко передающая основную мысль темы. Это могут быть высказывания известных личностей, афоризмы, «крылатые выражения», пословицы, поговорки, загадки, помогающие понять суть ценности.

Основная часть занятия строится вокруг истории, призванной в образной форме показать суть преподносимой на уроке нравственной ценности. Сюжеты из жизни исторических личностей. Выдержки из литературных произведений: притчи, сказки, легенды, предания, мифы, былины, сказания — все они предоставляют богатый иллюстративный материал.

Понимание сути ценности усиливается и закрепляется при последующей общегрупповой деятельности, которая включает в себя:

  • 1. Игры, обучающие нравственному поведению, — это разыгрывание драматических сценок, ролевые игры, подвижные игры — забавы и т. д.
  • 2. Художественное творчество — рисование, лепка, пение и танцы. А также сочинение сказок, стихов, песенок.
  • 3. Тесты, предлагающие на выбор несколько ситуационных вариантов поведения. Их применение позволяет провести проверку усвоенного материала.

Пение всей группой укрепляет атмосферу единства и взаимопонимания, доверия и душевного комфорта. Песни соответствуют возрасту и раскрывают аспекты нравственных и духовных ценностей. Пение можно заменить стихотворением.

В заключение детям предлагается посидеть в молчании. Это краткая практика расслабления с переносом внимания на внутренние переживания или воображаемые картины и ощущения, так или иначе относящиеся к теме занятия. Она способствуют глубокому восприятию изученного материала и освоению полученного опыта. Можно посидеть в тишине в начале занятия, для настройки на внутреннюю деятельность души.

Предлагаемый примерный план занятия показывает, как можно работать с детьми на занятиях по обучению общечеловеческим ценностям. Если необходимо, части занятия можно менять местами, исходя из потребностей конкретной ситуации.

Необходимым условием является преподавание не просто на информативном уровне, но и на принципах душевного и духовного общения — тех принципах, которые традиционно называются общением «от сердца к сердцу». Достигается это через вовлечение учащихся в сопереживание герою истории, затрагивающее сокровенные струны их души, и через побуждение делать нравственный выбор, основываясь на внутренней потребности духа.

Детям в нелегкое время нужна наша помощь. Присоединение к нужному делу может помочь раскрыться лучшим качествам личности детей через знакомство с общечеловеческими ценностями.

Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов побуждает его размышлять над соответствующим проявлением образа действий.

Чтобы целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Наши представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него.

При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя. Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Как уже отмечалось, у нравственного человека сформированы устойчивые, нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть метод нравственного воспитания.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированных нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации казахстанского общества. Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. К словесным методам обучения относятся прежде всего такие виды устного изложения знаний учителем, как рассказ, беседа, школьная лекция. В первые годы работы школы к словесным методам обучения относились отрицательно, необоснованно расценивая их как пережиток прошлого. В дальнейшем, начиная с 90-х годов, словесные методы, наоборот, стали переоцениваться, обучение приобретало словесный, вербальный характер, вследствие чего наблюдался известный отрыв обучения от жизни.

Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает, свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

В начальной школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Оно имеет целый ряд направлений, основными среди них, можно считать спортивно — оздоровительное и художественно-эстетическое. Для духовно-нравственного воспитания используются игровые технологии, коммуникативные и исследовательские.

Оздоровительная программа ориентирована на формирование у ребёнка признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Часы здоровья требуют творческого подхода и могут быть разных видов:

  • — беседы, включающие вопросы гигиены, питания и закаливания дают знания в области оздоровления;
  • — динамические паузы, включающие не только физические упражнения, но и музыкальные этюды для души создают спортивный образ (спортивный стиль) жизни;
  • — деловые игры, игры-соревнования, праздники здоровья способствуют развитию позитивного отношения детей к базовым ценностям современного общества.

Художественно-эстетическое воспитание реализуется через занятия в кружках. Эти занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.

Духовно-нравственное воспитание в школе возможно через изучение культуры, религиозной этики, искусство и народные традиции, непосредственно связанные с религией и отражающие её содержание. В нашей школе данная направленность воспитания осуществляется на кружке «Встанем вместе — встанем в круг», который действует в школе недавно. Я хочу рассказать о работе кружка.

Педагогический смысл работы по духовно — нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. В работе кружка используются различные методы.

Методы формирования сознания личности;

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Из методов формирования сознания личности в работе используются такие приёмы и методы: рассказ, чтение и анализ притч, басен, этические беседы, разъяснение, диспут и др.

Рассказ применяется при знакомстве детей с историей архитектурных построек, исторически значимых зданий. Рассказ сопровождается иллюстрациями, художественными фотографиями, буклетами. Всё это усиливает восприятие рассказа, делает его ярким и запоминающимся. Более ярким делает рассказ мультимедийная презентация, приготовленная самими ребятами. Так, ими была создана презентация «Родной край». Для ее создания ребята принесли самостоятельно собранный материал и фотоснимки из семейных архивов.

В работе кружка использовалась и такая форма занятий как «Чтение поучительной литературы». На этих занятиях ребята делятся впечатлениями от прочитанной литературы. Обсуждают действия героев прочитанного произведения. Тем самым учатся различать хорошие поступки, от плохих поступков. На таких занятиях можно использовать и такой метод как диспут. Для формирования сознания личности. Он представляет собой живой горячий спор на тему, волнующую учащихся. Во время диспута учащиеся пытаются рассмотреть проблемную ситуацию, поставленную учителем и найти решение. Диспут получается очень интересным и эмоциональным.

Кроме этого, используются методы беседы, например: «Спешите делать добро!», «Какой я, какой ты», «За что уважают стариков» к примеру, одно из занятий:

Беседа на тему: «Совесть».

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) Беседа:

1. Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть? Дайте определение совести. Попробуйте изобразить совесть в виде какого-нибудь символа.

Совесть — это наш внутренний судья. (Гольдбах) Совесть — это когтистый зверь, скребущий сердце. (Л. Ландау).

В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) Стыд — одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это стоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так:

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть:

Отечество, Верность, Братство.

И есть еще:

Совесть, Честь.

Совесть — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Понятие совести — понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертеж, как делаем открытия, как добываем нефть, растим детей, лечим людей, общаемся с товарищами — к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение со-весть. Совесть — это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.

Совесть, благородство и достоинство ;

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство… (Б. Окуджава).

2. Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное?

В Священном Писании рассказывается, что Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Он создал человека безгрешным и вложил ему в душу совесть. Но уже первые люди преступили закон совести и согрешили, вкусив запретный плод.

Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто Божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется совестью, которая есть закон естества. (Св. Дорофей).

Требование совести — это то, что на христианском языке называется волей Бога. Исполнение воли Бога — главное дело человека.

3. Испытывали ли вы муки совести? Что ощущает человек, в кото-ром заговорила совесть?

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме, подобно тому, как это делает боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть — о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, что совесть захлестывает иногда и физиологическую сферу — колотится сердце, краснеют щеки. Моральный ожог напоминает физический. Как боль полезна нашему физическому организму тем, что предупреждает об опасности, так и совесть. Притупление или отсутствие болевых ощущений грозит организму гибелью.

Совесть живет в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство — это опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом доходит и до этого — безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство — каждый из этих пороков — дитя бесстыдства и пустоты души.

Он совести не знал укоров строгих И слепо шел дорогою страстей. (Д. Байрон) Стыд и совесть — почти синонимы. И не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть. Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести и собственной совестью.

Нечистая совесть пугается всякого взгляда. Достойному — честь и награда. (Индийская мудрость).

  • 4. Чего, по-вашему, стоит стыдиться в жизни и почему:
    • · физических недостатков;
    • · неблаговидных поступков;
    • · поношенной, но аккуратной одежды;
    • · неряшливого вида;
    • · социального положения родителей;
    • · невежества;
    • · своей внешности;
    • · бездушного отношения к окружающим;
    • · чего-то еще.
  • 5. Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?

Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение — по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

  • 6. Рассмотрите ситуацию. Как вы поступите? Какое чувство заставит вас признаться?
  • — никому ничего не скажете;
  • — обязательно скажете;
  • — если скажете, то когда: непременно при всем классе;
  • — наедине одному учителю?

Ситуация Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель объявил результаты, тебе — «пять» ! Однако когда раздали тетради и вы вновь просмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятерки тут и быть не может! Пятерка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «четыре», а то и вовсе на «три» .

7. Чтобы стать ловким и сильным, упражняют тело, чтобы научиться хорошо решать задачи, упражняют ум. А можно ли упражнять совесть? Каким образом?

Вместо светильника при рассмотрении своих поступков употребляй совесть: она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры, а какие худы. (Преподобный Нил) Упражнение совести — это тонкая внутренняя работа ума и сердца.

Она происходит в деятельности, в поступках, в размышлениях о своем поведении. Глаза совести — мысль. Нужно научиться размышлять о том, что вокруг меня и во мне, мысленно ставить себя на место другого, видеть последствия каждого своего поступка, подвергать свою деятельность мысленному обзору со стороны самых честных, самых требовательных людей. Голос внутреннего «я» говорит в человеке только тогда, когда он с малых лет привык чувствовать, что он на виду у людей.

8. Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Очень важно, как реагирует среда, окружающие, если человеке поступает бессовестно, бесчестно. Прожжет она оболочку его честолюбия, эгоизма — проснется в человеке совесть, станет человеку стыдно. Так, например, как это произошло с героем стихотворения Бориса Заходера.

Помидор В огороде Помидор

Взгромоздился на забор:

Притворяется, негодник, Будто сам он — Огородник.

Возмутилась тетя Репа:

— Это глупо и нелепо!

Ай-ай-ай, Помидор!

Стыд тебе и позор!

Крикнул дядя Огурец:

— Безобразник! Сорванец!

Ай-ай-ай, Помидор!

Стыд тебе и позор!

Огорчился старый Лук:

— Не терплю подобных штук!

Ай-ай-ай, Помидор, Стыд тебе и позор!

Покраснел сорванец, Устыдился, наконец ;

И скатился чин по чину Огороднику в корзину.

Задание 1.

" Где совесть с правдой обитают!?" - Г. Державин. Выберите утверждение.

Письменно обоснуйте правильность своего выбора.

В мире нет ни Добра, ни Совести.

А есть ли в мире Добро и Совесть?!

Нет, все-таки в мире есть Добро и Совесть.

В мире есть Добро и Совесть.

Добро и Совесть правят миром!

Задание 2.

Рассмотрите высказывания с различных точек зрения.

Хорошо на свете тому жить, у кого нет стыда в глазах. (А.Островский).

Стыду научиться нельзя — с ним нужно родиться. (Публилий Сир).

Задание 3.

Вспомните пословицы, и поговорки о совести.

  • · В ком стыд, в том и совесть.
  • · Как ни мудри, а совести не перемудришь.
  • · Совесть без зубов загрызет.
  • · Когда совесть раздавали, его дома не было.
  • · Без стыда лица не износишь.
  • · Чего стыдимся, о том таимся.
  • · Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

Рефлексия:

Какова, на ваш взгляд, природа совести? Обоснуйте собственную точку зрения.

К методам стимулирования нравственного поведения и деятельности относится участие школьников в различных внеклассных мероприятиях, таких как школьные праздники, олимпиады, экскурсии, тематические вечера. К примеру, одно из мероприятий:

Тема занятия: «Доброта начинается с детства» .

Цели:

Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

Развивать умения отличать плохое от хорошего.

Ход занятия Маркировка начала занятия.

Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский «Времена года».

Учитель. Метафора «Все в твоих руках».

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет — живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: «Все в твоих руках».

Показ на плакат: «Добрые дела красят человека».

Учитель. Ребята, сегодня мы будем говорить о доброте. Создаём хорошее настроение. Улыбнитесь.

Скажите добрые слова друг другу. Продолжаем создавать нашу «Азбуку хороших слов». Сегодня вспомним хорошие, добрые слова на букву «Д».

Ученики. Добрый, дорогой, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добронравный, добропорядочный, достойный.

Учитель. Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека — о доброте. Как вы понимаете это слово?

Ученики. Доброта проявляется в поступках.

Учитель. Приведите примеры доброго отношения людей.

Высказывания детей.

Ученики. Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.

Учитель. Какие добрые поступки совершили вы?

Ученики. Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, собирали макулатуру, собирали вещи для приюта, починил парту, ухаживаем за цветами.

Учитель. А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?

Ученики. мама.

Учитель. Как она заботится о вас?

Высказывания детей.

Учитель. Почему говорят: «Около солнца — тепло, около матери — доброта»?

Высказывания детей.

Учитель. А как вы заботитесь о своей мама? Как помогаете ей в домашних делах?

Высказывания детей.

Учитель. До прихода родителей с работы можно выполнить очень много домашних дел: привести в порядок комнату, вымыть посуду, убрать игрушки, выполнить домашнее задание, почистить ботинки, поиграть с младшим братом или сестрой.

Какая радость отразиться в глазах матери, отца, если вы дети своевременно и по собственной инициативе возьметесь выполнять часть общих домашних дел.

Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым и сверстникам, младшим, а так же быть добрым по отношению к животным.

А теперь поиграем. Игра называется «Собери пословицы и поговорки». Объясни значение.

Учитель. А если не заплатили, тогда как поступить?

Высказывания детей.

Учитель. Пословица — это краткое народное изречение, народная мудрость, а басня это краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.

Инсценировка басни.

Автор. Спросила молния у солнца:

Молния. Скажи, почему люди любят тебя больше, чем меня, ведь я тоже очень яркая?

Солнце. Они любят тепло и ласку.

Молния. От моих пожаров, бушующих на Земле, много тепла, но это их не устраивает!

Солнце. Всё дело в том, что добра в твоей душе хватает лишь на короткую вспышку, которая приносит очень много бед.

Учитель. Кому из участников этого разговора вы больше симпатизируете: Молнии или Солнцу? Почему?

Высказывания детей.

Учитель. Послушайте ещё одну басню. Она записана на магнитофонной ленте.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

— Пусти меня.

Волк сказал:

— Хорошо, я пушу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

— Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

— Тебе оттого скучно? Что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Учитель. Кто из героев сказки вызывает ваши симпатии, а кто нет?

Высказывания детей.

Учитель. В чем нравоучительный смысл сказки? Чему учит сказка?

Высказывания детей.

Выво: Не делай зла, будь добрым.

Анкета. На мои вопросы вы отвечаете «да» или «нет».

  • 1. Можно ли человека заставить быть добрым?
  • 2. Можно ли стать добрым на время?
  • 3. Нужно ли быть добрым к любому человеку?
  • 4. Легко ли быть добрым?
  • 5. Есть ли у вас желание делать добрые дела?

Учитель. У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.

Ученик. А. Барто. Как Вовка стал взрослым.

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то Вовка — добрая душа.

(Так прозвали малыша!).

Дергал кошек за хвосты, А дождавшись темноты, Он просил у всех прощенья.

За плохое обращенье.

А теперь он взрослый малый, Лет двенадцати на вид, И читателей, пожалуй, Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка, Он решил — ему неловко В зрелом возрасте таком Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове, Стал стесняться доброты, Он, чтоб выглядеть суровей Дергал кошек за хвосты.

Знайте все, что он недобрый, Злее волка! Злее кобры!

— Берегись, не то убью! ;

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой, Но расстроился потом, Закопал ее украдкой,.

В огороде под кустом.

Он теперь сидит на крыше Затаившись не дыша.

Лишь бы только не услышать.

«Вовка — добрая душа».

Если добрым вырос ты, Злыднем быть не пробуй Не стесняйся доброты, А стесняйся злобы.

Учитель. Спешите делать добро! Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это вам вернется. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать: «Я делаю нужное дело, приношу пользу людям».

Рефлексия.

Звучит музыкальный фрагмент.

Учитель. И так, как на смену зиме приходит весна, так и внутри нас сменяют друг друга чувства и мысли, меняется внутреннее состояние. И обретя внутреннюю силу и спокойствие, вы сможете привести эту силу в ваш реальный сегодняшний день. Вы становитесь сильнее. И вы сможете удивиться, как легко быть свободным, сильным и уверенным, как легко знать, что вы способны на это.

Большим стимулом активной работы кружководов является участие детей в районных и областных олимпиадах. Подготовка включает в себя решение интеллектуальных задач, развитие эрудиции, разучивание песен и стихотворений; развитие художественно-эстетическое восприятия, повышение самооценки учащихся; развитие стремления к направленной цели.

Новым направлением в духовно-нравственном воспитании является научно-исследовательская деятельность ребят. Для своих исследовательских работ они выбирают тематику, которая связана с историей родного народа, края. Так, научно-исследовательская работа «Обычаи и традиции казахского народа» была представлена ребятами приглашенным гостям и родителям. На мероприятии, посвященном празднику Наурыз. ребята изучили и наглядно показали обычаи казахского народа, такие как: «Т?сау кесу», «Бесікке салу» и другие.

Также ребята принимают участие в различных мероприятиях которые преследуют поучительные цели, например «Уроки добра», «Будь добрей». «Уроки толерантности».

Мероприятие «Уроки толерантности».

Цели:

  • 1. Способствовать повышению уровня творческой активности учащихся;
  • 2. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель, родители учащихся, приглашенные гости.

Оборудование: мероприятие лучше всего провести в актовом зале.

Оформление: плакат «Цветок мира», на котором изображены названия тех национальностей, которые есть в нашем классном коллективе; плакат с темой классного часа; плакат с гимном Республики на двух языках; занавес сцены украшен веселыми и забавными рисунками лиц детей разных национальностей.

План проведения мероприятия:

I. Учитель:

Среди прекраснейших степей, где хлебные поля, Есть красивое село. Здесь вот Родина моя…

Здравствуйте дорогие дети, гости. Все мы с вами живем в Республике Казахстан единой многонациональной семьей. Многие из вас родились на этой земле и по праву считают Казахстан своей Родиной. Коренные жители — казахи. Казахи — это миролюбивый народ. Вот что сказал по этому поводу мудрый казахский деятель 18 века Казыбек-би.

Ученица читает стихотворение «Мы — народ»:

Мы, казахи, табунами богатый народ, Ни с кем не воюющий, мирный народ.

Чтобы счастье с удачей народ наш познал, Чтобы враг на границы не посягал, Наготове мы копья держим свои, Никакому врагу не покорялись мы, Свободой одной наши души полны.

Дружбой великой велик мой народ, И хлебом, и солью, благородный народ.

II. Учитель: Давайте обратимся к плакату. В нашей республике проживает более 100 национальностей и малых народностей. Но, несмотря на то, что в нашей стране проживает такое количество людей разных национальностей, все мы живем в мире, дружбе и согласии. И в нашем классе учатся дети более 8 разных национальностей. Встречаем ребят.

На сцену выходят дети в национальных костюмах: казахи, русские, азербайджанцы, украинцы, немцы, белорусы. Дети представляются залу и называют свои имена и национальность.

У1: Наша Родина — Казахстан.

У2: Мы живем дружно.

У3: Мы терпимы друг к другу.

У4: И желаем вам быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми.

У5: А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны.

III. Ученица читает стихотворение «Застынь, проклятая война», которое сочинила к этому празднику классный руководитель. Застынь, проклятая война.

Ты столько горя принесла.

Народом всей планеты Мира.

И землю — матушку поила Ты кровью всех её детей.

Так знай, проклятая война, Что дружба победит тебя, И разрядятся наши страны От страшных ядерных ракет, Что принесли так много бед Народом нашим и не нашим.

И будет вечно в этом мире Нам солнце яркое светить, И падать снег, и литься дождь.

Рождаться будут, умирать Той смертью, что дала природа.

Живите, радуйтесь, любите Все то, что создано природой, И не губите вы её.

Рукою дерзкой и жестокой.

Живите в мире и добре!

Вот что хочу сказать тебе, Товарищ, друг и мой приятель.

IY. Учитель: Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всем всегда светило яркое солнце, чтобы всегда рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню «Солнечный круг».

Ученики все вместе поют песню «Солнечный круг», каждый куплет этой песни переведен на разные языки: русский, казахский, немецкий и украинский.

Y. Учитель: Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми, способствуют взаимопониманию. Праздники воспитывают уважение к разным народам, обычаям и традициям. Благодаря праздникам, у нас появляется желание и стремление беречь родную землю, узнать лучше друг друга.

YI. Ученица: Степи бескрайние, глади озер голубых. До чего же прекрасна наша Земля!. И богата… Людьми богата и талантами. И в нашем зале есть истинные самородки, талантливые представители разных национальностей. Сейчас они покажут, на что способны их сильные руки и яркие голоса.

Ученица-казашка исполняет песню «Мой Казахстан».

Учитель: В нашей республике ребята имеют возможность изучать не только разные языки, но и знакомиться с обычаями и обрядами, традициями и культурой. Посмотрите, как красиво танцует азербайджанский танец ваша одноклассница.

Ученица — азербайджанка исполняет национальный танец.

YII. Учитель: На наших праздниках гости не просто смотрят, но и сами становятся активными участниками празднества. Сейчас мы с вами сыграем в нехитрую игру. Вы должны повторять те движения, о которых я буду вам говорить:

Ну-ка, дружно встали вместе, Повернулись-ка на месте, Громко хлопнули три раза, Подмигнули правым глазом, Левой топнули ногой!

А потом еще другой!

Закричали все «Ура»!

А теперь и сесть пора!

YIII. Учитель: Что может быть красивее, чем песня о родине, о глубоком чувстве, которое испытываешь к той земле, которая тебя родила и воспитала. Сейчас русская семья исполнит для вас песню о Родине.

Звучит песня о Родине в исполнении семейного ансамбля.

IX. Ученик:

Певец берет домбру простую в руки И вздрагивает медленно струна.

Звени струна, крутой судьбой согрета!

Звени ты, как певец тебе велит!

Нет нации у доброты, У счастья и любви!

Пусть нашу дружбу воспоет.

акын моей страны!

В исполнении домбриста-родителя звучит народная казахская песня «Цвети, мой край».

X. Ученица: В народе говорят: «От вкусной еды и каменное сердце размякнет, а от хорошего танца и скупой щедрым станет». Так не скупитесь же на аплодисменты для наших девочек.

Ученицы исполняют казахский танец.

XI. Учитель: Приближается общенародный праздник Наурыз Мейрамы. Я хочу сегодня поздравить вас с наступлением этого великого праздника, и желаю благоденствия, благополучия, здоровья, терпимости и процветания каждой семье. Казахская пословица гласит: «Все самое дорогое — гостю». Во все времена каждому, кто переступал порог юрты с чистыми намерениями и добрым сердцем, казахи были искренне рады всегда. И не удивительно, что в нашей республике дружно живут люди многих национальностей. Примите, дорогие гости, наши угощения.

Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует тепло, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет.

По национальному казахскому обычаю гостей праздника угощают баурсаками и конфетами. В этом принимают участие родители.

Учитель: Счастья Вам всем, мира и радости! До свидания! До новых встреч! Хотелось бы отметить и такое направление, как непосредственное участие детей в традиционных праздниках, мероприятиях, событиях. Это надолго остаётся в памяти ребят, несёт эмоциональный заряд, и даёт почувствовать им причастность к важным событиям в масштабах района, страны. Это позволяет наиболее глубоко и целостно не только понять, но и прочувствовать культуру.

О роле библиотеки в духовнонравственном воспитании можно говорить много. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно.

«Духовность. Нравственность. Культура». В основе её лежат правила этикета.

«Этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной».

Цели и задачи занятий:

  • — формирование духовно-нравственных ориентиров;
  • — воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;
  • — формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих морально-волевых качеств.

Программа занятий состоит из 11 тем.

Тема 1. Исторические корни этикета.

Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях… где не остановитесь в пути… Везде напоите и накормите всякого просящего… чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — …угостите пищей или питьем… Больного посещайте, мертвого пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…».

Тема 2. Культура общения.

Эта основополагающая тема, в дальнейшем, какую бы тему мы ни изучали, мы обязательно обращаемся к ней.

В наше время, когда обращение «товарищ» ушло, а «сударь, сударыня» так и не прижилось, рекомендуется учить детей обращение к незнакомому человеку начинать со слов «будьте добры, скажите, пожалуйста», а затем излагать свою просьбу или задавать вопрос.

Тема 3. Гостевой этикет.

Разбираем эту тему на примерах празднования Дня рождения, Нового года. Говорим, что это за праздники и как их надо отмечать, как приглашать, встречать гостей. Разбираем ситуацию, когда приходят неожиданные гости, как при этом надо вести себя гостям и хозяевам.

Тема 4. Застольный этикет.

Застольный этикет, пожалуй, самый скучный раздел этикета, но знать или хотя бы один раз прочитать его надо.

Существует следующая легенда — за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я — человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один — ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне». Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.

Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно. Ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

Тема 5. Этикет поведения в общественных местах.

Когда рассматриваем правила поведения на улице, обязательно говорим о правилах дорожного движения.

Тема 6. Нравственные отношения.

В мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Говоря о дружбе, можно привести слова Конфуция: «Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья — это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья — это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый».

Тема 7. Семейный этикет.

«Ныне называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается без глубокого почтения к родителям, то в чём же здесь разница?» Так говорил Конфуций, который жил в IV—V вв.еке до н. э.

Вот с точки зрения почтительного отношения к родителям, к старшему поколению мы и разбираем эту тему.

Рассматривая вопрос «Семейные праздники», мы говорим о семейных праздниках, о дне рождении членов семьи, Дне Победы. Это помогает в формировании представлений о семейных ценностях и уважения к членам семьи.

Тема 8. Гигиена и нравственность.

Знакомство с этой темой помогает в воспитании негативного отношения к вредным привычкам и пропаганде здорового образа жизни.

Тема 9. Школьный этикет.

Изучение этой темы помогает в формировании осознания принадлежности к школьному коллективу у учащихся, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

Эта тема включает в себя и цикл библиотечно-библиографических занятий: «История возникновения письменности», «Из истории возникновения библиотек», «Структура книги», «Бережное отношение к книге» и т. д.

Тема 10. Национальные нормы этикета.

Английский писатель Колдсмит писал: «Только тот истинно воспитан, кто понимает, при каких обстоятельствах следует держаться национальных привычек, а когда можно пренебречь тем, что так неукоснительно соблюдал на родине. «Умный человек сразу замечает, что мудрецы одинаково учтивы в любой стране, тогда как дураки, учтивы лишь дома», не забывайте, что в своей стране вы всего лишь один обыкновенный гражданин среди миллионов сограждан, в то время как за границей вы «испанец», «француз», «русский». От ваших поступков зависит мнение о вашей стране.

Тема 11. «Вежливые» советы.

Это заключительная тема. На занятии мы, рассматривая конкретные ситуации, отвечаем на вопрос: «Как в данном случае поступит воспитанный человек?». Составляем памятки о правилах поведения по каждой теме.

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение» (Дж. Свифт).

Сейчас, когда в школах уже многие кабинеты оснащены мультимедийным оборудованием, появилась возможность использовать на занятиях презентации. Поэтому к каждому рассматриваемому вопросу можно разработать презентацию. Это позволяет сделать занятия более наглядными и содержательными. Ребятам очень нравится данная форма работы.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия — пример.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

" Спешите делать добро!".

Цель: поразмышлять с учащимися о нравственных важнейших ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

— Что такое добро? Что такое зло?

На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе.

Продолжите фразы:

  • * «Доброта — это …
  • * «Добрый человек — это … .»
  • — Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.

Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца.

Вопросы к обсуждению:

Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

Можно ли принудить человека быть добрым?

Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

— Необходимость и готовность прощать влечёт за собой нравственный поиск. Как соотнести доброту и снисходительность, проступок и наказание. Ответы на эти сложные вопросы вам придется решать всю жизнь.

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Ни кто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? Расскажите, пожалуйста, об известных вам случаях нравственного выбора.

  • * Зло противоречит добру.
  • * Зло — всё, что губит душу человека.
  • * Зло — это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи.
  • * Зло — это когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

— Судить человека надо по его делам.

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

Многие люди полагают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. Но может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: «Ни один злой человек не бывает счастлив».

— В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое. Я расскажу вам притчу.

«Шёл охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошёл охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?».

«На то я и змея» — ответила она. Тут на счастье охотника пробегала мимо лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошёл своей дорогой, оставив змею умирать".

— Значит не надо делать добра? Жить по пословице «Не делай добра — не получишь и зла»? Может, и у вас случались ситуации, когда за доброе дело наказывали? (Дети приводят примеры). Я хочу, чтобы вы в любой жизненной трудной ситуации помнили слова Габриеля Гарсия Маркеса «Всегда найдутся люди, которые хотят причинить тебе боль. Но нужно продолжать верить людям, только быть чуть осторожнее».

Итог: И всё же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе? Его-то и человеком назвать трудно. Человек на то и человек, чтобы делать добро, потому что добрых людей на Земле больше, чем злых, и ваше добро люди смогут оценить!

За добро платят добром.

Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию.

Разъяснение — метод эмоционально словесного воздействия на воспитанников.

Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, -ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения:

«Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что — то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования.

Разъяснение применяется:

  • а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
  • б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение.

Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки всем. Нотация не становится формой убеждения. В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных ценок.

Как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления. Как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам, самим находить на них ответы.

Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию, с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливости, культуры общения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Пример воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй.

Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме — это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение.

Подражательность деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию у младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению.

Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов.

Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметами любования, бесплодной мечтательности.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное поведение людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном отношении.

Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников.

Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.

Игра в нравственно-эстетическом воспитании ребенка.

Игра — один из видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способ и средство обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются такие качества, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Согласно исследованиям, магистральная линия развития дошкольника проходит через игру. Ведь в игре ребенок может решать как практические, так и умственные задачи.

Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок действует с предметами активно, манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются и, наоборот, их интенсивность ослабевает, если руки ребенка бездействуют. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, сортируют, разъединяют детали. С помощью таких игрушек и игр с ними ребята учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность и ловкость.

В играх проявляются такие черты характера, как товарищество, отзывчивость, скромность, честность, доверие. Так с помощью игры выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Одним из основных видов игр является дидактическая игра. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит учителю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, показом. С помощью игр-занятий учитель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр служит сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «чьи это дети?», «От какого дерева этот лист?», «Собери букет». В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Настольно печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, паззлы и др. различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам, назначению.

Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей. У детей формируются конкретные нравственные представления о бережном представлении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, нормах поведения, взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, положительных нравственных качествах личности человека, отрицательном отношении к аморальным проявлениям: хитрости, трусости, лживости, ленивости и т. д.

Психологическое значение дидактической игры заключается в том, что в игре формируется важное качество личности ребенка — способность к самооценке (оценка своей ловкости, умений, успехов по сравнению с другими).

Формируются также социальные качества личности ребенка, такие, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность к общению со сверстниками, готовность оказать помощь более слабым, неуверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.

Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Народные подвижные игры являются традиционным средством воспитания растущего человека. Испокон веку в них отражался образ жизни людей, их быт, их труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве, желание обладать силой и ловкостью, выносливостью быстротой и быстротой движений.

Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции. физически укрепляют человека. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, развивается умение действовать в команде, здесь проявляются смекалка, выдержка, находчивость, стремление к победе. Дети могут приобщиться к этим играм не только во внеурочное время, но и чувствуя в народных и других праздниках.

Таким образом, игра — эффективное средство воспитания растущего организма.

Сверхзадача современного образования — пробудить в человеке Человека, придать ему внутренние силы для утверждения истины, добра и красоты. Ответом на этот вызов времени стала общенациональная образовательная программа «Самопознание», не знающая аналогов в международном образовательном пространстве, главная задача которой — нравственно — духовное образование, становление человека человеком, способным к любви, состраданию, милосердию, к активному противостоянию угрозам и рискам глобализации, к обретению гармонии с самим собой, другими людьми и окружающим миром.

Автором проекта духовно — нравственного образования «Самопознание» стала Президент Благотворительного детского фонда «Б?бек» Сара Алпысовна Назарбаева. Ее духовные поиски, активная деятельность по социальной защите детства, выступления перед педагогической общественностью, мысли и идеи, изложенные в книгах «Путь к себе», «Этика жизни». Ее убежденность, настойчивость, взволнованность, логика сердца и души — все это растопило лед недоверия и скептицизма и проложило путь к осуществлению ее благородного замысла.

«Самопознание» не очередной предмет в ряду многочисленных школьных дисциплин, которым так перегружен учебный план, — разъясняет С. А Назарбаева. Это — особый метапредмет, призванный изменить парадигму образовательного процесса Республики Казахстан, перейти к новым мировоззренческим основам с ориентацией на духовный приоритеты, на понимании человека как целостного существа в единстве души и тела, разума и сердца — в соответствии с восточной традицией и казахской народной педагогикой.

Этот предмет связывает все остальные, рассыпанные прежде школьные дисциплины, придает им утраченное единство и поэтому — возвращает смыслы всему, что изучается и познается. Единство обеспечивается тем, что все знания «собирается», группируется вокруг человеческой личности, т. е. получает личностное измерение.

Интенсивные поиски, научные разработки, дискуссии, конференции, выступления Сары Алпысовны, — все это позволило определить концептуальную основу «Самопознания»: глубинное, сущностное ядро личности — духовное начало, которое воплощается в нравственности, в бескорыстном добродеянии, любви, взаимопонимании и толерантности. Обучение общечеловеческим ценностям и есть магистральный путь «Самопознания».

Главное раскрыть общий всем и каждому потенциал добра, гуманизма, любви. Это и есть те благодатные зерна, которые предстоит выращивать всем миром, те универсальные способности, благодаря которым человек становится человеком — любящим и любознательным, милосердным и сострадательным, ласковым и терпеливым, общительным и дружелюбным, готовым к взаимопониманию и толерантности, к уважению не совпадающих взглядов и культурных традиций, а значит — счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения благословенной жизни., так как именно в раннем возрасте метафизические, смысложизненные проблемы воспринимаются наиболее остро, без наслоения «взрослой оптики».

Темы любви и творчества — ключевые в самопознании с самых малых лет дети учатся говорить о любви и это закономерно. «Самопознание» не заканчивается в школе. Предмет как бы выходит за ее пределы и продолжается дома, на улице, в библиотеке, в магазине, привлекая к обсуждению и выполнению интереснейших творческих заданий — не только всю семью, но и соседей, знакомых и тех, с кем предстоит познакомиться.

С «Самопознанием» в дом приходит радость совместного общения и творчества. Как удержаться, если сыну или дочери было дано задание разгадать кроссворд при помощи семьи. И разве не откликнуться члены семьи, когда сын или дочь отвечают на вопрос «кого можно назвать патриотом», рисуют праздничный день своей страны? Ребятам даются творческие задания такие как, разработать план и действовать согласно задуманному. Украсить школьную территорию, сплотить ребят в своем дворе, помочь пожилым людям, помочь соседям. Это — практические шаги, воспитывающие любовь к своему дому, родному краю, Отчизне.

В таком подходе решаются две взаимосвязанные задачи: нравственное воздействие на ребенка вне школы и влияние самого ребенка на нравственно — духовный климат своего окружения. От «Самопознания» исходят лучи добра и справедливости. Так, казалось незаметно, но в то же время необратимо «Самопознание» оказывает влияние на духовную атмосферу общества.

Каково влияние «Самопознания» на культурно-цивилизационные процессы в современном Казахстане? Если под культурой понимать прежде всего развитие самого человека, его нравственно-духовных качеств, то ответ напрашивается сам собой. С позиции экономики высоких технологий сегодня говорят о «человеческом капитале» в том смысле, что в современных условиях решающими становятся не природные, а человеческие ресурсы, компетенции, знания и навыки специалистов новой генерации.

«Самопознание» предназначено — побудить духовное начало в человеке, направить его на пути стяжания Истины, Добра и Любви, при любых условиях и обязательствах, которые побеждаются только таким служением.

С этих позиций «Самопознание «- самая ключевая точка культурно — цивилизационных процессов в современном Казахстане.

Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.

Я считаю, использование различных методов и приёмов духовно-нравственного воспитания делает наше образование более качественным, происходит становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Это значит, средствами духовно-нравственного воспитания мы, педагоги, помогаем молодёжи жить в мире и согласии с другими людьми, природой и культурой.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой