Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Педагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, в связи с сокращением сети дошкольных образовательных учреждений, а также низким уровнем жизни населения далеко не каждый ребенок дошкольного возраста имеет возможность посещать дошкольное образовательное учреждение. Осуществление разностороннего развития, полноценного обучения и воспитания детей исключительно в домашних условиях представляется весьма затруднительным. В. Р. Кучма и М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Старший дошкольник и младший школьник: анатомо-физиологические и психологические возрастные особенности
    • 1. 2. Готовность детей к обучению в школе
    • 1. 3. Физическая готовность к обучению в школе
    • 1. 4. Формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе
  • Выводы по I главе
  • Глава 2. Эмпирическая проверка эффективности педагогических условий формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе
    • 2. 1. Констатирующая диагностика физической готовности
    • 2. 2. Разработка и экспериментальная реализация системы педагогических условий формирования физической готовности
      • 2. 2. 1. Разработка системы педагогических условий
      • 2. 2. 2. Экспериментальная реализация системы педагогических условий
    • 2. 3. Контрольная диагностика физической готовности
    • 2. 4. Опытническое применение системы педагогических условий
  • Выводы по II главе

Педагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время проблема формирования готовности детей к обучению в школе является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено целым рядом объективных причин. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, в связи с сокращением сети дошкольных образовательных учреждений, а также низким уровнем жизни населения далеко не каждый ребенок дошкольного возраста имеет возможность посещать дошкольное образовательное учреждение. Осуществление разностороннего развития, полноценного обучения и воспитания детей исключительно в домашних условиях представляется весьма затруднительным. В. Р. Кучма и М. И. Степанова [57, с. 33−34] в специальном исследовании доказали, что у значительной части детей, не посещавших детский сад, замедлен темп нервно-психического развития (наглядно-образного мышления, произвольного внимания, ассоциативной памяти), что отражается на психолого-педагогических параметрах готовности ребенка к школе. Такие «домашние дети» в первом классе, как правило, сильно выделяются среди сверстников, которые систематически посещали дошкольное образовательное учреждение. Учителям приходится усиленно дифференцировать весь педагогический процесс либо ориентироваться на большинство учеников, что может привести к негативным последствиям в развитии тех детей, которые оказались в меньшинстве.

Со стороны государства сделана попытка охватить максимальное число детей дошкольного возраста, ранее не посещавших детские сады, привлекая их в группы кратковременного пребывания. Однако пока эта экспериментальная работа не в состоянии решить заявленную проблему из-за недостаточной разработанности отдельных вопросов, связанных с финансированием, с кадровым, программным и санитарно-гигиеническим сопровождением педагогического процесса.

Заметим, однако, что выпускники дошкольных образовательных учреждений, так же, как и «домашние дети», зачастую испытывают затруднения, начиная осваивать материал школьной программы. Во многом эта ситуация вызвана тем, что, несмотря на создание Концепции содержания непрерывного образования (2003 г.) [79], идея непрерывности образования в настоящее время больше декларируется, чем осуществляется. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов (М. М. Безруких и С. П. ЕфимоваН. И. Вьюнова, К. М. Гайдар и Л. В. ТемноваН. И. ГуткинаВ. Т. Кудрявцев и Б. Б. Егоров и др.) показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения — гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

Вместе с тем, реализация преемственности как основополагающего принципа системы непрерывного образования дает возможность создать благоприятную среду для развития ребенка, при этом дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить базисное развитие ребенка, а начальная школа, используя опыт дошкольного образовательного учреждения, способствовать его дальнейшему личностному становлению.

Кроме того, распространение вариативности программ, учебных планов, средств обучения, наряду с положительными последствиями (обогащением содержания образования, отказом от жестко регламентированных форм обучения и др.), имеет и отрицательные, например, неоправданное увлечение предметным обучением уже в дошкольном образовательном учреждении, а также многопредметность — в начальной школе. Это привело к неоправданному росту требований к детям, поступающим в школу, снижению качества образования и перегрузке детей.

Обратимся к вопросу об адаптации первоклассников к школе. Для большинства детей адаптация проходит напряженно и нередко связана со снижением их функциональных возможностей. В результате отмечается истощение адаптационных резервов, возникает хроническое переутомление, что провоцирует рост заболеваний школьников. Забота же о здоровье детей является одной из приоритетных задач модернизации российского образования. В условиях современной природнои социально-экологической ситуации комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.

В. Р. Кучма и М. И. Степанова [57] провели сравнительный анализ и выявили неблагоприятную тенденцию показателей здоровья дошкольников за последние 10 лет. Количество детей с хронической патологией увеличилось в два раза, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза и составляет 5−6% от общего числа.

В то же время, как отмечает 10. Е. Пересадина [121, с. 27], успешность обучения в школе в значительной степени определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20−25% первоклассников. У остальных имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Среди имеющейся патологии были выявлены ведущие формы: на первом месте оказались заболевания костно-мышечной системы, на втором — заболевания органов зрения, на третьем — болезни органов дыхания, далее следуют болезни органов пищеварения, нервные и сердечно-сосудистые заболевания.

Г. К. Зайцев утверждает, что только 3% учащихся, окончивших школу, здоровы [55, с. 11].

К основным причинам роста заболеваемости принято относить недостатки в системе отечественного здравоохранения. Однако определенная доля вины за негативные тенденции в состоянии здоровья детей лежит и на учреждениях образования. «Среди причин, влияющих на ухудшение здоровья обучающихся, — пишет М. Н. Лазутова, — 21% составляют факторы внутришкольной среды: переуплотненность классов, недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов, интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической и экологической обстановки» [90, с. 2].

Факторы внешней среды в формировании здоровья ребенка имеют преимущественное значение. Поэтому так важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, т. к. только здоровый ребенок может успешно усваивать все то, чему его учат, справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться.

Но здесь, в ряду многих, возникает особая трудность. В. Т. Кудрявцев справедливо замечает: «Сложившиеся ведомственные — узко-медицинские и узко-методические подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы — не отвечают подлинной сложности и масштабам соответствующих задач» [87, с. 3]. Это обстоятельство в последнее время все более осознается в странах с развитыми системами охраны здоровья населения. К примеру, опыт разработки и внедрения различных программ профилактической медицины, инициированных Министерством здоровья и благосостояния Канады, продемонстрировал, какой позитивный эффект может дать комплексный, междисциплинарный подход к решению проблем здравоохранения. Создание и реализация комплексных здравоохранительных проектов привели к тому, что данная область стала одной из стратегических сфер социальной политики Канады. При этом акцент сместился с лечения и профилактики болезней на развитие здоровья как самостоятельно культивируемой ценности [87, с. 3].

Еще одной причиной трудности прохождения адаптационного периода первоклассников может быть несформированность у них готовности к школьному обучению. Этой актуальной проблеме посвящено уже немало исследований. Однако большинство педагогов и психологов, вскользь упоминая о важности физического аспекта готовности к школьному обучению, подробно исследуют и разрабатывают только вопросы, касающиеся психологического и специального аспектов готовности.

Мы полностью солидарны со следующим мнением С. Филипповой: «Различное отношение к физической и интеллектуальной готовности к школе наблюдается у учителей, обучающих первоклассников. Столкнувшись с ребенком, не умеющим читать или считать, они, без сомнения, относят его к разряду неготовых к школе. При этом они считают совершенно естественным, что ребенок, поступающий в школу, не имеет навыков построения, перестроения, выполнения общеразвивающих упражнений» [169, с. 34].

Физическая готовность традиционно отслеживается медиками. Именно отслеживается, а не формируется. Поэтому ответственность за сформированность или несформированность физической готовности к школе лежит на родителях каждого дошкольника и на педагогах, непосредственно работающих с ним. Сложившуюся ситуацию довольно ярко иллюстрирует С. Филиппова: «Родители ориентируются в первую очередь на требования школы к выпускнику из дошкольного учреждения. И если сегодня при поступлении в школу физическая готовность никак не оценивается, а состояние здоровья не принимается во внимание, то и на дошкольном этапе не только для воспитателей, но и для родителей эти аспекты отходят на второй план» [169, с. 34].

Это происходит в тот момент, когда многие исследователи отмечают, что уже при поступлении в детский сад значительное число детей (20−50%) имеет низкие возрастно-половые показатели развития основных двигательных качеств: скорости, выносливости, мышечной силы. Если целенаправленно не проводить работу по формированию физической готовности детей к обучению в школе, то это приведет только к еще большему ухудшению состояния здоровья детей, снижению их функциональных возможностей и, как следствие, — к обострению проблемы «школьной зрелости». Уже сейчас среди современных детей седьмого года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что в три раза превышает количество таких детей в 70-е гг. и в два раза — в 80-е гг. [57, с. 33].

Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью в комплексном подходе к проблеме формирования всесторонней готовности дошкольников к обучению в школе — и существующей неравноценностью рассмотрения отдельных сторон готовности в современной психолого-педагогической теории и практике, в частности, недостаточным вниманием к формированию физической готовности.

Указанным противоречием и необходимостью его разрешения мотивируется актуальность нашего исследования.

Проблема исследования вытекает из необходимости разрешить указанное противоречие: каковы педагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к школьному обучению? При разрешении данной проблемы необходимо рассмотреть проблемное поле вопросов: сущность готовности к школьному обучению, причины школьной дезадаптации, структура и параметры физической готовности, особенности процесса ее формирования и др.

Таким образом, тема настоящего исследования — «Педагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к обучению в школе» .

Цель исследования — разрешить заявленную проблему.

Из проблемы и целей исследования вытекают его объект и предмет.

Объект исследования — формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования названной готовности.

Методологические основы исследования составляют философские положения о деятельностной и творческой сущности человека, целостности его личности. В качестве специальной методологии выступают научные подходы: личностно-деятельностный (JI. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. JI. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.) — аксиологический (Ю. А. Гагин, А. Маслоу и др.) — системно-целостный (10. К. Бабанский, B.C. Ильин, Ю. А. Конаржевский, Э. Г. Юдин и др.).

Теоретическую базу исследования составили следующие направления, разрабатываемые в современной педагогике: принцип преемственности между дошкольным и начальным школьным звеньями системы образования (Т. И. Алиева, Ш. А. Амонашвили, А. Г. Арушанова, Н. А. Гордова, О. Князева, М. Маханева, JI. А. Парамонова и др.) — готовность к школьному обучению (М. М. Безруких, JI. Г. Голубева, Н. И. Гуткина, А. Дружинин, О. Дружинина, С. А. Езопова, С. П. Ефимова, С. Коноваленко, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, С. О. Филиппова и др.) — диагностика состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, готовности к школе (С. П. Громова, JI. Е.

Журова, А. А. Зайцев, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, С. В. Маланов, К. Н. Поливанова, М. Рунова, В. Н. Степаненкова, В. Н. Шебеко и др.) — развивающая педагогика оздоровления детей (Б. Б. Егоров, В. Т. Кудрявцев) — теория и методика физического воспитания дошкольников (Т. Богина, Е. И. Вавилова, В. К. Велитченко, О. Е. Веннецкая, Н. А. Гордова, А. В. Кенеман, Т. И. Осокина, JI. И. Пензулаева, Н. В. Полтавцева, М. Рунова, Э. Я. Степаненкова, Д. В. Хухлаева, В. Н. Шебеко и др.).

На основании изложенных целей и предмета исследования мы выдвигаем гипотезу.

1. Физическая готовность к обучению в школе (далее — физическая готовность) есть важнейшая комплексная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя следующие компоненты: положительные показатели состояния здоровьягармоничное физическое развитиеразвитие функциональных систем соответственно возрастувысокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики, в частности, а также высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

2. Если выполнять следующие педагогические условия:

• рассматривать формирование физической готовности как одну из важнейших самостоятельных целей работы дошкольного образовательного учреждения;

• осуществлять диагностику и оценку физической готовности;

• реализовать индивидуально-дифференцированный подход в работе по формированию физической готовности с учетом данных диагностики;

• организовать взаимодействие медицинской, психологической и педагогической служб дошкольного образовательного учреждения на всех этапах работы по формированию указанной готовности;

• реализовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления;

• организовать работу с родителями детей по формированию физической готовности;

• осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, то становится возможным повышение уровня физической готовности, так как, обладая признаками комплексности, данные условия являются необходимыми и достаточными.

Из целей, предмета и гипотезы вытекают задачи исследования:

1) изучить формирование физической готовности как психолого-педагогическую проблему (значение, сущность, компоненты, уровни готовности, особенности процесса ее формирования);

2) разработать систему педагогических условий формирования указанной готовности, эмпирически проверить ее эффективность;

3) обобщить результаты теоретического и эмпирического исследования, ориентируясь на его цель и гипотезу.

Методы исследования. Для проверки исходной гипотезы исследования при выполнении его задач использовался комплекс взаимосвязанных методов. Первую группу методов составили теоретические методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация и обобщение, сравнительно-сопоставительный, понятийно-терминологический. Вторую группу методов составили эмпирические методы: наблюдение, изучение нормативной и учебно-методической документации, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, опытническая работа. Для обработки полученных количественных результатов применялись методы математической обработки результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступило негосударственное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 58 г. Калининграда. В эксперименте и опытнической работе участвовали 92 ребенка старшего дошкольного возраста.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом, поисково-ориентировочном этапе (1999;2002 гг.) было изучено современное теоретическое и практическое состояние проблемы, осмыслен методологический аппарат исследования, определен его понятийный аппарат, подтвердилась актуальность выбранной темы.

На втором, аналитико-диагностическом этапе (2000;2003 гг.) были определены и обоснованы педагогические условия формирования физической готовности, разработаны критерии готовности, уточнены диагностические методики, определен исходный уровень физической готовности. Отдельные положения гипотезы подтвердились уже в ходе работы над курсовым (1999;2000 гг.) и дипломным (2000;2001 гг.) исследованиями на указанную тему. д.

На третьем, экспериментально-опытном аналитическом этапе (2002;2006 гг.) осуществлялась экспериментальная и опытная проверка эффективности теоретически разработанной системы педагогических условий формирования названной готовности.

На четвертом, обобщающем, теоретико-методологическом этапе (2004;2006 гг.) были проанализированы итоги формирования физической готовности, осуществлялось внедрение основных положений исследования, оформление рукописи диссертации.

На всех этапах осуществлялась апробация промежуточных или завершающих результатов теоретического и эмпирического исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Физическая готовность к обучению в школе есть важнейшая комплексная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя следующие компоненты: положительные показатели состояния здоровьягармоничное физическое развитиеразвитие функциональных систем соответственно возрастувысокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики, в частности, а также высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

2. Формирование физической готовности старших дошкольников к обучению в школе (в условиях дошкольного образовательного учреждения) есть процесс взаимодействия работников медицинской, педагогической и психологической служб дошкольного учреждения с детьми, их родителями и будущими учителями, включающий в себя следующие структурные компоненты: комплексная медико-педагогическая диагностика физической готовности к обучению в школереализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе по формированию физической готовностиорганизация физкультурно-оздоровительной работы с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления, с опорой на общепедагогические и специфические принципы и использованием различных средств, методов и форм организации физического воспитания дошкольников.

3. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями, обеспечивающими успешное формирование физической готовности, являются следующие:

• рассматривать формирование физической готовности как одну из важнейших самостоятельных целей работы дошкольного образовательного учреждения;

• осуществлять диагностику и оценку физической готовности;

• реализовать индивидуально-дифференцированный подход в работе по формированию физической готовности с учетом данных диагностики;

• организовать взаимодействие медицинской, психологической и педагогической служб дошкольного образовательного учреждения на всех этапах работы по формированию указанной готовности;

• реализовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления;

• организовать работу с родителями детей по формированию физической готовности;

• осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

Система педагогических условий формирования физической готовности включает в себя два блока. Структурно-организационный блок отображает педагогическую цель, участников процесса формирования физической готовности, а также их взаимодействие. Содержательно-процессуальный блок состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: содержательной и процессуальной. Содержательная часть включает: цель, задачи и собственно содержание процесса формирования физической готовности. Процессуальная часть объединяет в себе диагностику, реализацию индивидуально-дифференцированного подхода, организацию физкультурно-оздоровительной работы.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение.

В ходе решения проблемы лично соискателем получены следующие результаты:

• уточнена сущность физической готовности старших дошкольников к обучению в школе, охарактеризованы ее структура и признаки;

• адаптированы диагностические методики для определения уровня и оценки названной готовности;

• выделена и экспериментально проверена система педагогических условий, необходимых для успешного формирования физической готовности.

Научная новизна исследования состоит в решении актуальной педагогической проблемы: с опорой на теоретическую базу, на основе современных научных подходов выделены и разработаны педагогические условия формирования физической готовности, уточнены критерии и показатели этой готовности.

Теоретическое значение исследования заключается в обстоятельной разработке вопросов, связанных с физическим компонентом готовности детей к школьному обучению. Проведен анализ современных научных взглядов на содержание понятия «физическая готовность», определены значимость и содержание целенаправленной работы по ее формированию у детей старшего дошкольного возраста, на основе критериев и показателей этой готовности подобран и систематизирован педагогический диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности названной готовности.

Практическая значимость исследования связана с созданием системы педагогических условий формирования физической готовности.

Подобранные диагностические методики могут широко использоваться воспитателями и инструкторами по физическому воспитанию дошкольников при определении у детей уровня указанной готовности.

Разработанная индивидуальная карта физической готовности ребенка к обучению в школе поможет педагогам дошкольного образовательного учреждения осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника.

Предложенная схема взаимодействия различных служб дошкольного образовательного учреждения проста в реализации.

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми построена на основе интеграции традиционной методики и инновационной развивающей педагогики оздоровления, что позволяет повысить ее результативность.

Апробированный вариант взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей предполагает не только просветительскую работу с родителями о важности и сущности формирования физической готовности, но и их участие в этой работе.

Предложенный вариант взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой может быть использован в работе образовательных учреждений.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью основных методологических позиций, позволивших осуществить целостный подход к решению проблемыприменением комплекса теоретических и эмпирических, методов исследования, соответствующих его объекту, предмету, целям, гипотезе и задачамдлительной экспериментальной работой, ее связью с массовой практикойсочетанием количественной обработки полученных данных и их качественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в восьми публикациях автора. Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались и получили одобрение на федеральных, межвузовских и региональных конференциях:

1. Международная научно-практическая конференция «Педагогика индивидуальности как основа становления и развития открытой образовательной системы». — Светлогорск. — 25−26 сентября 2002 г.

2. Научно-практическая конференция «Совершенствование структуры школьного образования на основе возрастного подхода». — Калининград. -9−10 января 2003 г.

3. Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы». — Москва. — 21−22 октября 2003 г.

4. Областная научно-практическая конференция «Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития». -Калининград. — 29 января 2004 г.

5. VI Международная научно-практическая конференция «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве». -Пенза. — Июнь 2005 г.

6. Областная научно-практическая конференция «Об итогах опытно-1! экспериментальной деятельности ДОУ в контексте развивающей педагогики оздоровления». — Калининград. — 28 февраля 2006 г.

7. Научно-практическая конференция «Интеграция высшей и средней школы: создание единой образовательной среды». — Калининград. — 12−13 апреля 2006 г.

8. Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы». — Пенза. — Ноябрь 2006 г.

Разработанные автором программы-модули «Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении» и «Диагностика физической подготовленности дошкольников» внедрены в образовательный процесс Института современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта.

Кроме того, основные идеи исследования реализовывались автором при научном руководстве курсовыми и дипломными работами в ИСОТ РГУ им. И. Канта.

Разработанная система педагогических условий формирования физической готовности внедрялась на базе НДОУ ЦРР детского сада № 58, а также отдельные элементы системы (диагностика физической подготовленности, инновационные формы оздоровительной работы) внедрялись на базе МДОУ ЦРР детского сада № 110 и МДОУ детского сада № 13.

В структуру диссертации входят введение, основная часть (две главы), заключение, список литературы (189 источников) и приложения. Общий объем диссертации — 305 страниц, включая 88 страниц приложений. В рукописи имеются 9 рисунков и 10 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время, когда в содержании и методике школьного образования происходят серьезные изменения, предъявляющие высокие физические и психологические требования к школьникам, актуальным становится вопрос о формировании готовности старших дошкольников к обучению в школе. При анализе психолого-педагогической и методической литературы выяснилось, что психологический аспект готовности разрабатывается современными исследователями достаточно широко. Формирование физической готовности к школьному обучению, напротив, рассматривается явно недостаточно. Наше исследование, проводившееся с 2001 г. по 2006 г., посвящено именно формированию физической готовности.

При проведении исследования было пройдено два крупных этапа: теоретический и эмпирический, — на каждом из которых решались определенные задачи.

1. На первом, теоретическом, этапе формирование физической готовности было изучено как психолого-педагогическая проблема. При этом были обсуждены такие вопросы, как сущность готовности к школьному обучению, соотношение значимости различных компонентов готовности, особенности адаптации детей в первом классе общеобразовательной школы, физиологическое обоснование школьной зрелости, проблемы обучения шестилетних детей и др. На этом же этапе была определена сущность физической готовности в целом и отдельных ее компонентов, выделены и теоретически обоснованы педагогические условия, от которых зависит успешность формирования указанной готовности.

2. На втором, эмпирическом, этапе исследования была разработана система педагогических условий формирования физической готовности, выявленных теоретически. Она включила в себя структурно-организационный и содержательно-процессуальный блоки. Сделана попытка представить эту систему наглядно, что позволило четко определить все элементы системы и взаимосвязи между ними. Затем разработанная система была проверена с помощью экспериментальной и опытнической работы. Была доказана ее эффективность, так как у дошкольников, с которыми реализовывалась данная система, было отмечено значительное повышение уровня физической готовности к обучению в школе.

3. Результаты теоретического и эмпирического этапов исследования были обобщены, по каждому из них сформулированы выводы.

В ходе выполнения задач исследования получены следующие результаты, ориентированные на его цель и гипотезу.

Физическая готовность к обучению в школе есть важнейшая комплексная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя следующие компоненты: положительные показатели состояния здоровьягармоничное физическое развитиеразвитие функциональных систем соответственно возрастувысокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики, в частности, а также высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками.

Если выполнять следующие педагогические условия:

• рассматривать формирование физической готовности как одну из важнейших самостоятельных целей работы дошкольного образовательного учреждения;

• осуществлять диагностику и оценку физической готовности;

• реализовать индивидуально-дифференцированный подход в работе по формированию физической готовности с учетом данных диагностики;

• организовать взаимодействие медицинской, психологической и педагогической служб дошкольного образовательного учреждения на всех этапах работы по формированию указанной готовности;

• реализовать физкультурно-оздоровительную работу с детьми на основе синтеза традиционной методики и развивающей педагогики оздоровления;

• организовать работу с родителями детей по формированию физической готовности;

• осуществлять взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и начальной школы, то становится возможным повышение уровня физической готовности старших дошкольников к школьному обучению, так как, обладая признаками комплексности, данные условия являются необходимыми и достаточными.

Следовательно, в ходе исследования была разрешена заявленная проблема: каковы педагогические условия формирования физической готовности старших дошкольников к школьному обучению, — и тем самым достигнута обозначенная цель исследования.

Поле дальнейших исследований темы мы видим в решении следующих вопросов:

• совершенствование всех компонентов разработанной системы формирования физической готовности (дальнейшее привнесение инноваций в содержательную и процессуальную части, привлечение родителей в процесс формирования указанной готовности, расширение сотрудничества со школой, разработка методов медико-педагогической диагностики совместно с медицинскими работниками, разнообразие форм коррекционной работы и т. п.);

• дальнейшая эмпирическая проверка эффективности разработанной системы (реализация этой системы на других группах дошкольниковпроверка точности уже полученных результатов, осуществление последующего контроля за детьми, участвовавшими в эксперименте, в первом классе школы и т. д.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. И. Баскетбол для дошкольников: из опыта работы / Э. И. Адашкявичене. М.: Просвещение, 1983. — 79 е.: ил. — Б. ISBN.
  2. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н. А. Алексеев. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 332, 1. с. — (Здравствуй, школа!). — ISBN 5−222−9 004−3.
  3. , Т. И. Карта индивидуального развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева и др. // Обруч. 1998. — № 5. — С. 1−8.
  4. , Т. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности / Т. Алиева, А. Арушанова, Л. Парамонова // Дошкольное воспитание. 1998.-№ 4.-С. 97−104.
  5. , П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. тр. / П. К. Анохин- отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков. М.: Наука, 1978. — 400 с. — Б. ISBN.
  6. Бабанский, 10. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский- авт. вступ. ст. Г. Н. Филонов и др.- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 558, [2] е.: портр. — (Тр. д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). -ISBN 5−7155−0174−1.
  7. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с. — Б. ISBN.
  8. , М. М. Ребенок идет в школу: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. 4-е изд., перераб. — М.: Академия, 2000. — 248 с. — ISBN 5−7695−0684−9.
  9. , М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2002. — 416 с. — ISBN 5−7695−0581−8.
  10. , М. М. Психофизиология ребенка: учеб. пособие / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер. 2-е изд., доп. — Воронеж: МОДЭК, 2005. — 496 с. — (Библиотека психолога). — ISBN 5−89 395−635−4 (МОДЭК).
  11. , М. М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей / М. М. Безруких. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 256 е.: ил. -ISBN 5−7107−5974−0.
  12. , Н. В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: дис.. канд. пс. наук: 19.00.07 / Белякова Нина Васильевна. Томск, 1999. -174 с.
  13. , В. П. Основы теории педагогических систем: проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем: монография / В. П. Беспалько. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1977. — 304 с. — Б. ISBN.
  14. , П. П. Психология младшего школьника: избр. пс. тр. / П.П. Блонский- под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. Воронеж: МОДЭК, 2006. — 632 с. — (Психологи России). — ISBN 5−89 395−596-Х.
  15. , Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие / Т. Л. Богина. М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 112 с. -ISBN 5−86 775−274−7.
  16. , Т. Сохранение и укрепление здоровья ребенка: преемственность воспитания и образования в дошкольном учреждении и начальной школе / Т. Богина, М. Рунова // Дошкольное воспитание. 1999. — № 6. — С. 58−61.
  17. Болотина, J1. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / J1. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. -3-е изд., стереотип.-М.: Академия, 1998. 240 с. — ISBN 5−7695−0031-Х.
  18. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1991. ISBN 5−85 270−015−0.
  19. Т. 2. Н-Я. 1991. — 768 е.: ил. — ISBN 5−85 270−044−4.
  20. , С. И. Введение в научно-педагогическое исследование: учебное пособие / С. И. Брызгалова. 2-е изд., испр. и доп. — Калининград: КГУ, 2001. — 151 с. — ISBN 5−88 874−238−4.
  21. , С. И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика: монография / С. И. Брызгалова. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. — 344 с. — ISBN 5−88 874 496−4.
  22. , А. И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое пособие / А. И. Буренина- Ленинградский обл. ин-т усовершенствования учителей. СПб., 1993. — 99 е.: ил.
  23. , П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду: кн. для воспитателя дет. сада / П. П. Буцинская, В. И. Васюкова, Г. П. Лескова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 175 е.: ил. -ISBN 5−09−1 128−1.
  24. , Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: пособие для воспитателя дет. сада / Е. Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1983. — 144 е.: ил.-Б. ISBN.
  25. , Д. Формирование готовности детей к школьному обучению в республике Польша: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Валошек Данута. Москва, 1999. — 278 с.
  26. , В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 80 е.: ил. — (Физкультура и здоровье). — Б. ISBN.
  27. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 368 с. -ISBN 5−7695−2389−1.
  28. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя дет. сада / JI. В. Загик и др.- под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989.- 192 е.: ил. ISBN 5−09−1 130−3.
  29. , JI. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский.- М.: ЭКСМО, 2004. 512 с. — (Библиотека всемирной психологии). -ISBN 5−699−3 524−9.
  30. , Ю. А. Духовный акмеизм биомеханики /10. А. Гагин, С. В. Дмитриев. СПб.: Изд-во Балт. пед. академии, 2000. — 308 с. — ISBN 589 357−020−0.
  31. , С. И. Анатомия и физиология человека: учебное пособие для пед. ин-тов / С. И. Гальперин. М.: Высшая школа, 1974. -468 с.-Б. ISBN.
  32. , Л. Г. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий / Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. М.: 5 за знания, 2005. — 112 с. — (Методическая библиотека). — ISBN 5−98 923−005−2.
  33. Готовность ребенка к школе. Медико-психологические критерии: учебное пособие / под ред. А. В. Гордиец. Ростов н/Д: Феникс-
  34. Красноярск: Издательские проекты, 2006. 128 с. — (Медицина для вас). -ISBN 5−222−8 874-Х.
  35. , О. С. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160 с. — ISBN 3−305−43−2.
  36. , О. С. Теория обучения: учеб для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 384 с. — ISBN 5−305−40−8.
  37. , В. Г. Игры с мячом и ракеткой: (из опыта работы): пособие для воспитателя ст. групп дет. сада / В. Г. Гришин. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 96 е.: ил. — Б. ISBN.
  38. , С. П. Здоровый дошкольник: программа и методические рекомендации / С. П. Громова- Мин-во обр. РФ, Управление общ., проф. обр. и науки. Калининград, 1997. — 160 с.
  39. , Э. Н. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Логос, 2000. — 224 с. — ISBN 5−88 439 016−5.
  40. , Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2000. -184 с. — (Руководство практического психолога). — ISBN 5−8291−0074−6.
  41. , В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 3−18.
  42. , А. Н. История педагогики: учеб. пособие для студ. педвузов / А. Н. Джуринский. М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с. — ISBN 5−69 100 196−5.
  43. Детские народные подвижные игры: кн. для воспитателей детского сада и родителей / сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение- ВЛАДОС, 1995. — 224 е.: ил. — ISBN 5−09−5 876−8.
  44. Детский сад и семья / Т. А. Маркова и др.- под ред. Т. А. Марковой. М.: Просвещение, 1981. — 176 с. — (Б-ка воспитателя дет. сада). — Б. ISBN.
  45. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова и др.- под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. 2-е изд., перераб. — СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с. — ISBN 588 375−020−6.
  46. , В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. -3-е изд. М.: Просвещение, 2004. — 110 е.: ил. — ISBN 5−09−13 296−8.
  47. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / авт.-сост. В. А. Титов. М.: Приор-издат, 2002. — 192 с. — ISBN 5−9512−0003−2.
  48. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 415 с. — Б. ISBN.
  49. Дошкольное учреждение и семья единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова и др. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 224 с. — ISBN 5−8252−18−5.
  50. , А. Первый раз в первый класс: пособие для родителей / А. Дружинин, О. Дружинина. М.: Центрполиграф, 2003. — 223 с. — ISBN 5−9524−0524-Х.
  51. , С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М: Академия, 2003. — 320 с.-ISBN 5−7695−1360−8.
  52. , JI. Е. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе / JI. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова // Начальная школа. 1999. -№ 8.-С. 5−11.
  53. , А. А. Давай выполним / А. А. Зайцев, Т. А. Местиляйнен, Н. К. Полещук. Калининград: Янтарный сказ, 1993. — 72 е.: ил. — Б. ISBN.
  54. , А. А. Физическое воспитание дошкольников: учеб. пособие / А. А. Зайцев и др. Калининград: Калининградский университет, 1997. -71 с.-ISBN 5−88 874−081−0.
  55. , Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб.: Акцидент, 1997. — 92 с. — ISBN 5−88 375 032-Х.
  56. , О. JI. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект / О. JI. Зверева, Т. В. Кротова. М.: Сфера, 2005. — 80 с. — (Библиотека руководителя ДОУ). — ISBN 5−89 144−539−5.
  57. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: сборник статей и документов / отв. ред. Т. И. Оверчук. М.: ГНОМ и Д, 2004. — 344 с.-ISBN 5−296−193−1.
  58. , Ю. Ф. Здоровый дошкольник / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. 1995. — № 6. — С. 11−17.
  59. , Т. П. Практическая Хатха-йога для детей: гармонизирующие комплексы / Т. П. Игнатьева. СПб.: Нева- М.: OJIMA-ПРЕСС Экслибрис, 2003. — 128 е.: ил. — ISBN 5−7654−2173−3- ISBN 5−94 847 312−0.
  60. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4−7 лет / Т. Н. Доронова и др. -М.: Просвещение, 2002. — 143 с. — ISBN 5−09−10 150−7.
  61. , В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В. С. Ильин. М.: Педагогика, 1984. — 144 с. — (Образование. Пед. науки. Теория ком. воспитания). — Б. ISBN.
  62. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева и др.- науч. ред. Л. А. Парамонова [и др.]. М.: Карапуз, 1997. -288 с. — ISBN 5−7843−0026−6.
  63. , В. Д. Дыхательная гимнастика / В. Д. Казьмин. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-224 с. — (Панацея). — ISBN 5−222−1 131−3.
  64. , В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В. Г. Каменская. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. — 288 с. — (Высшее образование). — ISBN 5−8199−0131−2 (ФОРУМ) — ISBN 5−16−1 945−6 (ИНФРА-М).
  65. , М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада / М. 10. Картушина. М.: Сфера, 2004. — 384 с. — (Программа развития). -ISBN 5−89 144−468−2.
  66. , М. Ю. Зеленый огонек здоровья. Старшая группа: методическое пособие для педагогов ДОУ / М. 10. Картушина. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. — 256 с. — ISBN 5−89 814−243−6.
  67. , А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Кенеман,
  68. Д.В. Хухлаева. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 271 е.: ил. — Б. ISBN.
  69. , А. И. Здоровый человек: основные показатели: справ. / А. И. Киеня, Ю. И. Бандажевский. Мн.: Экоперспектива, 1997. — 108 с. — ISBN 985−6102−10−3.
  70. , Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних пед. учебных заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2003. — 176 с. — ISBN 5−7695−0445−5.
  71. , О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. СПб.: Союз, 2000. — 336 с. — (Азбука развлечений). — ISBN 5−94 033−007-Х.
  72. , С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2000. — 416 с. — ISBN 5−7695−0188-Х.
  73. Комплексный словарь русского языка / А. Н. Тихонов и др.- под ред. А. Н. Тихонова. М.: Русский язык — Медиа, 2005. — 1228, [4] с. -ISBN 5−9576−0180−2.
  74. , Ю. А. Система. Урок. Анализ: учебное издание / Ю. А. Конаржевский. Псков: ПОИПКРО, 1996. — 440 с. — (Управление образованием). — ISBN 5−7522−0006−7.
  75. , С. В. Как подготовить ребенка к школе: психологические тесты, игры и упражнения / С. В. Коноваленко. М.: Эксмо, 2004. — 208 с. — ISBN 5−699−6 785-Х.
  76. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). М.: ГНОМ и Д, 2004. — 32 с. -ISBN 5−296−484−1.
  77. , Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. -М.: Педагогика, 1991. 150 с. — (Образование. Пед. науки. Пед. психология). — ISBN 5−7155−0381−7.
  78. , В. В. Дидактика средней школы: некоторые пробл. совр. дидактики: учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / В. В. Краевский и др.- под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с. — Б. ISBN.
  79. , В. В. Методология педагогики: новый этап: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Академия, 2006. — 400 с. — ISBN 5−7695−2876−1.
  80. , В. Дошкольное и начальное образование единый развивающийся мир / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. — 2001. -№ 6.-С. 58−73.
  81. , В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. 1999. — № 1. — С.
  82. , В. Т. Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление: монография / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров- Рос. акад. обр., Ин-т дошк. обр. и семейного восп. -М., 2003. 153 с.
  83. , В. Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно-методическое пособие / В. Т. Кудрявцев, Б. Б. Егоров. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. — 296 е.: ил. — ISBN 5−8252−0015−0.
  84. , В. Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками / В. Т. Кудрявцев // Начальная школа: плюс, минус. 2000. — № 7. — С. 3−8.
  85. , М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие / М. Н. Кузнецова. М.: АРКТИ, 2002. — 64 с. -(Развитие и воспитание дошкольника). — ISBN 5−89 415−213−5.
  86. , В. С. Педагогика начального образования / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина- под общ. ред. В. С. Кукушина. М.: МарТ, 2005. — 592 с. — (Педагогическое образование). — ISBN 5−241−5 439.
  87. , М. Н. Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся / М. Н. Лазутова // Физическая культура в школе. 1996. -№ 1.-С. 2.
  88. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд., стереотип. — М.: Смысл- Академия, 2005. — 352 с. -ISBN 5−89 357−153−3 (Смысл) — ISBN 5−7695−2496−0 (Академия).
  89. , М. Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателя детского сада / М. Ф. Литвинова- под ред. Л. В. Руссковой. -М.: Просвещение, 1986. 79 е.: ил. — Б. ISBN.
  90. , Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 528 с. — ISBN 5−7042−0811−8.
  91. , В. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов: в 2 ч. / В. И. Логинова и др.- под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. 2-е изд, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1988.
  92. Ч. 2.: Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду. 1988. — 270 с. — ISBN 5−09−315−7.
  93. , Н. Н. Физкультурные праздники в детском саду / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 128 е.: ил., ноты. — (Внимание: дети!). — ISBN 5−8112−1112−0.
  94. , С. В. Развитие двигательных умений и способностей у детей дошкольного возраста / С. В. Маланов // Начальная школа: плюс, минус. 2000. — № 7. — С. 13−20.
  95. , С. М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей: кн. для родителей / С. М. Мартынов. М.: ВЛАДОС, 2005. — 223 е.: ил. — (Семейная библиотека). — ISBN 5−691−898−6.
  96. , С. Упражнения для глаз / С. Мартынов // Дошкольное воспитание. 1995.-№ 1,-С. 66−70.
  97. , А. Новые рубежи человеческой природы: монография / А. Маслоу- науч. ред. и предисл. Г. А. Балл и др.- пер. с англ. Г. А. Балл, А. П. Попогребского. М.: Смысл, 1999. — 424 с. — (Золотой фонд мировой психологии). — ISBN 5−89 357−027−8.
  98. , Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991. -543 е.: ил. — ISBN 5−278−326-Х.
  99. , М. Т. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: учебник для пед. училищ / М. Т. Матюшонок- под ред. 10. М. Пратусевича. М. Просвещение, 1970. — 224 е.: ил.-Б. ISBN.
  100. ЮЗ.Маханева, М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект / М. Д. Маханева. М.: Сфера, 2005. — 57 с. — (Библиотека руководителя ДОУ). — ISBN 5−89 144−565−4.
  101. , М. И вновь о преемственности. / М. Маханева, О. Князева // Дошкольное воспитание. 2004. — № 6. — С. 14−19.
  102. , В. А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: методическое пособие / В. А. Муравьев, Н. Н. Назарова. М.: Айрис-пресс, 2004. — 112 с. — (Методика). -ISBN 5−8112−0959−2.
  103. , JI. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 240 с. — (Б-ка учителя физической культуры). — ISBN 5−305−66−1.
  104. , Т. В. Гимнастика маленьких волшебников / Т. В. Нестерюк. -М.: ДТД, 1993. 32 с.: ил.-Б. ISBN.
  105. , Г. О недостатках традиционной системы образования / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. 2004. — № 12. — С. 74−77.
  106. , Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников / Т. С. Овчинникова, А. А. Потапчук. СПб.: Речь, 2002. — 176 с. — ISBN 59 268−0079-Х.
  107. , С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / С. И. Ожегов- под ред. Н. Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. — М.: Русский язык, 1990. — 921 с.-ISBN 5−200−1 088−8.
  108. Госкомсанэпиднадзора РФ- под ред. Г. Н. Сердюковской. -М., 1993. 163 с.
  109. ПЗ.Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, JI. С. Фурмина. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1983. — 224 е.: ил. — (Б-ка воспитателя дет. сада). — Б. ISBN.
  110. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / сост. Н. А. Ноткина, JI. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 32 е.: ил. — ISBN 589 814−151−0.
  111. , JI. А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / JI. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова. М.: Академия, 2001. — 240 с. — ISBN 5−7695−0742-Х.
  112. , В. Э. Развитие и психическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст / В. Э. Пахальян. СПб.: Питер, 2006. — 240 е.: ил. -(Практическая психология). — ISBN 5−469−1 071−6.
  113. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с. — ISBN 5−09−438−2.
  114. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластенин и др. 4-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.— ISBN 5−9219−0109−1.
  115. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад- редкол.: М. М. Безруких и др. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. — 528 е.: ил. — ISBN 5−7107−7304−2.
  116. , JI. И. Физкультурные занятия с детьми 5−6 лет: пособие для воспитателя дет. сада / J1. И. Пензулаева. М.: Просвещение, 1988. — 143 е.: ил. — ISBN 5−09−365−3.
  117. , Ю. Е. Основные подходы к организации оздоровительной работы в начальной школе / Ю. Е. Пересадина // Начальная школа: плюс, минус. 2000. — № 7. — С. 27−29.
  118. JI.A. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. М.: Альма Матер, 2005. — 256 с. — («Gaudeamus»). — ISBN 5−902 766−12−5.
  119. , Е. Э. Опасность школьной дезадаптации / Е. Э. Петрова // Управление ДОУ. 2005. — № 4. — С. 87−89.
  120. Подготовка детей школе в СССР и ЧССР: кн. для работников дошкольных учреждений / Н. Н. Поддьяков и др.- под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Просвещение- Братислава: Словац. пед. изд-во, 1989. — 176 е.: ил. — ISBN 5−09−1 145−1.
  121. , И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. — ISBN 5−69 100 174−4.
  122. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 2000. — 576 е.: ил. -ISBN 5−691−175−2(1).
  123. , К. Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция / К. Н. Поливанова. М.: Генезис, 2003. — 271 с. — ISBN 5−85 297−067−0.
  124. , Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Н. В. Полтавцева, Н. А. Гордова. М.: Просвещение, 2005.-271 е.: ил. — ISBN 5−09−13 704−8.
  125. , И. Н. Йога делового человека / И. Н. Полтавцев. Мн.: Полымя, 1991. — 208 е.: ил. — ISBN 5−345−430−7.
  126. , С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1. — С. 37−45.
  127. Программа воспитания и обучения в детском саду / отв. ред. М. А. Васильева. М.: Просвещение, 1985. — 174 с. — Б. ISBN.
  128. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с. — ISBN 5−86 775−272−0.
  129. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с. — Б. ISBN.
  130. Радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5−6 лет в детском саду / сост. Т. И. Доронова. М.: Просвещение, 1996. — 271 с.
  131. , Н. И. Адаптация первоклассников к обучению в школе средствами физического воспитания: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ромашевская Нелли Ивановна. Новокузнецк, 2006. — 247 с.
  132. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия. — ISBN 5−85 270−114−9.
  133. Т. 1: А-М. 1993. — 607, 1. е.: ил. — ISBN 5−85 270−140−8.
  134. , М. М. Проблема учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Рубинштейн- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 176 с. — (Классическая учебная книга). — ISBN 5−7695−0947−3.
  135. , М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М. А. Рунова. М.: Мозаика-Синтез, 2000. — 256 с. — ISBN 5−86 775−057−4.
  136. , JT. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина. -М.:АСТ, 2002. 44, 4. е.: ил. — ISBN 5−17−8 480−3.
  137. Санитарные нормы для школ и дошкольных учреждений. М.: Астрель: ACT, 2001. — 176 с. — (Образование в документах и комментариях). — ISBN 5−17−11 269−6 (ACT) — ISBN 5−271−2 647−7 (Астрель).
  138. , Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л. Свирская. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. — 176 с. — ISBN 978−5-8252−0052−1.
  139. , А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. М.: Сфера, 2000. — 128 с. — ISBN 5−89 144−136−5.
  140. Словарь русского языка: В 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой и др. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Русский язык, 1981−1984.
  141. Т. 1: А-Й. 1981.-702 с. — Б. ISBN.
  142. Словарь русского языка: В 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой и др. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Русский язык, 1981−1984.
  143. Т. 3: П-Р. 1983. — 752 с. — Б. ISBN.
  144. , Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с. — ISBN 5691−893−5.
  145. , Я. В. Программно-целевой подход к реализации права преемственности в системе «Детский сад школа» / Я. В. Смирнова, Ю. В. Атемаскина // Управление ДОУ. — 2005. — № 6. — С. 8−11.
  146. , Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. М.: АРКТИ, 2003. — 272 с. -(Метод, библиотека). — ISBN 5−89 415−346−8.
  147. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. И. Ерофеевой. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 344 с.-ISBN 5−7695−0513−3.
  148. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / авт.-сост. С. С. Бычкова. М.: АРКТИ, 2001. — 64 с. — (Развитие и воспитание дошкольника). — ISBN 5−89 415−219−4.
  149. , Е. В. Формирование готовности будущих специалистов дошкольного образования к реализации преемственности в системе «ДОУ начальная школа»: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Соколова Екатерина Васильевна. — Барнаул, 2003. — 226 с.
  150. , Е. А. Возрастная психология. Краткий курс / Е. А. Сорокоумова. СПб.: Питер, 2006. — 208 с. — (Краткий курс). — ISBN 5−46 900 943−2.
  151. , В. П. Закаливание детей: пособие для воспитателя дет. сада / В. П. Спирина. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1978. -136 е.: ил.-Б. ISBN.
  152. , И. К. Методика формирования физической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе: дис. .канд. пед. наук: 13.00.04 / Спирина Ирина Константиновна. Волгоград, 2000. — 197 с.
  153. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / под ред. С. О. Филипповой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 416 е.: ил. — ISBN 5−89 814−315−7.
  154. , Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. -М.: Академия, 2001. 368 с. — ISBN 5−7695−0352−1.
  155. , М. И. Взгляд гигиениста на современное дошкольное образование / М. И. Степанова // Дошкольная педагогика. 2002. — № 1. -С. 4−7.
  156. , М. К вопросу о приеме в школу детей шести лет / М. Степанова // Дошкольное воспитание. 2001. — № 9. — С. 53−54.
  157. , Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. М.: Сфера, 2005. — 176 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). — ISBN 5−89 144−591−3.
  158. , Т. Ю. Карточка здоровья ребенка / Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова // Физическая культура в школе. 1996. — № 4. — С. 61−63.
  159. , О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. М.: Астрель: ACT, 2002. — 127 с. — ISBN 5−17−7 095−0.
  160. , О. Н. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя дет. сада / О. Н. Урбанская. 2-е изд., перераб. о доп. — М.: Просвещение, 1977. — 159 е.: ил. — Б. ISBN.
  161. , Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. — М.: Флинта, 2004. — 672 с. — ISBN 5−89 349 230−7.
  162. Физкультминутки / авт.-сост. С. А. Левина, С. И. Тукачева. -Волгоград: Учитель, 2004. 68 с. — ISBN 5−7057−0505−0.
  163. Физическая культура: учебн. пособие / под общ. ред. Е. В. Коневой. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 558, 1. е.: ил. — (Высшее образование). -ISBN 5−222−7 100−6.
  164. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г. И. Нарскин и др.- под ред. Г. И. Нарскина. Мн.: Полымя, 2002. — 176 с. — ISBN 985−07−0438−1.
  165. , М. М. Психофизиология функциональных состояний: учеб. пособие / М. М. Филиппов. Киев: МАУП, 2006. — 240 с. — ISBN 966 608−458−9.
  166. , С. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях / С. Филиппова // Дошкольное воспитание. -1999.-№ 4.-С. 34−36.
  167. , А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: пособие для воспитателя подготовительной к школе группы / А. И. Фомина. 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1984. — 159 е.: ил.
  168. , В. Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке: пособие для воспитателя / В. Г. Фролов. М.: Просвещение, 1986.- 159 с.-Б. ISBN.
  169. , Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для учащихся пед. училищ / Д. В. Хухлаева. М.: Просвещение, 1984. — 208 с. — Б. ISBN.
  170. , В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. Нижний Новгород: Флокс, 1995. — 32 с. — ISBN 5−871 198 081−3.
  171. , Г. А. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе / Г. А. Цукерман, Н. И. Поливанова. 2-е изд., испр. — М.: Генезис, 2003. — 128 с. — (Психологическая работа с детьми). -ISBN 5−85 297−066−2.
  172. , М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова- под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 е.: ил. -ISBN 5−09−6 683−3.
  173. , В. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учеб. для учащихся пед. колледжей и училищ / В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак. Мн.: Ушверс1тэцкае, 1998. — 184 с. -ISBN 985−09−0319−8.
  174. , Р. Общее учение о человеке как основа педагогики: курс лекций / Р. Штайнер- пер. с нем. Д. М. Виноградова. 3-е изд, отред. — М.: Парсифаль, 2005. — 200 с. — ISBN 5−85 251 -072−6.
  175. , Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин- ред.-сост. Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2004. — 384 с. — ISBN 5−7695−1645−3.
  176. , Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Д. Эльконин. 2-е изд, стер. — М.: Академия, 2005. — 144 с. — (Высшее профессиональное образование. Психология). -ISBN 5−7695−2582−7.
  177. , Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность / Э. Г. Юдин- сост., предисл., библиогр. А. П. Огурцова, Б. Г. Юдиной. М.: эдиториал УРСС, 1997. — 444 с. — (Философы России 20 века). — ISBN 5 901 006−07−0.
  178. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: методол. пробл. соврем, науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. — 391 с. — Б. ISBN.
  179. , JI. В. Физическое развитие и здоровье детей 3−7 лет: пособие для педагогов дошк. учреждений: В 3 ч. / JI. В. Яковлева, Р. А. Юдина. -М.: ВЛАДОС, 2004. ISBN 5−691−869−2.
  180. Ч. 1. Программа «Старт». Методические рекомендации. 2 004 315 с.-ISBN 5−691−870−6.
  181. Beniova Т. Priprava deti па skolu v ZSSR av CSSR: Kniha pre pracovnikov predskolskych zariadeni / T. Beniova. Bratislava: Slovenske Pedagogicke Nakladatelstvo, 1989.
  182. Blair C. School readiness. Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptualization of children’s functioning at school entry / C. Blair // Am. Psychol. 2002. — V. 57, № 2. — P. 111−127.
  183. Doman G. How to Teach Your Baby Be Physically Superb / G. Doman, D. Doman, B. Hagy. Garden City Park, New York: Avery Publishing Group, 1994.
  184. Erikson E. Childhood and Society / E. Erikson. New York — London: W.W.Norton & Company, 1963.
  185. Steiner R. Die gesunde Entwickelung des Leiblich-Physischen als Grundlage der freien Entfaltung des Seelisch-Geistigen / R. Steiner. Kaluga: Geistige Erkenntnis, 1995.
Заполнить форму текущей работой