Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

История образования в Псковской области, начиная с 60 гг ХIХв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После освобождения Пскова от немцев в конце 1918 года при губоно был создан подотдел по регистрации и охране памятников под руководством преподавателя художественно-промышленной школы Н. Ф. Роота, а первыми сотрудниками стали члены археологического общества. Но в мае 1919 года работа его прервалась ввиду захвата Пскова белыми. Вновь он развернул работу под руководством Е. М. Тихвинского при… Читать ещё >

История образования в Псковской области, начиная с 60 гг ХIХв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В первой половине XIX века Псков только утверждался как цивилизованный город. В пушкинское время здесь действовала 1 больница, несколько светских и духовных учебных заведений, в том числе открытая в 1808 году на базе главного народного училища мужская гимназия. Во второй половине 40-х годов в Пскове было уже 9 учебных заведений, в которых училось свыше 900 человек. В 1860 году открылась и женская гимназия.

Особенно заметными были достижения в просвещении. Появляются кадетский корпус (1882 г.), предшественником которого была военная гимназия; реальное училище (1873 г.); учительская семинария и землемерное училище (1874 г.); городское училище, преобразованное из уездного (1875г.); епархиальное училище (1884 г.); в 1896 г. открывается мужская, а в следующем году — женская воскресные школы. В начале 90-х годов в городе действовало 26 учебных заведений, в которых обучалось более 2,8 тыс. человек.

Помимо государственных и духовных учебных заведений действовали и частные. В 1900 году последних насчитывалось 10.

В 1886 году на частные средства была открыта рисовальная школа, а двумя годами раньше Дума образовала рисовально-технические классы с 30 учениками. Действовала и музыкальная школа. Существовали также учебные заведения при благотворительных обществах: училища при детском приюте Св. Ольги (96 девочек) и при Сиротском отделении (30 детей) городской богадельни.

Развивается и печать. В 1886 — 1887 годах, к сожалению, очень недолго выходила «Псковская газета. Литературно-археологическое и промышленно-культурное издание». С 1868 по 1887 год публиковался единственный частный журнал «Истина» -религиозное издание с большим для того времени тиражом в 1,5 тыс. экземпляров. Кроме продолжавших выходить «Псковских губернских ведомостей», «Вестника Псковского губернского земства» (с 1880 г.), в 1881 году появляется первое частное политическое и общественное издание «Псковский городской листок», издателем и редактором которого был К. Раух. Необходимость в печатном слове отчасти удовлетворялась открывшимися в городе библиотеками. Наиболее посещаемой была дважды возникавшая платная городская публичная библиотека (в 1870-х годах она была единственной). В 1880-х годах действовали также библиотеки совета евангелически-лютеранской церкви, правления общества вспомоществования латышам, при двух клубах (дворянском и купеческом), при губернской больнице. Были библиотеки и в нескольких учебных заведениях — уездном училище, гимназии, учительской семинарии, реальном училище.

Если в начале XIX в. в городе не существовало ни одной книжной лавки, то в 1880-х годах действовали два частных книжных магазина, книжный склад при уездной земской управе, а также книжный шкаф (киоск) на железнодорожной станции. В 189'8 году открылась городская общественная библиотека. При библиотеке был читальный зал. Работала она вполне успешно, несмотря на ограниченный книжный фонд (2160 названий в 1899 г.). За первые пять лет существования количество выданных читателям томов выросло с 19 118 до 52 392.

В 1870-х годах зарождается музейное дело. Инициатором создания первого публичного музея были члены образованной при губернском статистическом комитете в 1872 году Археологической комиссии, преобразованной в 1880 году в Псковское археологическое общество. Энтузиасты-краеведы И. И. Василев, К. Г. Евлентьев и другие в 1876 году учредили историко-археологический музей, располагавшийся сначала в двух комнатах дворянского собрания, а затем — в здании присутственных мест. В 1889 году возник и кустарный музей, где экспонировались предметы промыслов и сельского хозяйства.

Нельзя не отметить, что в Пскове возникла довольно развитая сеть благотворительных заведений, в которых находили помощь тысячи обездоленных, больных, бездомных псковичей.

Ярким показателем оживления общественной жизни города после крестьянской, земской, городской реформ, а также стремления горожан организовать ее было возникновение различных обществ. Если до этого времени действовал лишь дворянский клуб (с 1815 г.), то после реформ начинают действовать музыкальное общество (1867 г.), общество псковских врачей (1869 г.), соединенное общество и вольное пожарное общество (1880 г.), общество латышей для взаимного вспомоществования (1882 г.), общество хорового пения (1883 г.), общество драматического, а затем музыкально-драматического искусства (1884 г.), Псковское отделение императорского общества садоводов (1887 г.), общество сестер милосердия Красного Креста (1893 г.), общество спасения на водах и общество потребителей (1894 г.), вспомогательное общество учителей и учительниц (1896 г.) и другие.

Школьное образование Псковской губернии в начале XX в. было представлено различными типами учебных заведений, главное место среди которых занимали министерские и земские школы / в 1901 г. — 610 школ/ и церковно-приходские /363 школы/. Помимо них существовали несколько школ грамоты, 10 лютеранских школ, свыше 20 еврейских хедеров и небольшое количество частных школ. Всего в 1901 г. в губернии действовало 1050 школ, в которых обучалось около 55 тыс. учащихся и работало 1329 учителей. Но Всероссийская перепись населения 1897 г. показала, что в губернии было грамотным всего 14,6% населения /в том числе среди женщин — 7,2%, мужчин — 22,5%/. В отдельных уездах грамотность была еще ниже: в Новоржевском — 10,3%, в Опочецком -11,9%.

Псковская губерния в списке 34 губерний, имевших земства, занимала предпоследнее место по количеству школ, одна школа приходилась в среднем на 2200 человек, живущих в 32 селениях, расположенных на площади около 60 квадратных верст. В этих условиях большинство детей было лишено школьного образования. Один из современников отмечал, что в 1905 г. для полного обеспечения детей образованием не хватало 1900 школ.

В течение 10 лет в губернии было открыто 380 новых школ, главным образом усилиями земства. В 1908;1909 гг., например, ряд уездных земств выдвинули довольно смелую по тем временам идею о введении всеобщего обучения. Главная трудность ее осуществления заключалась в недостатке помещений. В этих условиях предполагалось максимально использовать наемные здания. Поэтому в 1911 г. 2/3 всех земских школ размещались в наемных помещениях. Однако полностью реализовать задуманное не удалось: в 1911 г. обучением было охвачено только 30% детей школьного возраста /для сравнения: в Петербургской губернии — 60%, в Новгородской — 48%/. К тому же, 58% детей из-за тяжелого материального положения школу не оканчивали.

«Необходимо прежде всего не всеобщее обучение, — писал в „Вестнике Псковского губернского земства“ один из крестьян Псковского уезда, — а уравнение крестьян в их правах с прочими сословиями и облегченный доступ в высшие учебные заведения». Расходы в Псковской губернии в среднем на одну школу были на 10% ниже, чем в Новгородской губернии, и в 3,5 раза ниже, чем в Петербургской. Следствием этого явилось то, что за предреволюционные годы показатель грамотности населения Псковской губернии не изменился: по данным губернского статистического комитета он составил в 1914 г., как и 20 лет назад, всего 14,6%. Состояние грамотности населения самым прямым образом было связано с прогрессом сельского хозяйства: земские обследования показывали, что наиболее отсталая агротехника имела место в тех уездах, где число школ было наименьшим.

Благодаря усилиям земств в ряде уездов были открыты воскресные школы для взрослых, а в некоторых имениях — сельскохозяйственные школы. В большинстве земских школ работали демократически настроенные учителя, главным образом выходцы из крестьянских семей, окончившие Псковскую учительскую семинарию — старейшее педагогическое заведение губернии. Семинария имела мастерские, земельный участок, где учащиеся занимались садоводством, огородничеством и пчеловодством. Учителей для городских школ стал готовить открытый в 1909 г. в Пскова учительский институт, для церковно-приходских школ учителей готовило Псковское епархиальное училище. В качестве учителей работали также многие выпускники гимназий и уездных прогимназий.

Ведущее место занимала Псковская мужская гимназия, основанная как Главное народное училище в 1786 г. В 1901;1907 гг. в гимназии учился В. М. Брадис — выдающийся математик, автор «Четырехзначных математических таблиц», известных теперь каждому школьнику. В разные годы в начале XX в. в гимназии занимались будущие ученые Л. А. Зильбер и А. А. Летавет, писатели Ю. Тынянов и В. Каверин. В 1912 г. в губернии действовали также 7 женских гимназий и 2 женских прогимназии, в Пскове — частные гимназии Агаповой и Сафоновой, 5 реальных училищ — в Пскове, Великих Луках, Острове, Порхове и Торопце.

В 1910 г. Великолукское реальное училище окончил будущий выдающийся математик, академик И. М. Виноградов. В 1902 г. в Великих Луках открылось железнодорожное училище, в которое принимали детей железнодорожных служащих.

Еще в 1895 г. Министерство земледелия подняло вопрос об открытии в Псковской губернии, как центре обширного сельскохозяйственного района, среднего сельскохозяйственного училища. Открылось оно только в 1903 г. в Крестах близ Пскова и стало готовить агрономов. Училище располагало оборудованными кабинетами, имело ферму, пасеку, учебно-практическое поле. Кадры землестроителей готовило Псковское землемерное училище. В 1907 г. в Пскове открылась торговая школа, через три года — коммерческое училище, а осенью 1913 г. — художественно-промышленная школа, в которой функционировали три отделения: керамики, мозаики и художественной обработки стекла, причем два последних с пятилетним курсом обучения были организованы в России впервые. Идея создания школы принадлежала видному земскому деятелю Н. Ф. Фан-дер-Флиту, завещавшему для нее средства. Учебная программа сочетала общеобразовательные, художественные и специальные предметы с практической работой в хорошо оснащенных мастерских. Продолжал функционировать Псковский кадетский корпус. Губерния имела в начале XX в. 4 духовных училища — в Пскове, Порхове, Великих Луках и Торопце, в которых православные мальчики, по преимуществу из семей духовенства, получали четырехклассное образование и право перехода в духовную семинарию. Духовная семинария действовала в Пскове, ее в конце, XIX в. окончил и некоторое время здесь преподавал будущий патриарх Московский и всея Руси Тихон (В. И. Беллавин). Высших учебных заведений в губернии не было. До конца 90-х гг. XIX в. губернский город не имел хорошей библиотеки, удовлетворяющей местную интеллигенцию. Старая публичная библиотека давно не обновляла свой скудный книжный фонд, библиотеки в учебных заведениях и клубах были недоступны для посторонних. Инициаторами создания общегородской библиотеки стали земские статистики, которые привлекли к этому делу не только других прогрессивных псковичей, но и городскую думу. Для покупки литературы был развернут сбор средств, разработан Устав библиотеки. Наконец, 1 февраля 1898 г. Псковская городская общественная библиотека была торжественно освящена и открыта. Через 5 лет, в 1903 г., она имела свыше 8 тыс. книг и журналов. Библиотека, хотя и была платной, пользовалась большой популярностью у местной интеллигенции. Только за первый месяц ее читальный зал посетили 1088 человек. Свежие номера газет и журналов, ради которых в основном посещалась библиотека, лежали в читальном зале. Общественная библиотека существовала также в Великих Луках, в феврале 1906 г. городская библиотека с читальней была открыта в Порхове, в Острове же, наоборот, в 1907 г. единственная библиотека была закрыта городской управой. Жители других уездных центров могли посещать небольшие библиотеки при уездных училищах. В читальном зале Псковской общественной библиотеки лежали свежие номера не только столичных, но и местных газет. Главным печатным органом губернии являлись «Псковские губернские ведомости». Газета была органом губернского правления и состояла из официальной и неофициальной частей. В первой публиковались указы и распоряжения центральных и местных властей, сведения о происшествиях, статистические данные о числе фабрик и заводов, торговле и др. В неофициальной части помещались исторические статьи, сведения об общественных событиях (концертах, спектаклях, гуляньях), литературные произведения. «Ведомости» просуществовали 80 лет, до самого конца 1917 года, и успели даже опубликовать некоторые декреты Советской власти.

Продолжал выходить «Псковский городской листок». Газета выходила дважды в неделю и существовала до 1906 г. Основное место в ней занимала информация о жизни города, объявления различных учреждений, сведения о спектаклях. Издатель и редактор газеты К. А. Раух был человеком консервативных настроений, что сказалось на характере содержания. В декабре 1904 г., например, общее собрание Псковской общественной библиотеки не только отказалась выписывать эту газету, но и направило редактору открытое письмо, отмечая, что в ней «как обзор русской жизни, так и местной страдает крайне тенденциозным подбором и освещением материалов!». В 1880—1917 гг. издавался журнал «Вестник Псковского губернского земства», освещавший вопросы развития народного образования, здравоохранения, крестьянского и местного хозяйства. По-прежнему ежегодно издавались «Памятные книжки Псковской губернии», чаще всего раз в два года. В отдельные годы они содержали чисто справочные сведения: перечень основных губернских и уездных учреждений, чиновников, выборных лиц и т. д., но в ряде выпусков помещались важные статистические сведения, исторические исследования, материалы по этнографии, фольклору. Уезды собственных газет не имели, в деревне газеты были достоянием немногих. Например, в 1911 г. на 170 тыс. жителей Островского уезда выписывалось всего около 200 экземпляров газет. Их получали в основном представители интеллигенции.

Немалый след в общественной и культурной жизни Псковской губернии оставила деятельность различных научных, просветительских, благотворительных, спортивных и других обществ.

После Октябрьской революции насущным и неотложным делом являлась ликвидация в стране неграмотности и малограмотности. В Псковской губернии эта задача была особенно актуальной, т. к. уровень грамотности населения был ниже, чем в среднем по России. 26 декабря 1919 г. был издан декрет СНК о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР, положивший начало созданию целой сети школ и пунктов ликвидации безграмотности, курсов и школ взрослых. В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, вслед за этим — Псковская губернская, уездные и волостные комиссии. Первая в губернии школа грамоты для взрослых открылась 8 октября 1920 года при Псковской фабрике «Шпагат», затем они начинают создаваться в уездах. В конце 1921 года в губернии действовали 1243 ликпункта и школы грамоты. В 1924 году в работу по ликвидации неграмотности включаются широкие слои общественности: создается добровольное общество «Долой неграмотность!» (ОДН). Уже в конце года губернское общество объединяло в своих рядах свыше 8 тыс. человек. В результате широко развернувшейся работы к концу 1925 года грамотность населения губернии поднялась до 44,4%, т. е. на 30% по сравнению с дореволюционным временем. Это был большой успех, хотя предстояла еще значительная работа.

В годы первой пятилетки борьба за всеобщую грамотность вылилась в массовый культпоход. Только за 1929 год по Псковскому округу было обучено 11 тысяч неграмотных и 3 тыс. малограмотных (из них половинасилами общественности), к концу пятилетки в пунктах ликбеза обучалось 15 тыс. человек. В 1938 году в округе было свыше 80 колхозов сплошной грамотности (учитывалось население в возрасте до 50 лет), а Дновский район стал первым в РСФСР районом сплошной грамотности. По случаю этой подлинной победы в район поступила приветственная телеграмма от Н. К. Крупской. По Всесоюзной переписи населения 1939 года грамотность в Псковском округе составила 88,6%.

Закрыть источник пополнения рядов неграмотных позволило всеобщее обучение молодого поколения. Развитие школьного образования на Псковщине прошло в основном те же этапы, что и по стране в целом. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе», по которому на смену многочисленным типам дореволюционных школ пришла единая школа с 9-летним сроком обучения. Для обучения детей в возрасте 8−13 лет открывались школы 1 ступени, 13−17 лет — II ступени. Устанавливалась тесная связь обучения с общественно полезным трудом. Создание единой школы делало образование общедоступным, однако нивелировало знания и способности учащихся. В Псковской губернии создание новой школы развернулось лишь с конца 1919 года — после завершения боевых действий. С 1924 года начинают создаваться школы рабочей молодежи (ШРМ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ), которые наряду с общеобразовательными знаниями давали навыки промышленных и сельскохозяйственных знаний. Примечательным явлением 20-х годов являлось создание национальных школ. Так, в Пскове действовали 4 национальные школы — эстонская, польская, еврейская и латышская. Аналогичные школы существовали в Великих Луках, Новоржеве, Порхове, Опочке и других городах. Всего в 1924/25 г. в губернии работало 1358 школ с 94 тыс. учащихся, из них 16 школ II ступени с 5700 учащимися; помимо них имелось 19 национальных школ. Обучением было охвачено детей в возрасте 8−11 лет в городах — 90%, в сельской местности — 75%.

Постановлениями ЦК ВКП (б) и СНК начала 30-х годов была создана новая структура школьного образования в виде начальных, семилетних и средних школ с классно-урочной системой обучения. Одновременно осуществляется переход ко всеобщему обязательному начальному образованию, на Псковщине он завершился в основном в годы первой пятилетки. В 1938/39 учебном году в Псковском округе обучением было охвачено 98,4% детей в возрасте 8−14 лет. Весной 1940 года 1У-я Псковская окружная партконференция поставила задачу осуществить всеобщее обязательное 7-летнее образование в деревне и среднее — в городах. Выполнение ее было прервано Великой Отечественной войной, но накануне ее в школах Псковщины обучалось 242 тыс. учащихся — вдвое больше, чем к началу первой пятилетки. Всего действовали 2072 школы.

С первых лет Советской власти в губернии было положено начало отсутствующему здесь до революции высшему образованию. Уже в 1919 году в Пскове было создано 3 высших учебных заведения: на базе дореволюционных учительской семинарии и учительского института открыт институт народного образования (ИНО), а на базе средних училищ аграрного направления — сельскохозяйственный и землеустроительный институты. Однако организация «университетов», не подкрепленная соответствующей учебно-материальной и финансовой базой, оказалась малоуспешной: в 1923 г. все эти учебные заведения были преобразованы в техникумы. Псковский педтехникум готовил работников школ, дошкольных и политико-просветительских учреждений; педтехникумы работали также в Великих Луках, Гдове, Невеле, а в 1930 году открылось педучилище в Опочке. В октябре 1932 г. в Пскове был открыт педагогический институт, в 1934 году — при нем стал действовать учительский институт для подготовки учителей семилетних школ. В 1930 году в Пскове был создан медицинский техникум, в Великих Луках — землеустроительный.

При комплектовании учебных заведений строго выдерживался классовый принцип: дети «нэпманов, кулаков, священников, «лишенцев» в них не принимались. («Лишенцы» — люди, лишенные избирательных прав из-за предосудительного, с точки зрения властей, социального происхождения и положения). В 1929 году даже была развернута чистка техникумов от «классово-чуждого элемента», в результате которой десятки учащихся были исключены. Сразу после революции прекратили существование учебные заведения духовного ведомства, кадетский корпус, в 1923 году закрылась художественно-промышленная школа. Зато открылось новое учебное заведение для подготовки кадров партийных, советских и политпросветработников — совпартшкола.

Развитие народного хозяйства требовало подготовки кадров массовых профессий. Уже в 1921 году при псковских предприятиях стали возникать школы ФЗУ, которые находились на полном их обеспечении. Одновременно создавались профтехшколы — швейников в Пскове, железнодорожная — в Великих Луках, электромеханическая — в Опочке, школа-мастерская — в Порхове. На базе некоторых помещичьих имений открылись сельскохозяйственные школы — Быстрецовская — в Псковском уезде, Наговская — в Холмском, в Марьиной Дубраве — Порховского уезда и др.

Всего в 1940/41 учебном году в двух высших и 21 среднем учебном заведении края обучалось свыше 6 тысяч юношей и девушек.

С первых лет после революции большой размах приобрела политико-массовая и культурно-просветительная работа, центрами которой являлись в городах рабочие клубы и красные уголки, а в деревне — избы-читальни. В ряде городов и бывших помещичьих имениях были открыты народные дома. Уже в 1918 г. в Псковской губернии действовали 634 различных культпросветучреждения. Первый в губернии Народный дом открылся в бывшем помещении духовной семинарии в Пскове в 1919 г., в 1922 г. создается губернский научно-технический клуб, в деревнях в 1921 г. работали 1326 изб-читален. Некоторые из них получили всеобщее признание.

Так, в период Всероссийского смотра 1924 года первую премию получила Выборская изба-читальня Островского уезда, в Холмском уезде лучшей считалась Наговская изба-читальня, которой заведовал небезызвестный царский генерал А. Н. Куропаткин. В середине 30-х гг. большинство изб-читален было преобразовано в колхозные клубы; в 1940 году на Псковщине имелось 1080 клубов и 709 библиотек.

Большую помощь в оснащении сельских изб-читален оказали городские шефы, главным образом — ленинградские. Во многом благодаря им в деревне появились первые киноустановки: в 1921 году их было в губернии всего 6, в 1924 г. — 14, к 1940 число их выросло до 200. Однако киноустановки имелись преимущественно в городах, райцентрах и наиболее крупных деревнях — центрах сельсоветов, большинство же сельских жителей довольствовались кинопередвижками, а немалая их часть вообще была лишена возможности видеть кино. В 20-х гг. ленинградский режиссер Ф. Эрмлер снимал на Псковщине ряд художественных фильмов: в 1925 году — «Дети бури», в 1927 году — «Парижский сапожник», а в 1934 году — «Крестьяне». Фильм «Крестьяне» снимался в деревне Зряковская Гора Карамышевского района, прообразами его были псковские крестьяне, которые смогли познакомиться с фильмом во время кинофестиваля 1936 года. Этот кинофестиваль проводился во всех районах округа и стал настоящим праздником кино. Жители Псковщины посмотрели лучшие советские фильмы — «Чапаев», «Веселые ребята», «Юность Максима», «Подруги», «Крестьяне», произошли их встречи с режиссерами Ф. Эрмлером, Г. Козинцевым, С. Герасимовым, актерами Т. Макаровой, Б. Блиновым, Б. Чирковым, Н. Боголюбовым и др.

С 1925 года постепенно начинается радиофикация края, а в 1930 году начал регулярно вести передачи Псковский радиоузел. Созданное в 1925 году в губернии общество «Друзья радио» ставило своей задачей осуществлять через радио приобщение деревни к культуре, содействовало установке радиоприемников в городах и селах. В декабре 1929 года окружная радиокомиссия приняла решение о радиофикации в первую очередь 11 районов сплошной коллективизации, в связи с этим розничная торговля радиоаппаратурой была прекращена, все имевшееся оборудование предложено было использовать по плану радиофикации округа. Но все же в 30-е годы радиофикация коснулась в первую очередь городов, сельское население за исключением отдельных пригородных колхозов и совхозов было лишено этого важного источника информации. В деревне радиофикация домов была редкостью, приемники чаще всего устанавливались в клубах, избах-читальнях, сельсоветах, правлениях колхозов, где устраивались коллективные прослушивания передач.

Клубы и избы-читальни служили и местом организации драматических коллективов. В 1921 году в губернии имелось 76 самодеятельных «театров» — кружков, коллективов, студий и др. В Пскове действовали железнодорожный театр, летний театр в Корытове, агиттеатр, но главной по-прежнему оставалась сцена Народного дома им. А. С Пушкина. После революции он был переименован в Коммунальный театр, затем в Показательный, Малый, а впоследствии — в драмтеатр им. А. Пушкина. Но до конца 30-х годов постоянной труппы в нем не было, на сцене выступали главным образом приезжие артисты. Стационарным он стал в 1939 году, когда образовалась труппа из артистов Ленинградского областного драмтеатра во главе с режиссером В. Н. Лебедевым. Первым спектаклем нового театра был «Человек с ружьем» Н. Погодина, который посмотрели 60 тыс. зрителей. В Великих Луках драмтеатр существовал с 1935 года. В этом же году открыл сезон окружной педагогический театр (так именовался театр юного зрителя, находившийся в ведении облоно), переведенный в Псков из Старой Руссы. В репертуаре его были спектакли не только для детей, но и для взрослого населения; артисты его выезжали в районные центры. Театр просуществовал около двух лет и распоряжением окружного отдела народного образования в январе 1937 года был ликвидирован. В 1940 году в Пскове открылась филармония.

Основным средством массовой информации и просвещения населения являлась периодическая печать, которая по мере повышения грамотности людей приобретала все большее значение. С 1917 года основной газетой губернии являлся «Псковский набат» — орган губисполкома и губкома РКП (б), уже в 1918 году в ряде уездов появляются свои газеты — «Опочецкая коммуна», «Непогасимое пламя» (Новоржев), «Красный Порхов», «Плуг и молот» (Остров), «Наш путь» (Великие Луки), существование которых, однако, было недолгим. В начале 1924 году стала издаваться еженедельная крестьянская газета «Псковский пахарь» — одна из первых в СССР крестьянских газет. Одним из основателей ее является поэт Н. А. Алексеев, которого за хорошее знание деревенской жизни справедливо называли «поэтом смычки с деревней». В середине 20-х годов в губернии издавались две молодежные газеты: приложением к «Псковскому набату» являлся «Листок молодежи» (впоследствии -«Ленинская гвардия»), к «Псковскому пахарю» — «Юный пахарь». В 1927 — 1928 гг. издавалась единая молодежная газета «Молодая деревня». Она просуществовала только 1,5 года и за неимением средств прекратила существование. Издававшаяся малым тиражом — всего 1800 экз. — она поступала преимущественно в избы-читальни. К концу восстановительного периода в губернии распространялось 9,5 тыс. экз. центральных и свыше 15 тыс. экз. местных газет, т. е. в среднем по одной газете на 10 крестьянских дворов. Таким образом, губерния была близка к выполнению решения XIII съезда РКП (б): иметь не менее одной газеты на 10 крестьянских дворов, а в городах — одной газеты на трех рабочих. Однако город обеспечивался газетами в 4 раза лучше, чем деревня. С 1930 года вместо двух газет — «Псковский набат» и «Псковский пахарь» стала издаваться единая газета «Псковский колхозник». На рубеже 20−30-х годов во всех районах стали выходить свои газеты, некоторые из них вели нумерацию от первых уездных газет. Собственные газеты имели некоторые совхозы и МТС.

После освобождения Пскова от немцев в конце 1918 года при губоно был создан подотдел по регистрации и охране памятников под руководством преподавателя художественно-промышленной школы Н. Ф. Роота, а первыми сотрудниками стали члены археологического общества. Но в мае 1919 года работа его прервалась ввиду захвата Пскова белыми. Вновь он развернул работу под руководством Е. М. Тихвинского при содействии петроградских специалистов. Подотдел, приступив к обследованию губернии, выяснил, что большинство усадеб, располагавших библиотеками, живописными полотнами и другими памятниками культуры, разграблено и уничтожено. Но сохранившиеся ценности были переданы в музеи, которые в ряде уездов были открыты вновь. К счастью, несмотря на бурные дни революции и гражданской войны, музей ПАО не пострадал и уже в 1918 году вновь приступил к работе. На базе библиотеки ПАО было создано древлехранилище. К началу 1920 года на основе имевшихся экспонатов, а также вновь поступивших материалов были открыты историко-археологический (в Поганкиных палатах) и естественно-промышленный (в здании художественно-промышленной школы) музеи, 1апреля 1921 г. в доме, где до революции находился предводитель дворянства, открылась картинная галерея. Большая роль в ее создании принадлежала И. Н. Ларионову — известному музейному работнику, краеведу, художнику, неутомимому пропагандисту богатой псковской истории. В октябре 1920 года ввиду имеющихся ценных исторических, архитектурных и культурных памятников Псков был объявлен городом-музеем. Тогда же началась реставрация наиболее важных объектов. Однако составление списка памятников, подлежавших охране и реставрации, затянулось и было закончено только к 1935 году. За это время многое погибло или было, как «не имеющее художественной ценности», уничтожено (в список было внесено всего 36 объектов). Но пополнение музейных коллекций активно продолжалось в 20−30-е гг. Так, был получен ряд произведений искусства из Третьяковской галереи и музеев Ленинграда. В середине 30-х гг. окружной музей имел отделы: исторический, картинная галерея, естественно-научный, древлехранилище, музей революции, открытый в квартире-музее В. И. Ленина. Отделами его являлись и ленинские музеи: в 1930 году открылась комната-музей В. И. Ленина, а в 1938 г. — Дом-музей на Плехановском посаде.

В Пскове и других местах был возведен ряд памятников. Предпочтение отдавалось при этом революционерам и борцам за Советскую власть, события более далекого прошлого нередко предавались забвению. В 1925 году в Пскове был открыт памятник В. И. Ленину работы скульптора М. Я. Харламова, в 1928 году — памятник погибшим за Советскую власть на площади Жертв Революции, в 1937 году — памятник С. М. Кирову работы Н. В. Томского. Памятники В. И. Ленину появились в ряде районных центров, в колхозах и совхозах.

Пропагандой культурного наследия активно занималось Псковское общество краеведения, созданное в конце 1921 года. Оно изучало историю, природу и культуру края, издало четыре выпуска сборника «Познай свой край», члены его часто выступали с результатами своих исследований в периодической печати. Общество действовало до конца 20-х годов. В 1930 году в псковском кремле под руководством ленинградского архитектора К. К. Романова были проведены первые в советское время археологические раскопки. Продолженные в 1936 году под руководством Н. Н. Чернягина, они в значительной мере носили разведочный характер.

17 марта 1922 года решением СНК РСФСР на Псковщине создается Государственный Пушкинский заповедник, в который включались Михайловское, Тригорское и могила А. С. Пушкина в Святогорском монастыре. Уже в сентябре 1924 года состоялось первое массовое народное празднование, посвященное 100-летию со дня ссылки поэта в Михайловское. Из Москвы и Ленинграда прибыла специальная делегация ученых и писателей во главе с президентом Академии Наук А. П. Карпинским. Участники первого праздника решили создать общество друзей Пушкинского заповедника, президентом которого стал А. П. Карпинский, заместителями — В. В. Вересаев, академик С. Ф. Ольденбург, профессора В.Е. Евгеньев-Максимов и Б. Л. Модзалевский. В числе первых в члены общества вступили писатели А. Н. Толстой, А. А. Ахматова, И. А. Новиков. Общество призвано было служить делу сохранения и восстановления всего, связанного с именем А. С. Пушкина, помогать в организации культпросветработы. Большое внимание пушкинским местам уделял нарком просвещения А. В. Луначарский, который летом 1926 года лично побывал на Псковщине. По пути в Псков он выступил с докладами в Дно и Порхове, осмотрел памятники и музеи Пскова, выступил здесь с несколькими докладами, а 30 июня выехал в пушкинские места. О своих впечатлениях от пребывания здесь он рассказал в очерках «На могиле Пушкина», опубликованных в ленинградской «Красной газете» в сентябре 1926 года. «Редко где я видел такую гармоничную многозначительную красоту, — писал он. — Да, этот кусок земли достоин быть колыбелью поэта и, пожалуй, именно русского поэта». По его поручению был составлен перечень работ по благоустройству пушкинских мест, развернулись восстановительные работы. Но утвердившиеся в конце 20-х гг. идеи «национального нигилизма», пренебрежения к историческому прошлому коснулись и заповедника. В ноябре 1927 года стали раздаваться предложения о переносе праха А. С. Пушкина в Ленинград, эта акция не состоялась из-за активного протеста ученых-пушкинистов. В 1928 году в местечке Голубово был уничтожен мавзолей с телами друзей Пушкина Е. Н. и Б. А. Вревских. В феврале 1930 года в результате репрессий в отношении краеведов пострадали известные пушкинисты С. Ф. Ольденбург, Н. В. Измайлов, П. Н. Анциферов и др. Положение меняется к лучшему с начала 30-х годов, когда в партийно-правительственных документах вновь подчеркивается необходимость чтить национальное прошлое.

В ноябре 1933 года заповедник был передан в ведение Академии Наук (ее Института литературы — Пушкинского дома), а 16 декабря 1935 года принимается постановление правительства о подготовке к празднованию 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина. С этого же года возобновилось проведение Пушкинских праздников, в 1936 году в ведение заповедника были переданы Петровское, городища Воронич и Савкина горка, весь комплекс Святогорского монастыря. В феврале 1937 года был восстановлен дом поэта в Михайловском, сгоревший в 1918 году, а в июне 1937 г состоялся многолюдный Пушкинский праздник.

Положение осложнялось тем, что во главе заповедника власти предпочитали иметь не специалиста, а «благонадежного» человека. Так, в январе 1928 года с поста директора «по психическому расстройству» был уволен религиозно настроенный Ф. П. Павлов. После судебного процесса в Опочке летом 1937 г., где был осужден ряд руководящих работников Пушкинского района, с поста директора заповедника был снят В. М. Голубев. В марте 1938 года директором назначается писатель, редактор журнала «30 дней» П. Е. Безруких, лично знавший И. В. Сталина в период обороны Царицына. Но все же в предвоенные годы заповедник становился все более популярным, росло количество экскурсантов, продолжались восстановительные работы.

Вопрос о сохранении культурного наследия неизбежно касался церкви, объявленной после революции враждебной, отживающей, сугубо вредной. Развернувшаяся антирелигиозная пропаганда велась чаще не с религиозным учением, а с церковью как организацией, сопровождалась грубыми перегибами, оскорблениями священников и чувств верующих. Зимой 1919 года местные власти в присутствии псковского епископа провели вскрытие в Троицком соборе мощей князя Всеволода-Гавриила. Но удалить их из «мест поклонения» не решились: слишком велико было почитание населением памяти псковского князя. Не решились сразу и запретить богослужения в церквах, отправление религиозных обрядов. Даже в 20-е годы такие праздники, как Рождество Христово, Благовещение и др., сохранялись в качестве официальных и считались нерабочими днями. В то же время любое культовое здание можно было закрыть, если требовалось помещение «для государственных и общественных надобностей». Уже к 1921 году в Пскове один из храмов был занят под школу, в двух церквах разместились госпитали, в церкви Александра Невского — гарнизонный клуб.

Документальных сведений об образовательных учреждениях предвоенных лет сохранилось немного.

Однако, достоверно известно, что в 1941 году в 2072 школах Псковщины обучалось почти 250 тысяч человек. В период Великой Отечественной войны (1941 — 1945 годы) многие школы были уничтожены.

Но уже к 1950 году в Псковской области действовали 2202 школы, что на 7 процентов превышало довоенный уровень. Большинство школ были начальные (71 процент). Почти все располагались в приспособленных помещениях. За этот период были сданы в эксплуатацию типовые школы на 55 тысяч ученических мест. Вместе с тем с 1960 года в области идет процесс уменьшения числа общеобразовательных школ. Причина тому — уменьшение числа учащихся.

В 1970;х — начале 1980;х годов происходят противоречивые процессы в системе образования и здравоохранения. В 1970;е годы начался процесс сокращения сельских школ (с 1393 в 1970 до 612 в 1985 году), что явилось следствием старения сельского населения и продолжавшейся интенсивной миграции. Это привело к сокращению числа учеников с 70, 6 тыс. до 26, 1 тыс. и возникновению малокомплектных школ, где невозможно было обеспечить преподавание всех предметов специалистами, и, следовательно, ученики сельских школ оказались еще более в неравных по сравнению с городскими учащимися условиях в получении знаний.

После распада СССР количество образовательных учреждений в Псковской области начало резко сокращаться. Данный процесс был запущен рядом причин: область испытала (и продолжает испытывать) значительную депопуляцию во второй половине ХХ века, связанную с оттоком молодежи и, как результат, резким старением и убылью населения. В начале 90-х годов область называли «столицей российской депопуляции». По сравнению с 1960 годом количество школ сократилось в 7 раз, а численность населения — в 1,8 раза. Количество лиц нетрудоспособного возраста (до 16 лет) в области составляет 98 тыс. чел и продолжает сокращаться. Встает вопрос о целесообразности не только открытия новых, но и содержания имеющихся школ, многие из которых испытывают недобор учеников. Большое количество зданий школ находятся в аварийном состоянии, в некоторых из них учителя совмещают сразу несколько предметов. Сельские школы закрываются вследствие крайне малого количества, либо отсутствия учеников. Число сельских школ сократилось в десятки раз по сравнению с довоенным периодом. Поднимается вопрос уже не о перспективах образования Псковской области, а самого факта ее существования.

Рост расходов на общее образование в 2012 г. связан с увеличением финансирования муниципальных целевых программ на 97%. В рамках муниципальных целевых программ в 2012 году общеобразовательными учреждениями произведено расходов на сумму 57 381,0 тыс. руб., тогда как в 2011 году 29 142,7 тыс. руб. В отчетном году в 1,8 раз возросли расходы за счет межбюджетных трансфертов (в 2012 году — 103 753,7 тыс. руб., в 2011 году — 56 714,0 тыс. руб.). Среднегодовая численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях в 2012 году снизилась на 3% и составила 18 350 чел. (в 2011 году -18 927 чел.), что так же привело к увеличению расходов бюджета в расчете на 1 обучающегося. Снижение расходов в текущем году и плановом периоде связано с недостаточностью собственной доходной базы бюджета города Пскова на 2013;2015 годы. Кроме того, в 2013 году в бюджете города предусмотрено расходов за счет межбюджетных трансфертов на сумму 79 189,6 тыс. руб., что на 26 199,1 тыс. руб. меньше плановых показателей 2012 года. В плановом периоде 2014;2015 года расходы будут уточняться при утверждении бюджета на соответствующий год, в том числе за счет распределения условно утверждаемых расходов.

На территории города работают 14 библиотек, 5 учреждений культурно-досугового типа, 1 парк культуры и отдыха. В 2012 году потребителями 11-ти муниципальных библиотек стали 50 696 человек. Муниципальные учреждения культуры провели для населения в 2012 году около 3 тысяч мероприятий. МП г. Пскова «Городской парк культуры и отдыха им. А.С. Пушкина» за 2012 год посетило168 602 человека. Укрепление материально-технической базы парка осуществлялось за счет собственных средств учреждения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой