Роль портфолио в становлении личности ученика
В целом диагностика выявила, что работа по созданию портфолио среди старшеклассников школы идет очень интенсивно, огромная заслуга несомненно принадлежит учителям в пропаганде значимости портфолио. Большинство учащихся правильно понимает значимость портфолио для личностного развития, но в тоже время, у выпускников отношение к портфолио не всегда положительное, и большое количество ребят… Читать ещё >
Роль портфолио в становлении личности ученика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Портфолио помогает старшекласснику в самореализации как личности, ориентированной на успех, готовой найти своё место во взрослом сообществе, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, умеющей ставить цели и достигать их, обладающей социально необходимыми качествами.
После работы с портфолио ученики начинают эффективно управлять саморазвитием, осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивания, ставить перед собой цели и добиваться её реализации. Учащиеся конструктивно решают проблемы, управляют конфликтами, стрессами, эмоциями, временем. Кроме того, они плодотворно сотрудничают в команде и развивают навыки общения. Естественно совершенствуются и учебные навыки. И, наконец, становится возможным принимать самостоятельные решения и делать осознанный выбор.3.
Отношение учащихся к портфолио
Не смотря на существенные преимущества школьного портфолио, для развития личности ученика, отношение учащихся к портфолио довольно противоречиво. В результате проведенной диагностики среди учащихся 8−11 классов МОУ СОШ № 45 (см. приложение № 1), выявились следующие тенденции.
Имеют в наличие портфолио: (приложение № 2).
- 8 классы: 37% учащихся;
- 9 классы: 46% учащихся;
- 10 классы: 78% учащихся;
- 11 классы: 52% учащихся.
Высокий показатель наличия портфолио учащихся 10-х классов, на мой взгляд, выражен тем, что при поступлении в 10 — х класс, создание портфолио было одним из условий, замечательно, что десятиклассники продолжают работу по созданию портфолио.
Кроме того, около 40% учащихся собираются приступить к созданию портфолио в ближайшее время.
Мотивация у многих школьников для создания портфолио различна. Кто-то составляет портфолио лично для себя, желая увидеть и систематизировать собственные достижения и успехи на протяжении нескольких лет, другие уже задумываются о поступлении ВУЗ, и совсем немногие составляют свои портфолио, потому что это требует администрация школы.
портфолио школьник личность ученик Большинство учащихся получили информацию о портфолио от своих школьных учителей, чаще всего от классного руководителя:
- 57% учащиеся 8-ых классов;
- 83% учащиеся 9-ых классов;
- 69% учащиеся 10-ых классов;
- 63% учащиеся 11-ых классов;
Другим источником информации о портфолио стали родители или друзья:
- 32% - 8-е классы;
- 12% - 9-е классы;
- 28% - 10 — е классы;
- 25% - 11-е классы;
и, только несколько учащихся подчеркнули информацию о портфолио из СМИ.
(приложение № 3).
Неоднозначно ответили учащиеся на вопрос, касающийся значимости школьного портфолио. Показательно, что учащиеся 8−10 х классов, высоко оценили значимость портфолио. (приложение № 4).
- 73% учащихся 8-ых классов;
- 78% учащихся 9-ых классов;
- 63% учащихся 10-ых классов;
- 47% учащихся 11-ых классов;
Выпускники средней школы мотивировали низкую значимость портфолио, по причине того, что ВУЗы по — разному относятся к портфолио абитуриента. Представители высшей школы признают, что портфолио может использоваться в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатами экзаменов в качестве составляющей суммарного рейтинга. Этот вопрос находится в стадии разработки, среди представителей высшей школы.
Отрадно, что большое количество учеников нашей школы, считают, что портфолио пригодится им в будущем:
- 80% учащихся 8-ых классов;
- 64% учащихся 9-ых классов;
- 65% учащихся 10-ых классов;
- 54% учащихся 11-ых классов. (См. приложение № 5).
Большинство старшеклассников, создавая портфолио, не проводят дифференцированного отбора его содержание, в соответствии, будущем профилем, или профессиональной деятельности, в связи половина учащихся не связывает назначение портфолио с будущей профессиональной деятельностью.
- (См. приложение № 6).
- 53% учащихся 8-ых классов;
- 47% учащихся 9-ых классов;
- 70% учащихся 10-ых классов;
- 64% учащихся 11-ых классов;
На вопрос, нуждаетесь, ли вы в помощи учителя в создании портфолио, выявилась следующая тенденция, чем старше ученики, тем меньше нуждаются в помощи учителя (см. приложения № 7).
- 62% учащихся 8-ых классов;
- 57% учащихся 9-ых классов;
- 42% учащихся 10-ых классов;
- 36% учащихся 11-ых классов;
Очень отрадно, что среди учащихся большой процент тех, кто делает всё возможное для наполнения собственного портфолио, участвуя во всевозможных мероприятия различного масштаба (См. приложение № 8):
- 69% - 8-е классы;
- 64% - 9-е классы;
- 54% - 10-е классы;
- 52% - 11-е классы;
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие портфолио стимулирует учащихся, к активной деятельности.
В целом диагностика выявила, что работа по созданию портфолио среди старшеклассников школы идет очень интенсивно, огромная заслуга несомненно принадлежит учителям в пропаганде значимости портфолио. Большинство учащихся правильно понимает значимость портфолио для личностного развития, но в тоже время, у выпускников отношение к портфолио не всегда положительное, и большое количество ребят не связывают содержимое портфолио с будущей профессиональной деятельностью, а это, а мой взгляд важно, для выпускника основной и средней школы.