Оценивание портфолио по русскому языку
Критериями оценивания портфолио работ могут служить следующие показатели: отражение в портфолио индивидуальности автора, самостоятельность, отражение собственной позиции, полнота представления материалов, качество оформления материалов, наличие рефлексивной части, а также качество презентации, умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения. Для полноценной организации работы учащихся… Читать ещё >
Оценивание портфолио по русскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При оценивании портфолио работ более важными показателями являются не столько количественные, сколько качественные показатели. Возникает ряд проблем: нужно ли принимать во внимание при оценивании накопительную часть материалов (например, черновики работ, выписок и др.), которая может быть оформлена не очень аккуратно, как учитывать вес каждого элемента портфолио, как в баллах оценивать креативность школьника.
При оценивании портфолио выделяют критерии, которые могут содержать в себе подкритерии, на основании соответствия критериям выделяют уровни. Например, при четырехуровневой системе название уровней условно можно представить как высокий, средний, достаточный и низкий.
Критериями оценивания портфолио работ могут служить следующие показатели: отражение в портфолио индивидуальности автора, самостоятельность, отражение собственной позиции, полнота представления материалов, качество оформления материалов, наличие рефлексивной части, а также качество презентации, умение отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения.
При оценивании нужно также обращать внимание на развитость лингвистического мышления; сформированность базовых лингвистических умений; сформированность прикладных умений (способность решать практические языковые проблемы, применять различные технологии (в том числе компьютерные) для решения прикладных задач и др.); развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.); сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).
При высоком уровне портфолио характеризуются всесторонностью в отражении основных категорий и критериев оценки. Содержание такого портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося по уровню развития его лингвистического мышления, умения решать задачи, учебно-языковых и коммуникативных умений, наличия высокого уровня самооценки и творческого отношения к использованию русского языка. В содержании и оформлении учебного портфолио данного уровня ярко проявляются оригинальность и изобретательность.
При среднем уровне портфолио демонстрирует солидные лингвистические знания и умения учащегося, но, в отличие от предыдущего, в нем могут отсутствовать некоторые элементы из необязательных категорий, а также может быть недостаточно выражена оригинальность в содержании и может отсутствовать творческий элемент в оформлении.
В портфолио достаточного уровня основной акцент сделан на обязательных категориях, по которой можно судить об уровне сформированное™ знаний и умений в области русского языка, но отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого лингвистического мышления, способности к содержательной коммуникации (как в устном, так и письменном виде).
По портфолио слабого уровня трудно сформировать общее представление о языковых способностях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные задания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными упражнениями. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в освоении русского языка и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки.
Наиболее типичные ошибки при подготовке портфолио возникают, когда взрослые берутся за сбор лингвистического материалов, отстраняя детей, или наоборот, когда взрослые устраняются, никак не направляя действия учеников, недостатком портфолио может явиться погоня за количеством при слабой качественной проработке материала или акцентирование на форме при упущении содержательной части.
Для полноценной организации работы учащихся перед началом работы необходимо проинструктировать их о цели, содержании портфолио, разъяснить, что они могут сделать, познакомить с критериями оценки. В ходе выполнения учитель консультирует, направляет деятельность учеников по формированию портфолио. На завершающем этапе дает рецензию.