Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Роль современной семьи в развитии ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Культуросообразность в семейном воспитании должна основываться на учете общечеловеческих ценностей и норм, насаждать терпимость к проявлениям иной этнической культуры, стремиться к нахождению баланса разных культур в их проявлениях в современном социальном мобильном мире. Сегодня часто наблюдаются ситуации, когда мобильное поведение людей обусловлено не столько их личной волей к изменению… Читать ещё >

Роль современной семьи в развитии ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Давно уже доказано, что воспитание — сложный, комплексный, многомерный процесс, осуществляемый самыми различными общественными институтами. Мы можем говорить о воспитании как в широком смысле — применительно ко всей совокупности общественных отношений, включенность в которые и прямо, и косвенно формирует личность, так и в узком смысле — как о некоторой системе конкретных приемов и воздействий, позволяющих добиться необходимого воспитательного эффекта. Однако и в первом, и во втором случае своеобразным центром и фокусом воспитания, несомненно, будет выступать семья. Именно в виде семьи общество первоначально выступает перед ребенком, семья определяет весь дальнейший характер процесса социализации ребенка.

В нашей стране семья является важнейшим очагом воспитания. Для правильной постановки учебно-воспитательной работы школы совершенно необходимо знать, как воспитывается ребёнок в семье, согласуется ли семейное воспитание с принципами и методами воспитания в школе, с какими практическими навыками приходит впервые ребёнок в школьный коллектив, как осуществлять влияние на ребёнка через родителей, в чём сильные и слабые стороны воспитания окружающих ребёнка людей.

Семья — это группа, основанная на супружеских и кровно — родственных (между родителями и детьми) отношениях, члены которой связаны между собой общностью быта, взаимной моральной и правовой ответственностью и взаимопониманием. В семейном интересе находит выражение потребность в существовании и развитии всех его членов, хотя степень его осознания ими может быть разная. С семьей человек связан всю жизнь. В ней он проводит большую часть времени каждого дня своей жизни. Семья служит становлению личности индивида, формирует его физически, психологически, идейно. Семья является важным полем самореализации человека. В ней раскрываются самые сокровенные его качества.

Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность.

Семейное воспитание — процесс динамичный и чрезвычайно сложный. Оно связано со многими трудностями объективного и субъективного характера.

Рассматривая семейное воспитание как процесс целенаправленный и управляемый, А. С. Макаренко убеждал в том, что нужна целеустремленная организация влияния на ребенка, направленная большим педагогическим знанием.

Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами).

Семья, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед семьей, главной является всесторонне развитие личности ребенка.

Важность общего развития ребенка обычно хорошо осознается современными родителями. Они проявляют значительное внимание к тому, как развивается их сынишка или дочка, и делают достаточно много для этого.

Они ревниво сравнивают успехи своего ребенка с успехами его одногодок — детей своих друзей, соседей, родственников, сослуживцев. Часто небольшое отставание в темпе развития, находящееся вполне в пределах. нормы, вызывает у них тревогу, они готовы по этому поводу бежать к врачу, искать консультации у педагогов-специалистов по дошкольному воспитанию, у психологов и т. д.

Семья выполняет роль главного и первого в жизни ребенка агента воспитания и сохраняет свое ведущее положение в конкретных условиях воспитательного воздействия внесемейных рефератов (дошкольные, внешкольные, школьные учреждения, среда сверстников и т. д.). Даже в подростковом возрасте, когда влияние семьи на ребенказначительно ослабевает, ей по-прежнему принадлежит приоритет в осуществлении воспитательной функции.

Воспитание детей в семье как направление научного анализа представляет собой часть общей теории семьи, посвященной исследованию семейных функций.

Проблема семейного воспитания детей в течение многих лет является одной из ведущих среди исследовательских направления ряда научных дисциплин: педагогики, психологии, социологии, правоведения и др. В последние десятилетия вопросы, связанные с воспитанием детей в семье, становятся все более актуальными.

В связи со стремительными социально-экономическими изменениями в российском обществе привычные старые нравственные понятия и эталоны безвозвратно ушли в прошлое, а новые, отражающие современные жизненные реалии, все еще находятся в стадии формирования.

В таких условиях традиционное семейное воспитание как целесообразный, рационально-контролируемый процесс воздействия на ребенка с заранее известными результатами — перестает работать.

Исторический опыт показывает, что в условиях глубинных социальных перемен институт семьи проявляет определенную инертность, сопротивляемость в принятии новой жизненной парадигмы. Объективная трудность состоит в том, что в силу консервативной природы семья не в состоянии достаточно быстро и гибко перестроить свою воспитательную идеологию, так как находится под воздействием старых мировоззренческих представлений. Необходимо время, измеряемое годами, чтобы новые принципы межпоколенного взаимодействия были приняты родителями как естественная форма отношений с детьми.

Однако объективная реальность современной России не дает возможности для длительного приспособления к новым социальным условиям, требует ускорения адаптации семьи и, соответственно, скорейшей перестройки ее воспитательной стратегии в отношении детей. Оптимизация процесса семейного воспитания начинается с преодоления родителями устаревшего в воспитании детей принципа «неравенства — равенства», т. е. с перехода от авторитарных методов воспитания к демократическим. Ребенок все чаще рассматривается родителями не как объект воздействия, а как полноправный субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип личностно ориентированного воспитания позволяет сформировать индивидуальность ребенка с высокой социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и устойчивой сопротивляемостью к возможным внешним негативным воздействиям.

Как и воспитание в целом, семейное воспитание — явление конкретно-историческое, тесно связанное с социально — экономическим, политическим и культурным состоянием общества, с его социально-культурными особенностями.

Каждый участник диады «родители — дети» со временем оказывается в роли как послушного исполнителя, так и держателя власти, воздействующего на отношения, ожидания и поведенческие установки других членов семьи. Если в раннем детском возрасте родители чаще используют свой авторитет, свою власть, то с взрослением детей воспитательные воздействия родителей все больше учитывают индивидуальность ребенка. Постепенно интенсивность факторов, определяющих взаимоотношения родителей и детей, приобретает тенденцию к уравниванию в обоих направлениях, изменяя статус ребенка и систему личностных связей от субъектно-объектных к субъектно-субъектным. Ребенок, как и родители, становится субъектом отношений, воспитывающим своего воспитателя. Отношения с родителями больше не определяются исключительно в параметрах: «родители — субъект, ребенок — объект». Наблюдается эффект обратной связи, где ребенок все более занимает положение полноправного субъекта, воздействующего на внутрисемейные ролевые отношения.

Приоритеты в воспитании молодого поколения обусловлены закономерностями развития общества на конкретном хронологическом этапе. Выделение приоритетов воспитания, актуальных для современного общества, позволяет сформулировать ведущие принципы, которыми должна руководствоваться семья при осуществлении своей воспитательной деятельности.

Принципы семейного воспитания должны соответствовать актуальным целям и задачам, стоящим перед семьей как воспитателем.

Эти принципы носят общеметодологический характер и отражают сущность семейного воспитания в современном обществе, которая состоит в «создании предпосылок для нормального физического и нравственного развития несовершеннолетнего».

Системность как принцип семейного воспитания, с учетом последовательности и непротиворечивости воспитательных действий, применениями многообразных, упорядоченных в систему, воспитательных действий на основе учета плюрализма мнений и позиций всех субъектов воспитания: родителей, детей, других членов семьи в единой воспитательной парадигме.

Последовательность в рамках системного принципа семейного воспитания предполагает логическую связь предшествующих метапосланий со стороны родителей в адрес детей, в рамках которых последующие воспитательные действия логически вытекают из предыдущих, дополняя и усложняя их содержательно. Таким образом, ребенок на основе приобретенных предыдущих навыков и знаний получает информационную основу для усвоения последующих воспитательных действий.

Непротиворечивость воспитательных метапосланий семьи в адрес ребенка предполагает единство целей и средств воспитательного характера со стороны всех взрослых в семье: как родителей, так и остальных членов семейного коллектива.

Наибольшая эффективность семейного воспитания достигается при наличии общей воспитательной позиции семьи, когда пожелания и требования всех ее членов совпадают содержательно и предъявляются ребенку в единой парадигме. В противном случае ребенок вырабатывает и демонстрирует манипулятивное поведение: он следует указаниям того взрослого, воспитательная позиция которого в наибольшей степени приближена к его сиюминутным капризам и необоснованным желаниям. Такая ситуация, безусловно, приводит к искажениям воспитательного процесса и деформации личностного развития ребенка, его десоциализации.

Деструктивные личностные качества ребенка, обусловленные отсутствием общей воспитательной позиции семьи, могут проявляться в форме приспособленчества, «игры в лояльность» с родителями (кого я больше люблю), шантажа, плаксивости, симуляции болезни или ушибов и т. п.

Вариативность воспитания, с учетом разной ценностной составляющей российских семей, а также имея в виду индивидуальные личностные характеристики ребенка (пол, возраст и т. д.). Вариативность в зависимости от видов и типов семейного воспитания предполагает учет многообразия этнических, региональных, конфессиональных и иных особенностей семей. Применение принципа вариативности в семейном воспитании определяет разнообразие направлений индивидуализации детей, выбор ими своих собственных жизненных предпочтений. Вариативность семейного воспитания может выражаться через следующие качественные компоненты:

  • · Многообразие типов семей (по структуре, уровню доходов, возрасту детей, стажу брака и т. д.);
  • · Различие в методах воспитания (культура родительства, традиции, воспитательная активность и т. п.);
  • · Ценностные ориентации (система ценностей семьи);
  • · Психологический климат (внутрисемейные отношения между супругами, с детьми, старшими родителями, другими родственниками);
  • · Потребности семей и т. д.

Принцип вариативности предполагает адекватное отражение общих, особенных и единичных (частных) качеств процесса воспитания в семьях разного типа. Применение вариативности в воспитании, основанной на принципе учета индивидуальных особенностей ребенка, формирует личность самодостаточную, независимую, с высокой самооценкой, ориентированную на активные социальные контакты и действия.

Комплексность семейного воспитания — принцип, учитывающий все составляющие процесса воспитания, когда содержание и форма воспитательных действий строятся на основе единой связующей ценностной идеи семьи, формирующей позитивное мировоззрение ребенка.

Комплексность предполагает интегрирование в воспитательном процессе основополагающих компонентов структуры семейных ценностей и ценностей социального окружения, т. е. передачу ребенку мировоззренческих принципов семьи, при условии их непротиворечивости и согласованности с требованиями современной социальной реальности.

Комплексный подход в современном воспитании позволяет сформировать личность ребенка, ориентированную как на ценности семьи, так и на ценности общества, в котором семья функционирует. При непротиворечивости этих ценностей и их однонаправленности ребенок в процессе социализации органично согласует свои личные интересы семьи и требованиями общества.

Гуманистическая направленность семейного воспитания, включающая отношение родителей к ребенку как равному, самостоятельному члену семейного коллектива; взаимодействие в процессе воспитания на основе субъект-субъектных отношений. Этот принцип создает благоприятные условия для формирования личности ребенка, ориентированной на усвоение позитивных норм и ценностей, декларируемых его семьей и обществом в целом. Для детей в таком воспитательном пространстве характерно формирование ответственности, умение работать в команде, способность конструктивно строить деловые и личностные отношения. Именно гуманистическая направленность воспитания в семье позволяет «создавать и предлагать смыслы, образы, имиджи, идеалы, так необходимые человечеству, отдельно взятому народу, каждому человеку, который должен увидеть, почувствовать себя человеком, сохраняя достижения прошлого, творя настоящее и проектируя будущее.

Природосообразность воспитания на основе согласования законов развития общества с законами развития природы, принцип гармоничного сочетания в процессе взросления ребенка его поведенческих желаний и проявлений с социально-этическими правилами жизни, формирование ресурсосберегающего и природоохранного отношения к окружающей реальности.

В рамках инвайроментального воспитания детей семья формирует их мировоззрение, сочетающее личностно направленные, индивидуализированные интересы ребенка с бережным отношением к природопользованию и экологически грамотным поведением.

Культуросообразность в семейном воспитании должна основываться на учете общечеловеческих ценностей и норм, насаждать терпимость к проявлениям иной этнической культуры, стремиться к нахождению баланса разных культур в их проявлениях в современном социальном мобильном мире. Сегодня часто наблюдаются ситуации, когда мобильное поведение людей обусловлено не столько их личной волей к изменению налаженного ритма жизни, сколько вызвано неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Техногенные катастрофы, военные действия, безработица, социальная нестабильность и т. д. могут провоцировать миграционное поведение больших людских потоков. Культуросообразный принцип предполагает воспитание в детях толерантного отношения к людям иной этнической принадлежности, иных традиций, иных культурных проявлений. Соблюдение принципа культуросообразности в семейном воспитании предполагает приобщение детей к таким пластам культуры, как бытовая, физическая, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная, поскольку они являются определяющими в отношении человека к самому себе, людям, социуму, природе.

Принцип диалогичности в семейном воспитании в некотором роде близок к принципу гуманистической направленности, поскольку предполагает взаимодействие воспитателя и воспитуемого как равных партнеров. При этом родитель не столько выдвигает свои требования, сколько вызывает ребенка на диалог, ответную реакцию. Руководствуясь этим принципом, воспитатель проявляет уважение и внимание к ребенку, к его интересам, желаниям, увлечениям и, по возможности корректирует воспитательный процесс в строну учета его индивидуальных запросов. В отношениях с родителями ребенок занимает положение полноправного субъекта, воздействующего на внутрисемейные ролевые отношения.

Принцип личностной ориентированности воспитания в семье, т. е. воспитательный процесс должен быть направлен на удовлетворение индивидуальных интересов ребенка, на его развитие. Независимое, личностно-ориентированное воспитание создает благоприятные условия для свободы развития и самовыражения ребенка.

Принцип учета интересов социального окружения в семейном воспитании. Зная своего ребенка, его индивидуальные психологические качества, познавательные способности, родители, имея информацию о нормах и правилах социума, прилагают воспитательные усилия для максимальной адаптации развивающейся личности ребенка к условиям внешней среды.

Подводя итог, следует сделать общий вывод. В интересах оптимизации семейного воспитания необходимо, с одной стороны, не абсолютизировать возможность регулирования и управления этим сложным, многообразным процессом, а с другой — не полагаться полностью на спонтанность, саморегуляцию в развитии оптимальных подходов семьи в воспитательной деятельности.

Современный кризис традиционной воспитательной модели социокультурного воспроизводства состоит в том, что простой путь трансляции от взрослых к детям, когда заданные культурой взрослых образцы передаются детям, перестает действовать.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой