Общая характеристика нарушений психофизического развития.
Основные категории лиц с особенностями психофизического развития
В качестве основной задачи специального образования выступает разработка четких критериев для определения оптимальных форм коррекционно-развивающего обучения и воспитания в адекватных для данного ребенка дошкольных или школьных учреждениях (обучение на диагностической основе). Нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяются на врожденные и приобретенные. По характеру расстройств… Читать ещё >
Общая характеристика нарушений психофизического развития. Основные категории лиц с особенностями психофизического развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве основной задачи специального образования выступает разработка четких критериев для определения оптимальных форм коррекционно-развивающего обучения и воспитания в адекватных для данного ребенка дошкольных или школьных учреждениях (обучение на диагностической основе). Нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяются на врожденные и приобретенные.
По характеру расстройств выделяют органические и функциональные нарушения По степени распространенности патологического процесса различают локальные и диффузные нарушения, которые затрагивают только отдельный участок либо носят разлитой характер, глубина проникновения при этом различна.
Нарушения в зависимости от времени возникновения подразделяются на врожденные и приобретенные.
По причине происхождения нарушения могут носить биологический и социальный характер.
На отклонения в развитии оказывают влияние такие факторы, как: загрязнение окружающей среды, недостаточное питание (например, нехватка аминокислот), наркомания и алкоголизм, неблагоприятные климатические условия, неправильный уход в раннем возрасте, психическая депривация (нехватка сенсорных и эмоциональных раздражителей), нищета, неграмотность и т. п. По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребенка, в первую очередь страдает раннее моторное развитие, формирование базисных иерархических механизмов анализа пространства и пространственно-временных отношений, а также функций программирования, контроля и регуляции деятельности. В связи с этим все больше расходятся в сроках возрастные показатели уровня актуального развития и имеющиеся в настоящее время социально-психологические требования к ребенку.
По типу развития нарушения делятся на психические и физические.
К причинам патологии, известным прежде, добавились новые: научный и цивилизационный факторы. Успехи в развитии медицины привели к повышению степени выживаемости. Так, научно-технический прогресс сделал возможным выхаживание преждевременно родившихся младенцев с массой тела меньше 1000 г (500—999), а также находившихся в состоянии асфиксии больше 8 мин., т. е. тех, которые раньше не смогли бы остаться в живых. Однако медицина, научившись сохранять жизнь детям с грубым внутриутробным недоразвитием, не всегда может помочь им приобрести полноценное здоровье. К росту врожденной патологии зарубежные авторы относят также фактор развития цивилизации — повышение терпимости к инвалидам. Родители уже не стесняются, как прежде, иметь больного ребенка.
Основные категории детей с особенностями психофизического развития:
глухие (неслышащие) и слабослышащие;
слепые (незрячие), слабовидящие;
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью);
с тяжелыми нарушениями речи;
задержкой психического развития (трудностями в обучении);
расстройствами эмоционально-волевой сферы (аутизм, психопатоподобное поведение);
с тяжелыми множественными нарушениями (комбинированными дефектами).