Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π¦Π΅Π»ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ содСрТаниС образования Π² пСдагогичСской систСмС Π’.А. Бухомлинского

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Бухомлинский считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ взгляд Π½Π° ΠΌΠΈΡ€ выраТался Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ явлСний, Π½ΠΎ ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ систСмС умствСнного воспитания Бухомлинский использовал Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ задания, главная Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ мировоззрСния. Он ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ для формирования мировоззрСния ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π¦Π΅Π»ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ содСрТаниС образования Π² пСдагогичСской систСмС Π’.А. Бухомлинского (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’.А. Бухомлинский ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΡΡ…, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°Ρ… ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°Ρ… образования

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π²Π΅ΠΊΠ° Π² Ρ€ΠΎΡΡΠΈΠΉΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ оформился ΠΈΠ΄Π΅Π°Π» Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ дСмократичСской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠžΠ±Ρ€Π°Π· Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ нарисован И. И. Π“ΠΎΡ€Π±ΡƒΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ-ΠŸΠΎΡΠ°Π΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ. «Π’ Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ школС, — писал ΠΎΠ½, — Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ мСста Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌΡƒ насилию. Никакому ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π½Π°Π΄ дСтской Π΄ΡƒΡˆΠΎΠΉ, Π²ΠΎ ΠΈΠΌΡ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ. Π’Π°ΠΌ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ всСго Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° любовь ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ΅ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ взрослого Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. Π’Π°ΠΌ учитСля Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΆΠΈΠ²ΡƒΡŽ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄ΡƒΡˆΡƒ со Π²ΡΠ΅ΠΌ скрытым Π² Π½Π΅ΠΉ бСсконСчным Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ. Они Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ всСго Ρ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ проявлСниС Π΄ΡƒΡ…Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π΅Π³ΠΎ ΡƒΠΌΠ°.

Но Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ Π΄Π΅Π»ΠΎΠΌ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ для Π½ΠΈΡ… Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅ Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅, искрСннСС равСнство ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ ΠΈΡ… ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ-Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰Π°ΠΌΠΈ, Π±Π΅Π· Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ истинной Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ" [3, с. 79].

Π’Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΡ‡Π°Π³ΠΈ гуманистичСской пСдагогичСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ Π² ΠΎΡ‚СчСствСнном ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ всСгда, Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π΅Π³ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΡƒΠ½ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. БошлСмся Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСскиС Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, создатСлями ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… стали извСстныС отСчСствСнныС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ. ΠžΠ±Ρ€Π°Π· «ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹» нарисован К. Н. Π’Π΅Π½Ρ‚Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΌ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «Π”ΠΎΠΌΠ° свободного Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°», Π¨. А. Амонашвили — Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «Π¨ΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ», Π’. А. Бухомлинским — Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ «Π¨ΠΊΠΎΠ»Ρ‹ радости».

Π’. А. Бухомлинский Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ пСдагогичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π² 50−60-Ρ… Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ… блСстящС Π²ΠΎΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΠΈΠ» ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΡŽ, ΡΡƒΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ состоит Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π΅ воспитания ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ. Π•Π³ΠΎ философско-пСдагогичСскиС воззрСния Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ‹Ρ… Π² Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ, Π½Π΅ ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°Π»ΠΈ с ΠΎΡ„ΠΈΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠΊΡ‚Ρ€ΠΈΠ½ΠΎΠΉ формирования личности.

ΠžΡ„ΠΈΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΠ»Π°ΡΡŒ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ настороТСнно ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π²Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π΅Π±Π½ΠΎ, ΠΏΡ‹Ρ‚Π°ΡΡΡŒ ΡƒΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² ΠΏΡ€ΠΎΠΊΡ€ΡƒΡΡ‚ΠΎΠ²ΠΎ Π»ΠΎΠΆΠ΅ классовой ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. Π’. А. Бухомлинского обвиняли Π² «Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΌ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ΅», Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½ «Π²Π²Π΅Π» Ρ‚ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠ΅ понятиС, ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ» [2, с. 125].

На ΡΡ‚ΠΈ Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π΄Ρ‹ Бухомлинский ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π»: «Π― — ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, вСдь я ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°ΡŽ сСбя Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… ΠΏΠΈΡ‚ΠΎΠΌΡ†Π°Ρ…, вСдь Ссли ΠΌΠΎΠΈ уста произносят ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠΎΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΎ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ слова „Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π½Ρ‹ΠΉ, Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½Ρ‹ΠΉ, сСрдСчный“, Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Π½Π΅ ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΌ-Ρ‚ΠΎ абстрактном Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅ Π²Π½Π΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ранства, Π° ΠΎ Π»ΡŽΠ±Π²ΠΈ ΠΊ Π½Π°ΡˆΠΈΠΌ совСтским дСтям. Π― Π»ΡŽΠ±Π»ΡŽ ΠΈΡ… Π±Π΅Π·ΠΎΠ³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π½ΠΎ ΠΈ Π±Π΅Π· ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Π±Ρ‹ Ρ‚ΠΎ Π½ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ оглядки. Π― ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, лаской, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ — Π΄Π°, простой чСловСчСской Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ настоящСго Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°… Π― Π΄ΠΎΠ±ΠΈΠ²Π°ΡŽΡΡŒ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ наша школа Π±Ρ‹Π»Π° школой сСрдСчности» [16, с. 6].

Бухомлинский исслСдовал ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΠ» связи образования с Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ воспитаниСм, с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ цСнностями. БильнСйшими пСдагогичСскими срСдствами считал ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, слово, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ [6, с. 200].

Бухомлинский ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… Π² ΡΠΎΠ²Π΅Ρ‚ской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ своСго Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ стал Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ гуманистичСскиС Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ отСчСствСнной ΠΈ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ пСдагогичСской мысли. Π’ Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ «ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ воспитания всСстороннС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΎΠΉ личности» ΠΎΠ½ ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΡƒΠΆΠ΅ Π² Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ дСтства ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ Π² ΠΎΡ‚рочСствС ΠΈ Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΉ ΡŽΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ ΡΡ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΠ΅ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Ρ‹ своСй Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Ρ€Π°Π΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° ΠΈ Ρ‚ворчСства» [15, с. 373].

Π’. А. Бухомлинский Π½Π΅ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π» Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΡ… Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ† ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ сторонами воспитания. Π’ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠΌ дСянии ΠΎΠ½ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΠ» ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ΅ умствСнноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄, воспитаниС нравствСнноС, эстСтичСскоС, экологичСскоС, ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… особСнностСй Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ сСмьи ΠΈ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, пСдагогичСскоС мастСрство учитСля [7].

Π₯. Π₯. Π›ΡƒΠΊΠΌΠ°Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ схСма, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π°Ρ основныС направлСния Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ наслСдии Π’. А. Бухомлинского [5, с. 69]:

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ наслСдиС Π’. А. Бухомлинского Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ схСмС Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π° вся пСдагогичСская систСма, разработанная Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠΈΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ пСдагогичСский ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ²ΡŒ ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям, Π²Π΅Ρ€Π° Π² ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π΄ΠΎΠ±Ρ€Π°, милосСрдия, народности воспитания.

Рассмотрим основныС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΈ образования ΠΏΠΎ Π’. А. Бухомлинскому.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΎΠΉ пСдагогичСского мировоззрСния Бухомлинского Π±Ρ‹Π»Π° Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° воспитания Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ своСго Π΄Π΅Π»Π° ΠΈ ΠΎΡ‚вСтствСнности ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ собствСнной ΡΠΎΠ²Π΅ΡΡ‚ΡŒΡŽ. Василий АлСксандрович ΠΏΠΈΡˆΠ΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‚ΡŒ знания, Π½ΠΎ «ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ, Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ самым заурядным, самым Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ Π² ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΏΠΈΡ‚ΠΎΠΌΡ†Π΅ΠΌ Ρ‚Π΅ ΡΡ„Π΅Ρ€Ρ‹ развития Π΅Π³ΠΎ Π΄ΡƒΡ…Π°, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ½ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡ΡŒ Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ½Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ сСбя, Π·Π°ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌ Π―, Ρ‡Π΅Ρ€ΠΏΠ°Ρ‚ΡŒ силы ΠΈΠ· ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ° чСловСчСского достоинства, Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ сСбя Π½Π΅ ΠΎΠ±Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ, Π° Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚Ρ‹ΠΌ» [15, с. 375].

ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° главная Ρ†Π΅Π»ΡŒ воспитания — граТданско-патриотичСскоС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности.

Бухомлинский считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ взгляд Π½Π° ΠΌΠΈΡ€ выраТался Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ явлСний, Π½ΠΎ ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π² Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π΅. Π’ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ систСмС умствСнного воспитания Бухомлинский использовал Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ задания, главная Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ мировоззрСния. Он ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ для формирования мировоззрСния ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°.

Π•Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ваТнСйшСй Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ Бухомлинский считал Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ мировоззрСнчСскиС убСТдСния Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ [11].

По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Бухомлинского, Π½Π΅ Π΄ΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠ΄ΡƒΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Π±Π΅Π·Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ знаниям, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅Ρ‚ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Π΄Π΅Π»Π° Π΄ΠΎ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡ — Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния. Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ мировоззрСния — это Π²Π΄ΡƒΠΌΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ воспитатСля Π² Π΄ΡƒΡˆΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΡƒΠΌΠ΅Π»ΠΎΠ΅ пСдагогичСскоС руководство Π΅Π³ΠΎ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, процСссом познания ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· Π²Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Π’. А. Бухомлинский Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ вСсьма Π²Π°ΠΆΠ½ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ ΠΎ Π΄Π²ΡƒΡ… Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°Ρ… учитСля: Π²ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ запас Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Π²ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² постоянно, всю Тизнь ΠΏΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ свои знания, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ цСнностями ΠΈΠ· ΡΠΎΠΊΡ€ΠΎΠ²ΠΈΡ‰Π½ΠΈΡ†Ρ‹ чСловСчСской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹.

Π‘Ρ„Π΅Ρ€ΠΎΠΉ развития Π΄ΡƒΡ…Π° являСтся нравствСнноС воспитаниС. ВоспитаниС гармоничСски Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΎΠΉ личности, ΠΏΠΎ Π΅Π³ΠΎ мнСнию, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ основано лишь Π½Π° ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΡΡ‚ичСской нравствСнности, которая ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ всС Π³Ρ€Π°Π½ΠΈ чСловСчСской личности, открывая ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ ΠΊ Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ΡΠΊΠΈΠΌ, ΠΈΠ΄Π΅ΠΉΠ½Ρ‹ΠΌ, творчСским, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ, эстСтичСским цСнностям.

Особая ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° для Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ воспитания — воспитаниС потрСбностСй. Π‘Π»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ всСх Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² потрСбностСй. Бухомлинский ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ «Ρ‡Ρ‚ΠΎ» ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ нравствСнноС ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ ΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ «Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΉ — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… ярких ΠΎΡ‚Ρ‚Π΅Π½ΠΊΠΎΠ² Ρ‚ΠΎΠΉ слоТной Π²Π΅Ρ‰ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΌΡ‹ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌ нравствСнным смыслом школьной ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ» [15, с. 374−375].

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ соврСмСнной ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Бухомлинского, являСтся Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½Π΅ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°. Π­Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΡ‚ΠΊΠΈ старого ΠΌΠΈΡ€Π°. НашС общСство, ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Василий АлСксандрович, наши учитСля ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ функция образования измСнилась. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ пСрСстало Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ срСдством освобоТдСния ΠΎΡ‚ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°. Напротив, сСгодня «Π½Π°Π΄ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ — ΠΊ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅, Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΡΠ²ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅ΠΌΡƒ всю свою Тизнь» [15, с. 377].

Бухомлинский считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ воспитания Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ учитСля ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ½ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π΄ΠΎΠ±Ρ€ΠΎΠΆΠ΅Π»Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚СрСсованными. ИмСнно исходя ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… установок, Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ Бухомлинского стали ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ совмСстныС ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠ΄Ρ‹, сочинСния ΠΈ Ρ‡Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ стихов, ΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΠ΅ «ΠΌΡƒΠ·Ρ‹ΠΊΠΈ» лСса, Ρ€Π΅ΠΊΠΈ, ΠΏΠΎΠ»Π΅ΠΉ, Π²ΠΎΠ·Π΄ΡƒΡ…Π° [5, с. 355].

Π§Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ формируСтся Π΄Ρ€Π°Π³ΠΎΡ†Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ общСния ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ.

Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ считал Бухомлинский, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΈΡ€ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅ «Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅»: «ΠΠ΅Ρ‚ Π² ΠΌΠΈΡ€Π΅ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ слоТнСС ΠΈ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‡Π΅ чСловСчСской личности» [15, с. 379].

И ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, поэтому ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ — это Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π» Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ, ΠΎΠ½ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ, Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΎΠ½ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ соСдиняСт Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ Π²ΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎ.

ΠŸΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ пСдагогичСской систСмС Бухомлинский удСлял, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΡ‹ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΈ, нравствСнному Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Π°Π·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π΅ справСдливости: «Π‘ΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ — это основа довСрия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ» [15, с. 385].

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠΌ процСсса обучСния Π½Π° Π²ΡΠ΅Ρ… Π΅Π³ΠΎ этапах Π’. А. Бухомлинский считал ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…Π° ΠΊ ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…Ρƒ. БовСтский ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°Π» ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π½Π΅ Π·Π°ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ этот ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ, особСнно младшСго школьного возраста, Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ссли Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ достигаСт успСхов Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π΅, Ρ‚ΠΎ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ дальшС. Π’ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π΅ Π’. А. Бухомлинского Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠΈ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ отсутствовали [13; 14].

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π±Ρ‹Π»Π° основана пСдагогичСская систСма Π’. А. Бухомлинского:

  • Β· Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅ ΠΊ Π΄Π΅Ρ‚ям,
  • Β· ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π±Π΅Π· принуТдСния,
  • Β· воспитаниС Π±Π΅Π· Π½Π°ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠΉ,
  • Β· сотрудничСство Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ…,
  • Β· творчСский Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚вСнная свобода,
  • Β· Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° поступка, Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ повСдСния, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ,
  • Β· принятиС отвСтствСнности Π·Π° ΡΠ²ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€.

ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ, это Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π½ΡŒ гуманистичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎ Π±Π΅Π·ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΉ гуманистичСской направлСнности Π΅Π³ΠΎ пСдагогичСской систСмы.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, Π’. А. Бухомлинский Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π» Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ систСму ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ гуманистичСской ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ воспитания, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ личностныС цСнности: НравствСнный ΠΈΠ΄Π΅Π°Π», Π‘Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΠ΅, Π‘Π²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Π°, Π§Π΅ΡΡ‚ΡŒ, Π”ΠΎΠ»Π³, Достоинство, Π‘ΠΏΡ€Π°Π²Π΅Π΄Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π˜ΡΡ‚ΠΈΠ½Π°, Π”ΠΎΠ±Ρ€ΠΎ, ΠšΡ€Π°ΡΠΎΡ‚Π°.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ