Заключение.
Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности
Изучение развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности проводилось на базе ГОУ средняя общеобразовательная школа № 235 г. Москвы. Было сформировано 2 группы испытуемых: экспериментальная группа учащиеся 2 «а» класса в количестве 30 человек, у которых помимо традиционной программы «Школа России», реализуется программа актуального педагогического опыта «Развитие мнемических способностей… Читать ещё >
Заключение. Развитие памяти учащегося в процессе учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выбор эффективных способов и средств обучения требуют учета основных закономерностей функционирования памяти. Поэтому выявление и систематическое изучение условий эффективного использования памяти в процессе обучения выступает сегодня в педагогической психологии как задача, имеющая важное практическое значение. Даная работа посвящена актуальной проблеме психолого-педагогической практики — развитию памяти учащихся в учебной деятельности, что особенно важно на этапе начального обучения в школе.
Первая глава работы посвящена теоретическому анализу литературы в ходе которого определен понятийный аппарат исследования, раскрыты понятия помять, мнемические способности, виды памяти, учебная деятельность, раскрыты психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие памяти в учебной деятельности в младшем школьном возрасте. На основе теоретического анализа выдвинута гипотеза, согласно которой развитие памяти учащихся будет эффективным, если в учебной деятельности будут реализованы средства, приемы и методы, обеспечивающие овладение учащимися логическими приемами запоминания; средства, приемы и методы развития зрительной и слуховой памяти; приемы и методы осмысленного запоминания и воспроизведения в ходе самоконтроля результатов запоминания и учебной деятельности.
Изучение развития памяти учащихся в процессе учебной деятельности проводилось на базе ГОУ средняя общеобразовательная школа № 235 г. Москвы. Было сформировано 2 группы испытуемых: экспериментальная группа учащиеся 2 «а» класса в количестве 30 человек, у которых помимо традиционной программы «Школа России», реализуется программа актуального педагогического опыта «Развитие мнемических способностей младшего школьника», и контрольная группа учащиеся 2 «в» класса в количестве 30 человек, обучающиеся по традиционной программе «Школа России».
В программе актуального педагогического опыта «Развитие мнемических способностей младшего школьника» реализованы психолого-педагогические условия, заявленные в гипотезе исследования, определены принципы, цели и задачи работы (обучающие, развивающие, воспитательные). Процесс формирования мнемических приемов осуществляется через систему специальных учебных заданий и упражнений, которые составляет учитель в русле проведения любого предмета. В программу включены игры и творческие задания, которые предусматривают развитие разных типов и видов памяти, а также специальные занятия, посвященные проблеме памяти и ее развитию в учебной деятельности.
В ходе оценки эффективности программы развития памяти учащихся в учебной деятельности получены следующие результаты. У учащихся экспериментальной группы выявлен высокий уровень кратковременной слуховой памяти, повышенный уровень кратковременной зрительной и словесно-логической памяти. У 63,3% детей экспериментальной группы имеет место высокий уровень развития кратковременной слуховой и зрительной памяти, у 36,7% детей? средний уровень кратковременной слуховой и зрительной памяти. Детей с низким уровнем кратковременной зрительной и слуховой памяти в экспериментальной группе не обнаружено.
У детей контрольной группы, обучающихся по традиционной программе, выявлена иная картина: у 50% учащихся выявлен средний уровень развития зрительной памяти, 30% детей продемонстрировали низкий уровень зрительной памяти, только у 20% высокий уровень зрительной памяти. Для 70% детей характерен средний уровень развития кратковременной слуховой памяти, только 20% детей показали высокий уровень кратковременной слуховой памяти, у 10% детей выявлен низкий уровень слуховой памяти. Эти дети показали средний уровень развития кратковременной слуховой и зрительной памяти, частота ошибок воспроизведения слуховой информации в 4,1 раза больше, чем у учащихся экспериментальной группы. 56,6% детей имеют средний уровень развития словесно-логической памяти, 36,7% показали низкий уровень словесно-логической памяти, только 6,7% детей контрольной группы продемонстрировали высокий уровень словесно-логической памяти.
Учащиеся экспериментальной группы, в отличие от детей, которые обучаются по традиционной программе, характеризуются статистически значимым высоким уровнем кратковременной слуховой, зрительной памяти и логической памяти, статистически значимым низким уровнем ошибок воспроизведения слуховой информации.
Данные результаты подтвердили выдвинутую в ходе исследования гипотезу и позволяют рекомендовать заявленную в исследовании программу «Развитие мнемических способностей младшего школьника» к использованию в педагогической практике общеобразовательных учреждений в отношении детей младшего школьного возраста.