Подробное описание возможных материалов «Портфеля достижений» по разделам
Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществленных мероприятий — все, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного… Читать ещё >
Подробное описание возможных материалов «Портфеля достижений» по разделам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
(по материалам канд. пед. наук Г. В. Шакиной (г. Саранск)).
«Кто я и чего хочу» (рефлексия по материалам «Портфеля» — часть личностных результатов).
• Краткая информация ученика о самом себе в начале 1-го класса (заполняется вместе с родителями).
Например: фото; меня зовут, мои родители, мои друзья … Больше всего я люблю (дела, занятия)…
До школы у меня было много успехов, например: …
• В начале каждого учебного года ученик с помощью взрослых заполняет лист «Мои достижения, цели и планы».
Например: «Пролистав «Портфель достижений», могу сказать, что:
- — мои главные достижения сейчас — это …
- — мне хочется добиться …, стать …
- — мне нужно научиться делать лучше …
- — в этом году я постараюсь научиться прежде всего:_.
- — этого я смогу добиться, если буду делать так: 1. … 2. … 3. …".
- • В конце учебного года на листе «Мои достижения, цели и планы» ученик (с помощью взрослых) оценивает, удалось ли добиться поставленных целей.
- • Начиная с 3-го класса, может по решению педагогического коллектива и с согласия родителей появиться такой раздел:
«Заполни только то, что можешь и хочешь рассказать другим»:
— Мои предки — это_. Вспоминая о них, я испытываю чувства.
_, потому что_.
- — Мой народ — это_. Ощущая свою связь с ним, я испытываю чувства_, потому что_. Я живу в России, и меня связывает с моей страной то, что_.
- — Помня о том, что я из России, я испытываю чувства_, потому
что_.
— Со всеми людьми планеты Земля меня связывает то, что.
«Чему я научился на всех предметах».
Обязательная часть раздела (пополняется педагогами):
- а) данные входной и выходной диагностики УУД в каждом классе (сами работы ученика и их систематизированные результаты — Таблицы результатов из Дневника);
- б) возможные (но необязательные) материалы наблюдений педагогов за овладением УУД:
- — учитель начальных классов и педагог-воспитатель ГПД — все УУД по результатам каждодневных наблюдений (один раз в год по Таблицам результатов — копии страницы Дневника);
- — школьный психолог — личностно-мотивационная сфера, личностная самооценка (только положительные выводы по наблюдениям и тестированию);
- — любой педагог — наблюдение за участием в групповой работе (коммуникативные УУД — представляются только положительные результаты).
Пример листа «Наблюдение заучастием в групповой работе» (за один урок наблюдение ведется за одним учеником, за неделю — всеми учениками одной группы, за месяц — за всеми учениками класса)
Схема фиксирования результатов наблюдения.
Ученик. | Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии («+/-» — логичные/нет. | Число вопросов ученика в ходе дискуссии («+ + +»). | Стиль поведения. | Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов (реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т. п.). |
Петя М. | + + - + ; | + + + +. | ||
Лена С. |
Часть, пополняемая учеником:
- а) самооценка учеником развития своих УУД — копии страниц Дневника:
- — избранные страницы недельных разворотов: «Мои успехи на этой неделе». Примеры — любые, самые разные: «научился чистить картошку»; «стало меньше ошибок в контрольной по математике», «выступила на концерте», «прошел новый уровень в компьютерной игре», «сам починил табуретку», «мама похвалила, что вымыла посуду», «ни разу не подрался» и т. д.,
- — страница Дневника «Чему я научился на всех предметах в этом году»;
б) материалы ученических надпредметных проектов: исследований, поделок, мероприятий, решение реальной жизненной задачи или ее модели (вся совокупность УУД).
Оценка результатов наблюдения.
Максимальный уровень. | «Настоящий лидер». | Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату. | |||
Программный уровень. | «Отличный участник». | Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением. | |||
Необходимый уровень. | «Хороший участник». | Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы. | |||
«Мне еще многому надо научиться». | Не очень активен, реагирует только на знакомый материал. Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным. | ||||
«Я в начале пути». | Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует. |
Материалами могут быть: сами исследовательские работы; записи решения задачи, фото, видео, презентационные материалы поделок и осуществленных мероприятий — все, что ученик САМ посчитает нужным сюда включить. Но чтобы он делал, это нужно регулярно предлагать сделать и напоминать о такой возможности. Каждый материал или группа материалов может сопровождаться листом «Самооценка надпредметного проекта». О необходимости и полезности оценивать свои достижения также нужно время от времени напоминать ученикам: «Интересно взглянуть на свои достижения? Попробуйте сами оценить свои успехи».
Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»
- 1. В начале этого проекта у меня была цель…
- 2. Особенно хорошо мне удалось…
- 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше…
- 4. Свой результат могу оценить так (на выбор):…
Максимальный уровень. | «Превосходно». | Необыкновенный результат, его будет сложноповторить. | |||
Программный уровень. | «Отлично». | Очень доволен, так как результат отличается от обычного. | |||
Необходимый уровень. | «Хорошо». | Доволен, похоже на то, что делаю обычно. | |||
«Нормально». | Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе. |
«Чему я научился на разных предметах».
Показатели предметных результатов — это выборки детских работ (формализованных и творческих) по предметам и факультативам, а также систематизированные оценки за них (Таблицы предметных результатов из Дневника).
Обязательная часть, пополняется учителем (показывает требуемый от всех уровень действий, помещается в «Портфель достижений»):
- — стартовая диагностика по предмету (первые контрольные работы по предмету в начале каждого года);
- — Таблицы предметных результатов из Дневников (копии — бумажные или электронные) с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;
- — итоговые стандартизированные работы по предмету (в конце
- 4-го класса).
Часть, которая пополняется учеником (каждый материал сопровождает «Лист самооценки»).
Пример «Листа самооценки предметных достижений»
- 1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: …
- 2. Я с заданием справился / не справился.
- 3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочеты):…
- 4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью …) (указать кого).
5. Моя работа мной и учителем была оценена так: … (слова — характеристики и, возможно, отметка):
Максимальный уровень. | «Превосходно». | Решена новая, совершенно незнакомая задача. | |||
Программный уровень. | «Отлично». | Решена необычная, в чем-то новая задача. | |||
Необходимый уровень. | «Хорошо». | Знакомая задача решена полностью самостоятельно. | |||
«Нормально». | Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью. |
Примеры материалов по предметам.
Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык: изложения, сочинения, диктанты, аудиозаписи монологов и диалогов, дневник читателя, письменные творческие работы детей и т. п.
Математика: записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), аудиозаписи математических рассуждений и доказательств, мини-исследования и т. п.
Окружающий мир: выполненные задания рабочей тетради, аудиозаписи устных ответов, предметные мини-проекты, результаты миниисследований, дневники наблюдений, творческие работы и т. п.
ИЗО, Музыка и Технология: аудиовидеозаписи и фотографии, иллюстрации, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологовописаний и т. д.
Физкультура: фото, видео исполнительской деятельности, дневники самоконтроля физического развития, самостоятельно составленный режим дня и комплексы физических упражнений и т. п.
«Достижения вне учебы» (личностные результаты). Это могут быть:
- — любые творческие работы ученика, фото, видео его самых разных выступлений, поделок и т. п.;
- — каждая или большинство из работ сопровождаются листом «Самооценка творческого дела».
Пример листа «Самооценка творческого дела»
- 1. В начале этого дела у меня была цель:…
- 2. Особенно хорошо мне удалось:…
- 3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше: …
- 4. Свой результат могу оценить так (на выбор): …
Максимальный уровень. | «Превосходно». | Очень высокий результат, его будет сложно повторить. | |||
Программный уровень. | «Отлично». | Очень доволен, так как результат отличается от обычного. | |||
Необходимый уровень. | «Хорошо». | Доволен, похоже на то, что делаю обычно. | |||
«Нормально». | Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе. |