Советы родителям.
Роль семьи в подготовке ребенка к школе
И еще: учите малыша помогать вам. И не дрожите над каждым его шагом: ой, ошпарится, ой, оцарапается… Жизнь без риска невозможна. Неужели вы бы хотели превратить существование своего ребенка в стерильно бездеятельное присутствие на земле? Нет? Значит, пусть берет в руки и молоток, и щетку, и ножик… И единственное что от вас требуется: присматривайте за ним и помогайте, но не слишком навязчиво… Читать ещё >
Советы родителям. Роль семьи в подготовке ребенка к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Совет — наставление, указание, предложение, как поступить; рекомендация… Так раскрывается в словарях значение этого слова.
Возникает вопрос: почему советы, предлагаемые учеными и практиками воспитателями детского сада, оказываются непригодными для мам? Очевидно, потому что воспитатели и мамы руководствуются разными «законами» в воспитании дошкольников.
Жизнь воспитанника детского сада организуется в соответствии с режимом дня, который рассчитан таким образом, чтобы педагог успел справиться с пятнадцатью и более детьми, причем с учетом их потребностей и возможностей.
В семье же «законы» диктует быт. А он не починяется ни возможностям, ни потребностям младшего члена семьи. Мама признает право малыша удовлетворять свои потребности в игре, в общении, познании, самоутверждении. Но на практике, вынужденная выполнять череду ежедневных бытовых обязанностей, она не находит времени для специальных занятий с ребенком. И, как следствие, возникают конфликты. Вот один из типичных примеров.
Мама сообщает дочке: «Одевайся, пойдем в магазин». В ответ слышит6 «Не хочу… Не пойду!» мама в сердцах заявляет: «Ну и оставайся дома, а я пойду одна!» однако тут же в ее воображении проносятся картины того, что может случиться с ее дочкой, пока она отсутствует: возьмет спички — будет пожар, выйдет на балкон — упадет. И принимается безапелляционное решение: «Одевайся, нечего разговаривать… Мне некогда!» ребенок плачет или в какой-нибудь другой форме выражает свой протест против насилия со стороны взрослого.
А если попробовать иначе? Вернемся к началу конфликта.
Мама. Одевайся, идем в магазин.
Дочь. Не хочу! Не пойду!
Мама. А… ну ладно, не пойдем. Хлеба-то нет? Перетерпим, без хлеба поедим. Пап придет, скажет: «Есть хочу», — но обеда нет. сегодня обойдемся без обеда (тоном сочувствия), не одевайся, никуда не пойдем.
Дочь. А молока надо?
Мама (вздыхая). Конечно, да и картошки маловато.
Дочь. Мама, а давай еще масло купим!
Мама. Правильно, надо и масла купить (тоном делового сотрудничества), поможешь мне донести.
Сопротивление дочери переходит в обсуждение совместных дел. Надо заметить, что ссора с ребенком занимает больше времени, чем разговор с ним как с партнером по совместному выполнению бытовых дел. Поэтому мама, рассуждая, складывая пакеты в сумку, пересчитывая деньги, с радостью обнаруживает, что ее пятилетняя «скандалистка» в хорошем настроении готова сопровождать ее.
Итак, совет маме, данный воспитателем, призван смягчить ситуацию бытового конфликта, предупредить применение нажима, насилия над ребенком, разрушающих любовь и уважение членов семьи друг к другу.
Да, надо искать согласия с ребенком, чтобы не потерять контакта с ним. Каждый конфликт уносит время и нервы. А игра, юмор поднимают планку взаимоуважения, углубляют любовь и заботу друг о друге.
Самое отвратительное, самое презренное свойство, рано развивающееся в человеке, — жадность. Неудержимое и все возрастающее стремление подгребать под себя (что именно — неважно!) еще, еще, является источником многих бед. Жадный почти всегда бывает и завистливым. Жадный завистник способен на обман, двуличие, предательство.
Учите малыша делиться с вами, сами делитесь с ним. Научите малыша движению руки от себя, воспитаете в нем зародыш щедрости, считайте — сделано очень многое для его будущего счастья. На втором по отвратительности месте стоит вранье. Правдивость — основа доверия. А без доверия не бывает ни дружбы, ни любви. Чтобы ребенок не вырос вруном, первое и основное, на мой взгляд, что нужно делать родителям — никогда его не обманывайте. Обещали — сделайте. Воспитание примером надежнее воспитания одними словами.
И еще: учите малыша помогать вам. И не дрожите над каждым его шагом: ой, ошпарится, ой, оцарапается… Жизнь без риска невозможна. Неужели вы бы хотели превратить существование своего ребенка в стерильно бездеятельное присутствие на земле? Нет? Значит, пусть берет в руки и молоток, и щетку, и ножик… И единственное что от вас требуется: присматривайте за ним и помогайте, но не слишком навязчиво, давайте ему свободу действий.
Активные дети. Не всем мамам это нравится. «Никакого сладу с ним нет. минуту не посидит спокойно. Уж как отец с ним строг, каждый раз прикрикнет и в угол поставит — а толку чуть. Сразу из угла выбегает. А в садике как безобразничает — особенно когда тихий час — прыгает, петухом кричит, подушками в ребят кидается. В общем, хулиган».
И таких «хулиганов» много, воспитывать их трудно, особенно в коллективе. Но приклеивать к ним ярлык «хулиган» несправедливо. То, что они не могут спокойно сидеть во время занятий, спать во время дневного сна, что они носятся на велосипедах, мешая играть другим детям, и т. п. — не их вина. Часто такие ребята стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в неподвижности они не в состоянии.
Повышенная подвижность — или, как ее называют врачи, двигательная расторможенность — во многом врожденная особенность, определяемая типом протекания нервных процессов человека. Но справиться с этим можно правильным воспитанием.
Давайте представим себе два варианта воспитания.
I вариант. Ребенка непрерывно одергивают, наказывают за чрезмерную непоседливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной усидчивости: пусть привыкает! И малыш оказывается в затруднительном положении: он при всем желании не может действовать так, как хотят взрослые. Протест ребенка часто выражается в намеренном игнорировании указаний взрослых. А нервная система малыша, и без того не слишком устойчивая, расшатывается еще сильнее, что вызывает… повышение двигательной расторможенности.
II вариант. Родители, учитывая особенности своего сына (дочери), стараются общаться с ним ровно и спокойно. Сводят до минимального количество запретов, но тех, которые выработаны, придерживаются последовательно и неукоснительно. Ни в коем случае не допускают перевозбуждения ребенка. Учат выполнять до конца вначале самые кратковременные задания, со временем — все более длительные. Стремятся заполнить время ребенка самыми разнообразными заданиями — благодаря их частой смене малыш будет все делать с интересом, а значит, и достаточно целенаправленно и «усидчиво».
Не стоит уточнять, какой вариант наиболее подходит для воспитания. Однако следует помнить, что путь этот долог и труден. Но потом вы с удовольствием пожнете плоды своего труда.