Структура кейса и принципы его построения
Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для… Читать ещё >
Структура кейса и принципы его построения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:
- 1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает определение места кейса в структуре учебной дисциплины, определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.
- 2. Определение проблемной ситуации.
- 3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
- 4. Поиск институциональной системы (фирма, организация, ведомство и т. д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.
- 5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
- 6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.
- 7. Выбор жанра кейса.
- 8. Написание текста кейса.
- 9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
- 10. Подготовка окончательного варианта кейса.
- 11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.
- 12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.
Кейс должен:
- — быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить высказывания сотрудников — представителей фирмы);
- — отличаться «драматизмом» и проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;
- — показывать как положительные примеры, так и отрицательные;
- — соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.
Требования к формату и структуре кейса:
Сюжетная часть — описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:
- — наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;
- — название компании, название продукции, описание продукции, ее особенности;
- — имена и должности главных персонажей;
- — описание состояния рынка в данной области (продукты, потребители, производство, распределение и т. п.); разбор главных конкурентов (их стратегии, позиции на рынке, политика маркетинга и распределения);
- — общее состояние дел в компании, ее слабые и сильные стороны; дилеры и партнеры; управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; производственные операции, продукты и процессы; финансовое положение компании; маркетинговая информация; взаимодействие работников.
Информационная часть — информация, которая позволит правильно понять развитие событий:
- — этапы развития компании, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи;
- — стиль работы компании, стиль управления руководства;
- — краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий);
- — определенная хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;
- — предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;
- — какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.
Методическая часть — разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.
Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть четко сформулированы.
Как отмечалось выше, кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.
Студентам раздается на дискете, CD или в виде твердой копии версия текста ситуации, приложения, возможные вопросы, но без преподавательской записки.
В преподавательской записке авторы «кейсов» должны разрабатывать конкретные рекомендации по разбору ситуаций, в которых излагается авторский разбор ситуаций, их ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий.