Учебная мотивация: понятие и основные особенности
Ѕ Узколичностные мотивы — позыв к получению одобрения от родителей, учителей, сверстников, к положительным отметкам. Это мотивация благополучия. Престижной мотивацией называется выраженное желание находиться на первых местах по успеваемости, быть лучшим. Мотивация избегания неприятностей включает все отрицательные мотивы, необходимость обойти минусы и опасности, которые могут возникнуть… Читать ещё >
Учебная мотивация: понятие и основные особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития средней общеобразовательной школы вызвал необходимость решения проблемы повышения интеллектуального уровня, познавательного и творческого потенциала учащихся. Эта задача ставится и как конечный результат школьного образования, и как средство усиления эффективности учебного процесса.
По мнению большинства учёных, занимающихся проблемами школьного образования, эффективность познавательной деятельности непосредственно зависит от степени её мотивированности, то есть развивающий учебный труд должен быть осмыслен учащимися [38, с.12].
Мотивация — это источник активности, и источник направленности на предметы и явления деятельности, в результате его возникает активность.
Мотивация — необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению конкретно поставленных задач. В последние годы данная проблема исследуется в рамках деятельностного подхода к учению, разработанного С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым и др.
По словам И. А. Зимней, «мотив — это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего» [15, с.69]. В области обучения иностранному языку психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др.
Наличие мотива имеет огромное влияние на инициативное участие ученика в изучении предмета. Мотив — это опредмеченная потребность, но предметы потребности могут быть разными. Например, при изучении иностранного языка у одного ученика в качестве предмета потребности выступают иноязычные знания, а у другого — обещанная за хорошие оценки награда.
В первом случае мотив, который побуждает ученика к деятельности, внутренний по отношению к личности, и по отношению к учебной деятельности, во втором же случае мотив по отношению к личности также внутренний, но по отношению к учебной деятельности он внешний. Таким образом, в зависимости от связи мотивов с содержанием и особенностями выполняемой деятельности различают внешние и внутренние мотивы [44, с.58].
Л.И. Божович, советский психолог, при наблюдении структуры мотивационной сферы личности в общем особо внимательно рассматривала мотивы учебной деятельности учащихся [3, с.72]. Она предлагает две обширных группы:
ѕ Интересы детей к познанию, необходимость интеллектуальной деятельности и получения новых навыков, умений и знаний, то есть познавательные мотивы.
ѕ Нужда ребенка достичь конкретного места в знакомой ему общественной иерархии — социальные мотивы.
Эти две группы в объединении поддерживают эффективную учебную деятельность.
Мотивы, вызванные самой деятельностью, совершают прямое влияние на индивида, а социальные мотивы служат толчком для его деятельности с помощью осознанных целей и решений.
М. В. Матюхина, взяв за основу классификацию Л. И. Божович, предлагает такую структуру [29, с.54]. Мотив учебной деятельности учащихся состоит из:
1. Мотивы, на которых базируется учебная деятельность, прямо относящиеся к ее продукту. Категория делится на две подгруппы:
ѕ Относящиеся к сути учения. Ученик стремится к получению новых знаний, владению новой информацией, способами практического выполнения, осознанием структуры окружающих его вещей. Это мотивация содержания.
ѕ Относящиеся к процессу обучения. Ученик хочет стать активным интеллектуально, выражать свои мысли на уроке, ставить и решать задачи в учебном процессе. Это мотивация процесса.
2. Мотивы, которые связаны с результатом учения, с тем, что находится за границами процесса учебы. В эту категорию входят такие подгруппы:
ѕ Широкие социальные мотивы: самоопределения (жажда быть готовым к будущей работе, осознание важности навыков и умений, т. д), самосовершенствования (необходимость развиваться в процессе учебы), ответственности и долга перед учителем, классом, обществом, т.д.
ѕ Узколичностные мотивы — позыв к получению одобрения от родителей, учителей, сверстников, к положительным отметкам. Это мотивация благополучия. Престижной мотивацией называется выраженное желание находиться на первых местах по успеваемости, быть лучшим. Мотивация избегания неприятностей включает все отрицательные мотивы, необходимость обойти минусы и опасности, которые могут возникнуть со стороны вышестоящих, если ученик не будет прикладывать должных усилий.
ѕ На разных этапах развития личности могут выступать различные ведущие мотивы. Для учеников младшего школьного возраста ведущим мотивом учебной деятельности обычно является мотив, обусловленный учением вообще, пребыванием в школе; для учеников среднего школьного возраста ведущим может стать, например, мотив, определяющий их положение в ученическом коллективе; для учеников старшего школьного возраста в качестве мотива учения может уже выступать представление о будущей деятельности, профессии. Этот мотив может придать жизненный смысл учебной деятельности, если последнюю включить в ведущую деятельность. Но одного этого мотива может оказаться недостаточно для полноценного выполнения учащимися учебных действий. В этом случае нужно подключить другие мотивы, например познавательный мотив, связанный с овладением способами действий с материалом, «соревновательные» или узколичные положительные мотивы.
По определению А. К. Марковой, смысл учения представляет собой внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, если можно так выразиться, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, своей жизни и своему опыту.
Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходят автоматически в процессе усвоения знаний. Необходимо формировать в ходе обучения у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения [27, с.32].
Для каждого ученика смысл учения определяется системой его идеалов, ценностей, заимствованных из своего окружения (семьи, друзей, одноклассников). Благодаря этому у ребенка складывается определенное представление об учебной деятельности ещё до начала обучения.
Однако смысл учения в ходе обучения в средней школе может претерпевать существенные изменения. Складывается смысл из следующих моментов:
- — осознание ребенком объективной важности учения, определяемой выработанными в обществе нравственными ценностями, которые приняты в социальном окружении данного ребенка, в том числе и в семье;
- — понимание значимости учения лично для себя, обязательно преломляемое через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.
Всвязи с тем, что все эти аспекты в ходе обучения находятся в процессе развития, по мере развития учебной деятельности сам смысл учения может изменяться качественно.
Проведённые психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников возрастают успехи в учебной деятельности, легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, возрастает их работоспособность. Смысл и значимость учения есть основа мотивационной составляющей личности учащегося [36, с.138].
Рассмотрим факторы, определяющие учебную мотивацию:
- — образовательная система, образовательное учреждение;
- — организация образовательного процесса;
- — субъектные особенности обучающегося;
- — субъективные особенности педагога, система его отношений к ученику, к делу;
- — специфика учебного предмета.
На уровень интереса учащихся к учебному предмету влияет положение той или иной науки в обществе, её престижность, а также разработанность методик её преподавания, состояние школьных учебников [19, с.11].
Проблема учебной мотивации — один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов.
— педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.