Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС основы процСсса формирования лидСрских качСств Ρƒ подростка Π²ΠΎ внСклассной Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅Ρ ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности подростков ΠΊΠ°ΠΊ психолого-пСдагогичСского Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π° обусловливаСтся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ этой возрастной ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ ΠΈΡ… ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСской спСцифики, готовности ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΡ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ дСйствия. ΠŸΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ систСмы цСнностСй, Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ потрСбности Π² Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ пространства, стрСмлСниС ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС основы процСсса формирования лидСрских качСств Ρƒ подростка Π²ΠΎ внСклассной Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π˜Π½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅Ρ ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности подростков ΠΊΠ°ΠΊ психолого-пСдагогичСского Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½Π° обусловливаСтся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ этой возрастной ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ ΠΈΡ… ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСской спСцифики, готовности ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΡ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ дСйствия. ΠŸΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ систСмы цСнностСй, Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ потрСбности Π² Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ пространства, стрСмлСниС ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€Π΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π΅ свСрстников ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ сСбя ΠΊΠ°ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ особСнности, присущиС подросткам, Π΄Π΅Π»Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ этого возраста Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ уязвимыми ΠΈ Π·Π°ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ внимания ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, сСмьи, общСствСнности [5, с.12].

ΠœΡƒΠ΄Ρ€ΠΈΠΊ А.Π’. ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π·Π°ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ€Π°Π½ΠΎ ΠΈ Ρ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ усиливаСтся. ПовСдСниС подростков, считаСт ΠœΡƒΠ΄Ρ€ΠΈΠΊ А. Π’., ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ спСцификС, являСтся ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ. ПолоТСниС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ равСнства Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ-свСрстников Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ сфСру мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ особСнно ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ для подростка: это ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ соотвСтствуСт этичСскому ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ° чувства собствСнной взрослости [18, с.92].

ВсС исслСдоватСли психологии подросткового возраста, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅, сходятся Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ³Ρ€ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ значСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ для подростков ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, поэтому ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ подросткового возраста являСтся пСрСориСнтация общСния с Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… Π½Π° Ρ€ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ², Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Ρ€Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ [13, с.28].

Π›ΡŽΠ±ΠΎΠ΅ дСтскоС объСдинСниС — это, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ². ΠžΡ‚ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ управлСния ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ зависит Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ участников, эффСктивноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ самого, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ измСнСния ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ² сущСствуСт. ДСтскоС общСствСнноС объСдинСниС — ваТнСйший институт социализации подростка, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π°ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹, открываСтся Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ использования Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ рСсурса формирования ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности подростков, лидСрских качСств. Π‘ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ любой Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ своСго взрослСния ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ стрСмится ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ с Ρ€ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π° Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒΡΡ, ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ с ΠΈΡ… ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΈΠΌ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠΌΡ„ΠΎΡ€Ρ‚Π½ΠΎ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ, ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, ΡΠ°ΠΌΠΎΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈ Π»ΠΈΠ΄ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ, для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ этой потрСбности Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ дСтскиС общСствСнныС объСдинСния ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ дСтской ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ для подростков состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ:

  • — Π·Π΄Π΅ΡΡŒ ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ всС условия для формирования лидСрских качСств;
  • — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡΡ‚авляСтся ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ обрСсти ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ взаимодСйствия со ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ «Π―» Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄Π°Ρ… Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ;
  • — Π΄Π΅Ρ‚скиС общСствСнныС ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ТСсткой ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ систСмы, Π½Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ся Π² ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ простор для творчСской Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ самых соврСмСнных интСрСсов подростков [8, с.39].

Одной ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… прСдпосылок формирования лидСрских качСств Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² являСтся созданиС условий для развития Ρƒ Π½ΠΈΡ… ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΡΠΊΠΈΡ… способностСй, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ участия Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°. ДСтскоС самоуправлСниС Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС выступаСт Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ пСдагогичСского срСдства, Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½Ρ‹ дСтского самоуправлСния Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ дСтского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠΉ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ созданного пространства для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ пСдагогичСского смысла.

УчастиС Π² ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ подростков ΠΊ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ обязанностСй, Π²ΠΎΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· Π½Π°Ρ общСством Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ общСствСнно Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ самоопрСдСлСнии. Одна ΠΈΠ· Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ дСтского самоуправлСния — ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΠΊ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒΡΡ, Π½ΠΎ ΠΈ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростком ряда Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π² ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Основная идСя пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь — это созданиС условий для формирования Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ граТданской ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ лидСрского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° подростков Π² ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π›ΠΈΠ΄Π΅Ρ€Π° Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, особСнно Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС. ДСтскиС общСствСнныС ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½Ρ‹ школой формирования лидСрских качСств подростков. Π₯ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ извСстная ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° И. П. Иванова, «ΠžΡ€Π»ΡΡ‚ская ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ°» с Π΅Π΅ ΠΌΠΎΡ‰Π½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ — это ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ развития ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, формирования лидСрских качСств. Π›ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ лидСрскиС качСства ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ситуациях, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π΄Π΅Π»Π°Ρ…: ΡƒΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ вСсти Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³; ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π΅Ρ‚ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ сСбя ΠΊΠ°ΠΊ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ; Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ участник конкурсов, Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ [22, с.107].

БоврСмСнная ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ° рассматриваСт процСсс воспитания ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ взаимодСйствиС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠΌ, Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ взаимодСйствиС Π½Π° Π΅Π³ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π‘ΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ способов Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия пСдагогичСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ° опрСдСляСт ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ воспитания. ПСдагог ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ воспитания ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ ситуации взаимодСйствия с Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ (Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΌ случаС с ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€Π°ΠΌΠΈ). ΠŸΡ€ΠΈ этом осущСствляСт:

  • — Ρ€Π°Π·Π±ΠΈΠ²ΠΊΡƒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π° Ρ†Π΅Π»Π΅ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ дСйствия ΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ взаимодСйствия с ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ;
  • — ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ достиТСния высоких, ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… для рСбят Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… Π½Π΅ Π»ΠΎΠ·ΡƒΠ½Π³Π°ΠΌΠΈ, Π° ΠΏΠΎΠ²ΡΠ΅Π΄Π½Π΅Π²Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ взрослого ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΈ Π΄Π΅Π»Π°ΠΌΠΈ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π° Π³Ρ€Π°ΠΆΠ΄Π°Π½ΡΠΊΡƒΡŽ Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΎΠ± ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ;
  • — ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π° Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠ°Ρ… пСриодичСской смСняСмости всСго Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ планирования, ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… Π΄Π΅Π», ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, поступков, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ лидСрских качСств Ρƒ Π²ΡΠ΅Ρ… Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°;
  • — ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ потрСбностям дСтства (Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ общСствСнно ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΎΠΉ, личностно-Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ, ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΈΡ‚ΡƒΠ°Π»Π°ΠΌΠΈ, Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π°ΠΌΠΈ, традициями, Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ, искрСннСй);
  • — ΠΎΡΠΎΠ±Π°Ρ позиция взрослого, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования, ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰Π°, способного ΠΊ ΡΠΎΡ‚рудничСству с Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, позиция эта обСспСчиваСт ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅, взаимодСйствиС пСдагогичСского ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ского ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ² [20, с.81].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ дСтскоС объСдинСниС являСтся пространством формирования лидСрских качСств подростков. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ сСбя Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ общСства со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²Π°ΠΌΠΈ, обязанностями, ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ проявлСниСм; Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ познанию, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ, саморСализации личности, ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° лидСрского повСдСния; Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… подростком Π² ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ дСтскоС общСствСнноС объСдинСниС Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ пространства формирования лидСрских качСств подростков.

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ условиями, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ эффСктивноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ лидСрских качСств подростков ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ:

  • Π°) Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростков Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ лидСрского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°;
  • Π±) использованиС Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ дСтского общСствСнного объСдинСния Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ проСктирования, которая обСспСчиваСт ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ подростку Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π»Π΅Π½ΠΎΠ² объСдинСния (ΠΎΡ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚Сля Π΄ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π°);
  • Π²) осущСствлСниС систСматичСского пСдагогичСского ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠ½Π³Π° Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ развития лидСрских качСств [30, с.59].

Π’ΠΎ Π²Π½Π΅ΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΎΠΉ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ с ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ упраТнСния ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, энСргизаторы, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹, Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ½Π³ΠΈ — Ρ€Π°Π·ΠΌΠΈΠ½ΠΊΠΈ, давая воспитанникам Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅, ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚ΡŒ сСбя с Π½ΠΈΠΌΠΈ, ΠΏΠΎΡ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свою Π±Π»ΠΈΠ·ΠΎΡΡ‚ΡŒ. На ΡΡ‚ΠΈΡ… занятиях подростки смогут ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ сСбС Π½Π΅ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ, Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ своС Π½Π΅ΠΏΠΎΡ…ΠΎΠΆΠ΅Π΅ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΌΡƒ вопросу.

ΠŸΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π° самой Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡΠ»ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ основой для развития Π³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ личности, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€Π°. ΠžΡ‚Π±ΠΎΡ€ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚оянноС ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠΎΠΊΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ подростку Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свои ТСлания, Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ наклонности, интСрСсы ΠΈ, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, Π·Π°Π½ΡΡ‚ΡŒ благоприятноС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ [3, с.19].

ΠŸΡ€ΠΈ этом Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ пСдагогичСскоС стимулированиС лидСрства, осущСствляСмоС ΠΊΠ°ΠΊ нСпосрСдствСнно, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΎΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ личностно-ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°. ПСдагогам Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ усилия Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π±Ρ‹Π»Π° цСлСсообразной, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠΉ. Π—Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° — ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ уваТСния Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ, Π΄Ρ€ΡƒΠΆΠ±Ρ‹, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Ρ€ΡƒΡ‡ΠΊΠΈ ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΉ отвСтствСнности. Π’ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π΅Π»Π°Ρ…, ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚оянно ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡΡ ΠΌΠΈΡ€Π΅, разрабатывая ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π³ΠΈΡŽ повСдСния, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ нравствСнный Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€, нСся Π·Π° Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠ΅Π±Π΅ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ особСнности своСй ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ для раскрытия ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° [12, с.40].

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π²ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ лидСрскиС качСства, способствуСт Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π΅. Знания ΠΎ Π»ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΡΡ‚Π²Π΅, умСния ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΈ лидСрства ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сформированы ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ самообразования ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… занятий, спСцкурсов, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ситуации, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ лидСрства.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ