Введение.
Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата как субъект образовательного процесса
Исследования последних лет показывают, что качественный уровень образования детей-инвалидов, оканчивающих специальные (коррекционные) школы VI вида, существенно отстаёт от требований средней профессиональной и особенно высшей школы, что делает их неконкурентоспособными по сравнению с выпускниками обычных средних школ. Это объясняется тем, что дети с НОДА испытывают определённые трудности… Читать ещё >
Введение. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата как субъект образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Ортопедические заболевания занимают особое место в детской патологии, влияя на характер детской и подростковой инвалидности. Нарушения функций стопы и осанки — сложнейшая медицинская и социальная проблема. Внимание к ней не ослабевает на протяжении многих веков. Число детей и подростков с ортопедическими патологиями продолжает расти. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила первое десятилетие 21 века периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы. Болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают одно из первых мест среди заболеваний, особенно у подростков 15−18 лет.
Стопа, как ведущий компонент рессорной системы организма при ее патологическом формировании и в сочетании с другими вредными факторами, отрицательно влияет на позвоночник, приводит к нарушениям осанки, сколиозу, утомляемости и болям в ногах, снижению физической и умственной работоспособности, ухудшению течения сопутствующих ортопедических заболеваний, развитию соматической патологии.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Основную массу среди них составляют дети с церебральным параличом (ДЦП) — 89%.
Заболевание ДЦП за последние десятилетия стало встречаться значительно чаще, поэтому оно приобрело наибольшую актуальность. Количество таких детей за последние годы существенно возросло и имеется тенденция к их увеличению, связанная не только с улучшением учёта, но и с успехами реанимации детей, родившихся в асфиксии, получивших тяжёлую травму в родах, а также общим ростом патологии детства.
У детей с НОДА двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с НОДА не имеют нарушений познавательной деятельности, но все они нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
Полноценное образование детей с ограниченными возможностями здоровья способствует социальной защищённости, так как для инвалида создаются условия вариативного вхождения в те или иные роли, расширяются рамки свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Исследования последних лет показывают, что качественный уровень образования детей-инвалидов, оканчивающих специальные (коррекционные) школы VI вида, существенно отстаёт от требований средней профессиональной и особенно высшей школы, что делает их неконкурентоспособными по сравнению с выпускниками обычных средних школ. Это объясняется тем, что дети с НОДА испытывают определённые трудности в обучении, связанные с наличием физических, а зачастую и интеллектуальных недостатков. Практика обучения учащихся с НОДА показала, что отсутствие утверждённого Министерством образования РФ Государственного стандарта общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; отсутствие учителей-дефектологов, психологов в школе; адаптированных учебных программ, учебников — всё это затрудняет обучение детей с НОДА.
Важнейшими задачами являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования. Ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т.е. ребёнок ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребёнок, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных условиях обучения для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и формировать и развивать навыки личной жизненной компетенции (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве, самообслуживания и социально-бытовую ориентацию, восполнять недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей и др.
Основной целью специального образовательного стандарта для учащихся с НОДА является корректировка содержания и разработка его изменений и дополнений, учитывающих двигательную недостаточность, а также определение содержания трудовой подготовки и коррекционных предметов, направленных на исправление множественных дефектов развития.