Система коррекционно-развивающей работы по формированию творческих способностей учащихся
Таким образом, можно сделать вывод, что для развития творческих способностей учащихся экспериментальной группы необходима система коррекционно-развивающих занятий, которую мы будем осуществлять при работе кружка. Для исследования творческих способностей детей коррекционной школы VIII вида был проведён эксперимент. Рисунок 1. Средний уровень (ось Х — номера заданий, ось Y — количество человек… Читать ещё >
Система коррекционно-развивающей работы по формированию творческих способностей учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Исследование творческих способностей детей коррекционной школы VIII вида
Для исследования творческих способностей детей коррекционной школы VIII вида был проведён эксперимент.
Цель данного эксперимента — выявить уровень развития творческих способностей учащихся с особыми образовательными потребностями (восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, сформированности навыков трудовой деятельности), чтобы разработать систему коррекционных занятий для развития творческого потенциала данных детей.
По результатам исследования мы составили две таблицы для контрольной и экспериментальной групп, которые дают представление о том, как каждый ребёнок справился с предложенными заданиями. Здесь 1, 2, 3, 4, 5, 6 — номера заданий, где:
- 1 — «Лабиринт».
- 2 — «Корректурная проба».
- 3 — «Домик».
- 4 — Игра «Танграм» — «Геометрический конструктор».
Составление фигуры — силуэта зайца по образцу.
5. — Игра «Танграм» — «Геометрический конструктор».
Составление произвольной фигуры — творческое задание.
6. — Упражнение «Оживление».
Таблица 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента экспериментальной группы.
Имя ребёнка. | Справился. | Частично справился. | Не справился. |
Алёша. | 1, 4, 5. | 2, 3, 6. | |
Виталик. | 2,. | 3, 4, 5. 6. | 1. |
Лена. | 1, 2, 3, 4, 5, 6. | ||
Максим. | 1, 2, 4. | 3, 5, 6. | |
Федя. | 1, 2, 3, 4, 5, 6. | ||
Саша. | 1, 2, 4, 6. | 3, 5. | |
Юля. | 1, 2, 4, 6. | 3, 5. | |
Наташа. | 1, 2, 4,. | 3, 5, 6. | |
Валя. | 2, 4,. | 1, 3, 5, 6. | |
Вова. | 1, 2, 3, 4, 5, 6. |
Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента контрольной группы.
Имя ребёнка. | Справился. | Частично справился. | Не справился. |
Никита. | 2,. | 1, 3, 4, 5, 6. | |
Костя. | 1, 2, 3, 4, 5, 6. | ||
Вика. | 2, 4, 6. | 1, 3, 5. | |
Алина. | 1, 3, 4, 5, 6. | 2. | |
Стёпа. | 1, 2, 3, 4, 5, 6. | ||
Маша. | 1, 2, 4, 5, 6. | 3. | |
Аня. | 1, 2, 3, 4, 5, 6. | ||
Настя. | 1, 2, 3, 4, 5, 6. | ||
Алёша. | 1, 2, 3, 4, 5, 6. | ||
Максим. | 4, 6. | 2, 3, 5. |
Из приведённых таблиц 1−2 видим, что дети как в той, так и в другой группе находятся на низком уровне развития творческих способностей, внимания, речи. Среди них есть даже такие, кто не справился ни с одним из предложенных заданий. Всего три человека из данных групп учащихся справились со всеми заданиями, но при этом допускали небольшие ошибки и недочёты.
Процессы: внимание, мышление, речь, творческое воображение у этих ребят слабо развиты и при разработке системы коррекционно-развивающих занятий необходимо будет учитывать и выявленный уровень развития детей, и их индивидуальные психологические особенности.
Для того, чтобы более наглядно представить себе общую картину развития творческих способностей учащихся контрольной и экспериментальной групп, построим по результатам констатирующего этапа эксперимента сравнительные диаграммы по всем трём уровням.
На диаграммах 1−3.
ось Х — номера заданий,.
- 1 — «Лабиринт».
- 2 — «Корректурная проба».
- 3 — «Домик».
- 4 — Игра «Танграм» — «Геометрический конструктор».
Составление фигуры — силуэта зайца по образцу.
5. — Игра «Танграм» — «Геометрический конструктор».
Составление произвольной фигуры — творческое задание.
6. — Упражнение «Оживление».
ось Y — количество человек данного уровня.
Результаты констатирующего эксперимента.
Рисунок 1. Средний уровень (ось Х — номера заданий, ось Y — количество человек данного уровня).
Рисунок 2. Низкий уровень (ось Х — номера заданий, ось Y — количество человек данного уровня).
Рисунок 3. Очень низкий уровень (ось Х — номера заданий, ось Y — количество человек данного уровня) Из диаграмм 1−3 видно, что у учащихся экспериментальной и контрольной групп результат выполнения заданий находятся примерно на одном уровне. Как в той, так и в другой группах большинство детей нуждались в помощи при выполнении заданий, а некоторые так и не смогли с ними справиться.
Таким образом, наблюдая за детьми в экспериментальной группе во время выполнения ими заданий, а так же проанализировав результаты эксперимента, мы выделили три группы детей с различными возможностями развития творческих способностей.
К I группе относятся дети, для которых не составили труда предложенные задания, они довольно быстро включались в работу и выполнили её с небольшими недочётами. Они испытывают трудности при использовании фразовой речи, умеют планировать предстоящую работу. Данные дети способны проконтролировать своих товарищей и оказать им посильную помощь. Это — будущие помощники педагога.
II группа — дети, для которые испытывают затруднения при выполнении экспериментальных заданий. Их внимание находится на низком уровне, поэтому они допустили ошибки при работе по образцу; речь находится на низком уровне развития, поэтому осознанное восприятие слабо развито. Ребята не смогли в полной мере справиться с творческим заданием.
III группа — дети, которые испытывают значительные трудности при выполнении всех предложенных заданий. Эти дети не понимали инструкций, начинали работу, не дослушав их. Совершенно не контролировали свою деятельность, поэтому не справились ни с одним заданием. Данным учащимся необходимо оказывать особое внимание и необходимую помощь.
Таким образом, можно сделать вывод, что для развития творческих способностей учащихся экспериментальной группы необходима система коррекционно-развивающих занятий, которую мы будем осуществлять при работе кружка.