Педагогические основы технологии развития речи дошкольников
В основе программы заложена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В первую очередь программа ставит цель направленную на воспитание и общее психическое развитие ребенка. По развитию речи в программе обозначены разделы: «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языку». В этом разделе ребенок… Читать ещё >
Педагогические основы технологии развития речи дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Целью педагогической деятельности по развитию речи в ДОУ является систематическая, планомерная работа над ее содержанием, последовательностью, осознанным выбором у ребенка речевых и языковых средств, правильностью произношения ребенком звуков и слов родного языка. связной речь синтаксический морфологический Направления (задачи) работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста:
- — формирование у дошкольников грамматического строя речи,
- — развитие связной диалогической и монологической речи,
- — воспитание звуковой культуры речи,
- — лексическое развитие,
- — подготовка дошкольников к освоению грамоты.
На сегодняшний день в Российском дошкольном образовании функционируют ряд образовательных программ, в каждой из которых значительное внимание уделяется вопросам речевого развития дошкольников.
Программа «Радуга»
В основе программы заложена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В первую очередь программа ставит цель направленную на воспитание и общее психическое развитие ребенка. По развитию речи в программе обозначены разделы: «Ребенок и окружающий его мир», «Обучение родному и иностранному языку». В этом разделе ребенок познает себя, ему помогают найти общий язык со взрослыми и сверстниками, развивают умение слушать и понимать других, вступать в разговор и поддерживать его. В программе предлагается большая работа по формированию умения читать наизусть стихотворения, песенки, потешки, пересказ текста, умение отвечать на вопросы.
Программа ставит следующие задачи речевого развития:
Обогащение речи детей через восприятие ребёнком речи воспитателя в разнообразных бытовых и учебных ситуациях.
Развитие диалогической речи и монологических высказываний.
Поддерживать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать свои сказки, рассказы, небылицы.
Помогать ребёнку ясно и понятно излагать свои мысли и учиться быть корректным собеседником.
Программа осуществляет следующие формы развития речи:
- — общение воспитателя с детьми (диалоги, беседы и пр.);
- — развивающая среда, стимулирующая детей к общению;
- — беседы, игровые упражнения, направленные на активизацию и обогащение речи ребёнка.
В программе рекомендуются следующие дидактические средства развития речи: игра, среда, книга, беседы, речь педагога.
Программа «Развитие».
Основными целями в данной программе является развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфических видов деятельности дошкольников. Основной путь развития — эмпирическое обобщение.
Осуществлять речевое развитие ребенка-дошкольника программа рекомендует через ознакомление с художественной литературой, со средствами художественной выразительности, овладение звуковой, лексической и грамматической культурой речи, развитие связной и выразительной речи.
Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой включает в себя развитие эмоциональной сферы ребенка и усвоение морально — этических норм (виды работы: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации), освоение специальных средств литературно — речевой деятельности, (средств художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи). Задания позволяют развивать воображение детей и подготавливают последующее развитие познавательных творческих умственных способностей.
Программа «Детство».
Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Программа содержит следующие разделы: «Здоровый образ жизни», «Ребенок в игре», «Ребенок со взрослыми и сверстниками», «Ребенок и окружающие предметы», «Ребенок и природа», «Ребенок и развитие речи», «Ребенок и книга».
В программе выделяются главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:
Развитие содержательной и связной речи (диалога и монолога);
Развитие речевого творчества, выразительности речи;
Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
Подготовка ребенка-дошкольника к чтению, чтение.