Воспитательная система образовательного учреждения
Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, это система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники… Читать ещё >
Воспитательная система образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие воспитательной системы в образовательном учреждении
В Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» указано, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных образовательных программ на основе государственных образовательных стандартов.
Под образовательной программой понимается программа развития учреждений общего среднего образования, относящихся к массовым общеобразовательным учреждениям (школам) и различным формам дополнительного образования.
Образовательная программа предполагает:
- • гуманистический характер образования;
- • воспитание гражданственности, трудолюбия;
- • общедоступность образования, адаптированность системы образования к личности ученика.
Цель программы: разработка механизма перевода образовательного учреждения в новое качественное состояние, характеризующееся:
- • более высокими учебно-воспитательными результатами;
- • обученностью и воспитанностью детей;
- • стабильностью работы школ.
Главная задача образовательной программы — повышение качества образования учащихся и удовлетворение запросов потребителей рабочей силы.
Составную часть любой программы учебного заведения составляет концепция воспитательной системы данного образовательного учреждения.
Появление в педагогике понятия «воспитательная система» обусловлено влиянием на теорию и практику воспитания идей системного подхода, получивших широкое распространение в современной науке, менеджменте и технике.
Среди понятий «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», «воспитательная система» последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.
Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, это система психолого-педагогическая, с другой — социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, — более узкое понятие, чем воспитательная система, но она является ее основой.
Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.
Воспитательная система школы имеет определенную структуру. Ее компоненты:
- • цели (т. е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
- • деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
- • субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
- • рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
- • среда системы, освоенная субъектом;
- • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Создание воспитательной системы — не самоцель. Она создается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога, а также их социально-психологической защищенности.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.
Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.