Заключение.
Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников в условиях школы
Следовательно, если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Для реализации программы были использованы следующие средства… Читать ещё >
Заключение. Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников в условиях школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это — твоя Родина.
В данной работе исследована проблема патриотического воспитания младших школьников в условиях начальной школы.
Исследователями, занимающимися данной проблемой выступают: И. Е. Выготский, И. Ф. Харламов, Я. А. Каменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. В. Усова и др.
Целью настоящего исследования является выявление педагогических условий патриотического воспитания младших школьников в условиях начальной школы. Объектом исследования выступают деятельность общеобразовательного учреждения. Предметом — патриотическое воспитание младших школьников.
В соответствии с первой задачей, в результате анализа научной литературы, было определено, что патриотизм — это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Патриотическое воспитание младших школьников — это целенаправленный процесс воспитания, направленный на приобретение личностью таких качеств, как беззаветное служение Родине, активная трудовая и общественная деятельность, любовь к своему Отечеству, родным местам, родному языку.
Основными механизмами патриотического воспитания детей младшего школьного возраста являются: социальный опыт, эмоциональная идентификация, смысловая ориентировка.
Патриотическое воспитание осуществляется в целенаправленном организационном процессе.
В соответствии со второй задачей были выявлены возрастные особенности младших школьников, определяющие своеобразие патриотического воспитания данной категории детей.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществляемый каждым ребенком на данном возрастном этапе.
В младшем школьном возрасте особое значение имеет пережитый социальный опыт, который постоянно определяет его действия и поступки.
Развитыми личностными новообразованиями детей младшего школьного возраста являются: словестно-логическое мышление, произвольная и осмысленная память, концентрация внимания.
Следовательно, если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
В соответствии с третьей задачей была рассмотрена реализация на практике программы патриотического воспитания младших школьников «Я и моя семья» на базе МОУ Петровской СОШ Борского района Самарской области.
Цель и назначение программы — способствовать формированию основ патриотизма у младших школьников.
Основными понятиями концепции патриотического воспитания ребенка младшего школьного возраста, на которые базируется программа «Я и моя семья» считаются: коммуникативная, гражданская и социальная активность, творческие способности, уважение к культуре и истории семьи.
Программа «Я и моя семья» рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии: 1 класс — «Моя родословная», 2 класс — «Мир моему дому», 3 класс — «Пусть не померкнет никогда веков связывающая нить», 4 класс — «Моя семья — моя Россия». Все разделы взаимосвязаны и последовательно дополняют друг друга, хотя каждый из разделов имеет свою специфику и свои задачи.
Для реализации программы были использованы следующие средства и методы: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; классные часы; беседы, диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела; тренинг.
Данное исследование показало, что для успешного патриотического воспитания младших школьников в условиях школы необходимы следующие социально-педагогические условия:
- 1. реализация программы патриотического воспитания, обеспечивающей воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи;
- 2. осуществление диагностического сопровождения показателей воспитанности и уровней формирующихся качеств у младших школьников.