Оценка работоспособности у школьников и взрослых
Примечание. При каждом последующем изменении нагрузки в сторону уменьшения сначала верните переключатель в положение 1,6 нм, а затем установите требуемую нагрузку. С левой ноги по счету (1,2 — подъем, 3, 4 — спуск) нашагивайте на ступеньку с частотой 30 восхождений в минуту в соответствии с расчетом по таблице. Определите соответствие физической работоспособности полу и возрасту по табл. 18… Читать ещё >
Оценка работоспособности у школьников и взрослых (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Работоспособность — способность человека к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности. Показатели работоспособности в каждый отрезок времени наиболее адекватно отражают состояние центральной нервной системы, индивидуальные возможности которой определяются ее уровнем и характером изменений. Уровень работоспособности зависит от индивидуального типа высшей нервной деятельности, тренированности, физической реактивности организма, которая изменяется при заболеваниях. Различают физическую, умственную и сенсорную работоспособность [Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учащихся, 1994; Велоэрготест «Ритм», 1999].
Скрининг-диагностику физической и умственной работоспособности можно проводить методами с использованием достаточно простых тестов. При изучении динамики работоспособности в течение учебного дня дозированные задания можно давать школьникам 2—3 раза за учебный день (в начале или в конце урока или учебных занятий) всему классу или индивидуально. Изучение работоспособности позволяет обосновать гигиенические приемы, использование которых обеспечит оптимальные условия для обучения и воспитания школьников.
Оценка физической работоспособности
В практике оценки работоспособности школьников и взрослых используются нижеприведенные тесты.
Гарвардский степ-тест
1. Подберите высоту ступеньки и длительность нагрузки по табл. 16.
Таблица 16
Возраст. | Пол. | Высота ступеньки, см. | Длительность нагрузки, мин. |
До 8 лет. | —. | ||
8—12 лет. | —. |
Возраст. | Пол. | Высота ступеньки, см. | Длительность нагрузки, мин. |
12—18 лет. | Юноши. | ||
Девушки. | |||
Взрослые. | Мужчины. | ||
Женщины. |
Таблица 17
Физическая работоспособность по показателю ИСТ.
ИСТ. | Физическая работоспособность. |
Не менее 90. | Отличная. |
80—89. | Хорошая. |
65—79. | Средняя. |
56—64. | Ниже среднего. |
Менее 55. | Плохая. |
- 2. С левой ноги по счету (1,2 — подъем, 3, 4 — спуск) нашагивайте на ступеньку с частотой 30 восхождений в минуту в соответствии с расчетом по таблице.
- 3. Сидя измерьте количество пульсовых ударов за первые 30 с: на второй минуте после нагрузки — Рх;
на третьей — Р2;
на четвертой — Р3.
4. Рассчитайте индекс степ-теста (ИСТ) по формуле:
где Т — время работы, в секундах.
5. Определите физическую работоспособность по табл. 17 и сделайте вывод.
Определение PWC170
Примечание: используют ступеньку 30 см.
- 1. Проведите первую нагрузку: 3 мин нашагивания с частотой 20 восхождений в минуту.
- 2. Стоя подсчитайте количество пульсовых ударов за 10 с первой минуты после нагрузки Рг.
- 3. Проведите вторую нагрузку: 3 мин нашагивания с частотой 30 восхождений в минуту.
- 4. Аналогично п. 2 подсчитайте количество пульсовых ударов Р2.
- 5. Рассчитайте PWC170 по формуле:
где т — масса тела; К — коэффициент, определяемый по формуле:
Определите соответствие физической работоспособности кг м/мин полу и возрасту по табл. 18 и сделайте вывод.
Таблица 18
Физическая работоспособность (кг х м/мин) в зависимости от пола и возраста.
Возраст, лет. | Мальчики. | Девочки. | Возраст, лет. | Мальчики. | Девочки. |
И. |
Определение физической работоспособности методом велоэргометрии
- 1. Подготовьте велоэргометр к работе по следующей схеме:
- • Включите в сеть.
- • Поставьте нагрузку 32 нм и прогрейте систему 10 мин.
- • Поставьте нагрузку 1,6 нм и нажмите кнопку «сброс».
Примечание. При каждом последующем изменении нагрузки в сторону уменьшения сначала верните переключатель в положение 1,6 нм, а затем установите требуемую нагрузку.
- 2. Поставьте нагрузку мощностью 50 Вт и производите педалирование в течение 3 мин с частотой 60 цикл/мин.
- 3. Измерьте частоту сердечных сокращений в минуту сразу после нагрузки (fj).
- 4. После 5-минутного отдыха поставьте нагрузку 16 нм (iV2 = 100 Вт) и производите педалирование аналогично п. 2.
- 5. Измерьте частоту сердечных сокращений в минуту (f2)
- 6. Рассчитайте PWC170 по формуле:
Рис. 13. Номограмма для расчета PWC170
- 7. Сделайте более наглядный расчет PWC170, построив номограмму (пример на рис. 13).
- 8. Определите соответствие физической работоспособности полу и возрасту по табл. 18, из расчета: 1 Вт = 6,2 кг м/мин.