Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками
В центре детского творчества «Темп» нет штатной должности социального педагога. В тоже время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Поэтому директором и коллективом центра детского творчества «Темп» было решено расширить обязанности педагогов центра… Читать ещё >
Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трудным ребенок становится под влиянием многих причин:
- · испорченности отношений в семье,
- · неправильных воспитательных установок,
- · не совершенности влияний и т. д.
Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.
Трудным подросток становится тогда, когда совпадает сразу несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.
На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные проблемы:
- — алкоголизация подростков и молодежи
- — раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры
- — употребление токсических и наркотических веществ
- — вовлечение подростков и молодежи в правонарушения
В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминогенности.
Для примера мы приводим данные 2007 — 2008 г. г по г. Амурску:
- · Дети, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних): 46 чел.
- · Количество семей социального риска: 84 (по школам) + 77 (поликлиника)
- · На школьном учете состоит: 182 ребенка (из них: 64% - грубые нарушения Устава школы, 44% - совершение правонарушений, 39% - непосещение школы, 31% - употребление ПАВ, 36% - бродяжничество, 10% - попрошайничество, 6% - условное осуждение).
Все это еще раз подтверждает высокий уровень негативных явлений в молодежной среде.
В центре детского творчества «Темп» нет штатной должности социального педагога. В тоже время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Поэтому директором и коллективом центра детского творчества «Темп» было решено расширить обязанности педагогов центра обязанностями социального педагога.
Совместно с педагогом Деревцовой Н. Ф. (стаж педагогической работы 22 года, стаж работы в УДО — 9 лет), учитывая опыт работы центра детского творчества «Темп» с подростками и молодежью в период сентябрь 2006 — август 2008 г., опыт участия в социальных проектах, были сделаны следующие выводы:
- 1. Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.
- 2. Эффективность работы с подростками категории социального риска возрастает при наличии волонтерского состава и активных форм работы с ребятами (акции, лагеря, тренинги, использование компьютерных технологий и т. д.)
Основываясь на сделанных выводах, нами совместно с Деревцовой Н. Ф. была разработана следующая программа работы с трудными подростками Пояснительная записка. Обоснование актуальности программы.
Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу.
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия.
Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности.
Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.
Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи зачастую не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания.
Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу, ни школе.
Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками — это знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников, доказать свою значимость самому себе. К 11−12 годам они абсолютно не адаптированы к существующему обществу, его законам, но уже готовы отрицать и нарушать их.
Данная программа «Альтернатива +» направленная на снижение негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
Учебные группы будут комплектоваться из детей и подростков (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) в возрасте от 10 до 18 лет.
К категории детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации относятся:
Дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст. 1. Понятия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органов местного самоуправления.
Подростки данной категории, как правило, не имеют хороших контактов с педагогами школы. Загруженность учителей не позволяет им вести дополнительно воспитательную работу с ребятами группы соцриска, школьные программы в данный момент не ориентированы на углубленную работу в этом направлении.
Зачастую сразу после посещения школы ребята, предоставленные самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.
Основной проблемой, на решение которой направлена программа «Альтернатива +» является высокий уровень негативных явлений в молодежной среде. На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные проблемы:
- — алкоголизация подростков и молодежи
- — раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры
- — употребление токсических и наркотических веществ
- — вовлечение подростков и молодежи в правонарушения
В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминногенности.
Подростки быстрее идут на контакт, когда включены такие методы как «Равный — равному», используются нетрадиционные формы работы с детьми, программа усилена техническим обеспечением.
Программа «Альтернатива +» предоставляет детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, трудовая деятельность, игры, тренинги и т. д.) испытать новые ощущения (походы, выезды, сплавы и т. д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах).
Основная идея данной программы заключается в том, чтобы предоставить подросткам и молодежи возможность реализовать себя в различных видах деятельности — предложить альтернативу вовлечения их в негативные явления.
Цели и задачи программы.
Цель программы «Альтернатива +»:
снижение уровня негативных явлений в молодёжной среде путём вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
Задачи программы «Альтернатива +»:
- 1. Вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
- 2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
- 3. Развитие волонтерского движения в молодежной среде.
- 4. Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- 5. Формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
- 6. Экологическое воспитание подростков.
- 7. Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.
- 8. Привитие трудовых навыков у участников программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.
Комплектование учебных групп:
В рамках программы «Альтернатива +» планируется работа со следующими группами:
- 1. дети, подростки и молодежь в возрасте 10 — 18 лет (в группе от 15 человек)
- 2. дети и подростки в возрасте 10 — 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в группе 10 человек)
Основные направления работы с подросткамиучастниками программы «Альтернатива +»:
- 1. Содействие воспитанию активной гражданской позиции у подростков:
- А) Усвоение норм социального поведения в обществе
- Б) Повышение уровня патриотического воспитания
- В) Привлечение подростков к общественно полезной деятельности
- Г) Трудовая деятельность: работы по уборке города, лесных территорий, обустройство помещения и мест, где ребята проводят часть времени.
- 2. Профилактика негативных явлений среди молодежи:
- А) Проведение профилактических игр, тренингов.
- Б) Привитие навыков здорового образа жизни.
- 3. Работа, направленная на экологическое воспитание подростков: организация и проведение мероприятий, акций и лагерей экологической направленности .
- 4. Работа, направленная на воспитание адекватной самооценки, толерантности, коммуникабельности, творческих способностей у подростков.
- 5. Проектная работа (создание и реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий)
- 6. Знакомство с информационными технологиями:
- — Обучение пользованию видео и фото аппаратурой для создания мультимедийных и видеопрезентаций
- — Изучение основ сети интернет
- — Создание электронных документов
- — Изучение основ работы с графическими редакторами
- -Изучение основ создания мультимедийных и видео — презентаций
Система воспитательной работы Подросткам (особенно подросткам группы соцриска) свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды.
Подростки легко идут на конфликты, правонарушения, чтобы не быть «белой вороной» пробуют наркотики, алкоголь, занимаются токсикоманией. Все это обусловлено особенностями подросткового периода и отягощается той микросредой, в которой воспитываются подростки группы социального риска.
Опыт показал, что одним из самых эффективных методов профилактической работы является подход «мотив — изменение поведения». Главный метод работы здесь — это тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.
Во время реализации программы «Альтернатива+» с подростками группы соцриска проводятся занятия (в форме игр, тренингов, акций) (Приложение 1).
Проведение занятий по данным темам повысит уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ИППП и ВИЧ/СПИД, наркоманией, возникновением конфликтов среди подростков, будет способствовать выработке и развитию навыков предотвращения заражения ИППП и СПИД и сохранения репродуктивного здоровья у подростков.
Также данная работа способствует профилактике негативных явлений среди молодежи и пропаганде здорового образа жизни.
Данная просветительная и воспитательная работа направлена на формирование у подростков понимания того, что гарантия их счастья и здоровья — это в первую очередь здравомыслие и целомудрие.
Тип воспитательной системы: воспитательная система социальной ориентации.
В основе системы — следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, совместный труд и т. д.
В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.
Вид воспитательной системы:
Основные компоненты ценностно — смыслового ядра. | Вид воспитательной системы. | Основные характеристики данного вида воспитательной системы. |
личность. | Воспитательная система развития личности. | Наличие личностного идеала, целевые программы и проекты, направленные на формирование отдельных личностных качеств. |
созидательный труд. | Воспитательная система созидание. | Осуществление созидательной деятельности различной направленности. |
пример | Воспитательная система коллективной творческой деятельности. | Создается актив из учащихся, способных быть примером для других. |
Цель воспитания Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:
- Ш Осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия
- Ш социально-активный, законопослушный;
- Ш гражданин и патриот своей страны;
- Ш способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности
- Ш бережное отношение к экологии и тому, что способствует ее сохранению.
Компоненты воспитательной системы Используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие.
Ключевыми направлениями работы могут являться:
- Ш вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность
- Ш Развитие волонтерского движения в молодежной среде
- Ш содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;
- Ш Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
- Ш социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.
Компоненты воспитательной системы:
- Ш создание системы социально-педагогической помощи и поддержки учащихся;
- Ш выездные лагерные сборы, направленные на социальное проектирование;
- Ш социальные тренинги;
- Ш система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация, профориентация);
- Ш участие в различных социальных проектах и акциях.
- Ш участие в различных экологических проектах, акциях, мероприятиях
Работа с родителями включает в себя:
- Ш включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;
- Ш социально-педагогическое просвещение родителей;
Формы подведения итогов реализации программы:
- 1. Анализ проводимых методик и тестов.
- 2. Отзывы подростков — участников программы.
- 3. Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога и др.)
- 4. Проведение заключительного мероприятия.
- 5. Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ.
- 6.
Введение
ступенной системы индивидуального оценивания.
- 7. Создание сайта организации, электронных и мультимедийных презентаций команд, проектов, мероприятий и т. д.
Основные этапы реализации программы воспитательной работы:
- 1 этап октябрь — ноябрь 2008 г.:
- А) Знакомство с подростками, набор групп.
- Б) Исследование ценностных ориентаций подростков.
- В) Выявление интересов, увлечений участников программы.
- Г) Введение ступенной системы индивидуального оценивания.
- 2 этап ноябрь 2008 г. — май 2009 г.:
Вовлечение участников в активную деятельность:
- А) Организация и проведение досуговых и профилактических мероприятий (тематические вечера, тренинги, профилактико-игровые занятия и т. д.)
- Б) Работа по социальным проектам. Организация и проведение выездных стационарных и палаточных лагерей (в каникулярное время), однодневных и двухдневных выездов в лес (во время учебного года). Создание и реализация социально значимых проектов, акций.
- В) Организация трудовой деятельности подростков: работа по уборке территорий, организация и проведение во время каникул трудового лагеря.
- Г) Проведение тематических и итоговых праздников
- Д) Применение ступенной системы индивидуального оценивания.
- Е) Разработка и реализация социально значимых проектов «Ориентир», «Гарантия», «Прояви себя!» и др.
- 3 этап май — август 2009 г.:
Подведение итогов реализации программы «Альтернатива+»:
- А) Проведение итоговых лагерей, мероприятий.
- Б) Отслеживание изменений в социальной позиции ребенка
- (применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов).
- В) Анализ результативности реализованных проектов и акций в рамках программы «Альтернатива +» за 2008 -2009 учебный год.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
- 1. Социально-реабилитационные технологии:
- А) Исследование микросоциума ребенка
- Б) Установление доверительных отношений
- 2. Обучающие и воспитательные технологии, использование различных методов работы:
- А) Наглядные (иллюстративные) — использование пособий, брошюр, методичек, плакатов
- Б) Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, дискет, видеофильмов
- В) Рассказ, беседа
- Г) Проведение итоговых и тематических праздников
- Д) Выезды на природу, лагеря
- Е) Использование компьютерных технологий, фото и видеотехники.
- 3. Диагностика подростков:
- А) Исследование интересов подростков (проведение игры на знакомство, групповая работа, тестирование).
- Б) Исследование ценностных ориентаций участников программы (методика неоконченных предложений, анкеты).
- 4. Организация и проведение профилактическо-игровых занятий по теме: «Профилактика негативных явлений, пропаганда ЗОЖ в молодежной среде».
- 5. Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы (Приложение 1,4):
- А) на формирование позитивных дружеских отношений
- Б) групповую сплоченность
- В) на формирование доверия друг к другу
- 6. Наблюдение:
- А) Ступенная системы индивидуального оценивания.
- Б) Пред и пост — тестирование участников программы.
Диагностика достижения воспитательных результатов.
№. | Основные результаты воспитательной деятельности. | Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов. |
1. | Усвоение норм социального поведения в обществе — усвоение правил поведения в коллективе: детском и смешанном (дети + взрослые). |
|
2. | Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных явлений, а также профилактике их возникновения. |
|
3. | Повышение уровня творческих способностей у подростков. | — Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх. |
4. | Вовлечение участников программы в трудовую деятельность. |
|
5. | Повышение уровня патриотического воспитания у подростков. |
|
6. | Привитие навыков безопасного проживания и самообслуживания в условиях выездов, лагерей. |
|
7. | Получение 1 ступени участниками программы. | — Положение о ступенной системе индивидуального оценивания. |
8. | Ребята станут бережнее относиться к природе. |
|
9. | Возникновение у подростков «чувства команды». |
|
10. | Получение навыков пользования компьютерными технологиями. | Создание сайта организации и мультимедийных презентаций. Тестирование на умение работать с сетью интернет, офисными приложениями, графическими редакторами. |
11. | Результативность программы по детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. | Занесение подростков в Банк данных УДО и контроль результативности программы на основе Банка. |