Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В центре детского творчества «Темп» нет штатной должности социального педагога. В тоже время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Поэтому директором и коллективом центра детского творчества «Темп» было решено расширить обязанности педагогов центра… Читать ещё >

Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трудным ребенок становится под влиянием многих причин:

  • · испорченности отношений в семье,
  • · неправильных воспитательных установок,
  • · не совершенности влияний и т. д.

Надо все время анализировать процесс и результаты влияния на ребенка, вовремя устранять причины, порождающие трудновоспитуемость, не давать им соединяться вместе.

Трудным подросток становится тогда, когда совпадает сразу несколько неблагоприятных факторов и причин: безнадзорность и второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи.

На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные проблемы:

  • — алкоголизация подростков и молодежи
  • — раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры
  • — употребление токсических и наркотических веществ
  • — вовлечение подростков и молодежи в правонарушения

В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминогенности.

Для примера мы приводим данные 2007 — 2008 г. г по г. Амурску:

  • · Дети, состоящие на учете в КДН (комиссии по делам несовершеннолетних): 46 чел.
  • · Количество семей социального риска: 84 (по школам) + 77 (поликлиника)
  • · На школьном учете состоит: 182 ребенка (из них: 64% - грубые нарушения Устава школы, 44% - совершение правонарушений, 39% - непосещение школы, 31% - употребление ПАВ, 36% - бродяжничество, 10% - попрошайничество, 6% - условное осуждение).

Все это еще раз подтверждает высокий уровень негативных явлений в молодежной среде.

В центре детского творчества «Темп» нет штатной должности социального педагога. В тоже время профессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, по сути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний. Поэтому директором и коллективом центра детского творчества «Темп» было решено расширить обязанности педагогов центра обязанностями социального педагога.

Совместно с педагогом Деревцовой Н. Ф. (стаж педагогической работы 22 года, стаж работы в УДО — 9 лет), учитывая опыт работы центра детского творчества «Темп» с подростками и молодежью в период сентябрь 2006 — август 2008 г., опыт участия в социальных проектах, были сделаны следующие выводы:

  • 1. Основной причиной вовлечения подростков и молодежи в негативные явления является то, что они не вовлечены в социально значимую деятельность, имеют много свободного времени и не знают чем себя занять. С учетом возрастных особенностей подросткового возраста, ребят легко спровоцировать на асоциальную деятельность.
  • 2. Эффективность работы с подростками категории социального риска возрастает при наличии волонтерского состава и активных форм работы с ребятами (акции, лагеря, тренинги, использование компьютерных технологий и т. д.)

Основываясь на сделанных выводах, нами совместно с Деревцовой Н. Ф. была разработана следующая программа работы с трудными подростками Пояснительная записка. Обоснование актуальности программы.

Высокая криминальная активность подростков, возрастающее число несовершеннолетних, употребляющих наркотические и одурманивающие лекарственные вещества, многоликое явление беспризорности, увеличивающееся количество детей с отклонениями в психическом развитии вызывают тревогу.

Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия.

Социально-экономические условия в нашей стране отрицательным образом сказались на проблемах подрастающего поколения, привели к омоложению преступности, росту детской безнадзорности и беспризорности.

Так как социальную основу общества быстро изменить нельзя, а детство быстротечно, необходимо, применять такие формы и методы работы, которые могут повлиять на ситуацию с девиациями и правонарушениями несовершеннолетних.

Подростки из так называемой группы социального риска особо нуждаются в поддержке государства, так как их семьи зачастую не имеют возможности обеспечить детям условия полноценного развития и воспитания.

Они уже поняли, что не нужны ни родителям, ни обществу, ни школе.

Зачастую правонарушения, совершаемые такими подростками — это знак протеста против общества, желание самоутвердиться среди сверстников, доказать свою значимость самому себе. К 11−12 годам они абсолютно не адаптированы к существующему обществу, его законам, но уже готовы отрицать и нарушать их.

Данная программа «Альтернатива +» направленная на снижение негативных явлений в молодежной среде путем вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.

Учебные группы будут комплектоваться из детей и подростков (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) в возрасте от 10 до 18 лет.

К категории детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации относятся:

Дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ст. 1. Понятия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органов местного самоуправления.

Подростки данной категории, как правило, не имеют хороших контактов с педагогами школы. Загруженность учителей не позволяет им вести дополнительно воспитательную работу с ребятами группы соцриска, школьные программы в данный момент не ориентированы на углубленную работу в этом направлении.

Зачастую сразу после посещения школы ребята, предоставленные самим себе, идут на улицу, в подвалы, в подъезды, т.к. дома их не ждет забота и уют, а платные кружки, занятия, секции им не по карману.

Основной проблемой, на решение которой направлена программа «Альтернатива +» является высокий уровень негативных явлений в молодежной среде. На сегодняшний день в подростковой и молодежной среде можно выделить следующие основные социальные проблемы:

  • — алкоголизация подростков и молодежи
  • — раннее начало половой жизни, низкий уровень межполовой культуры
  • — употребление токсических и наркотических веществ
  • — вовлечение подростков и молодежи в правонарушения

В связи с этим отмечается высокий уровень подростковой криминногенности.

Подростки быстрее идут на контакт, когда включены такие методы как «Равный — равному», используются нетрадиционные формы работы с детьми, программа усилена техническим обеспечением.

Программа «Альтернатива +» предоставляет детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, трудовая деятельность, игры, тренинги и т. д.) испытать новые ощущения (походы, выезды, сплавы и т. д.), не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах).

Основная идея данной программы заключается в том, чтобы предоставить подросткам и молодежи возможность реализовать себя в различных видах деятельности — предложить альтернативу вовлечения их в негативные явления.

Цели и задачи программы.

Цель программы «Альтернатива +»:

снижение уровня негативных явлений в молодёжной среде путём вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.

Задачи программы «Альтернатива +»:

  • 1. Вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
  • 2. Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
  • 3. Развитие волонтерского движения в молодежной среде.
  • 4. Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • 5. Формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
  • 6. Экологическое воспитание подростков.
  • 7. Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.
  • 8. Привитие трудовых навыков у участников программы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она комплексная (совмещает в себе самые разнообразные направления работы с подростками) и реализуется с учетом категории подростков (находящихся в трудной жизненной ситуации), возрастных и индивидуальных особенностей участников.

Комплектование учебных групп:

В рамках программы «Альтернатива +» планируется работа со следующими группами:

  • 1. дети, подростки и молодежь в возрасте 10 — 18 лет (в группе от 15 человек)
  • 2. дети и подростки в возрасте 10 — 18 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации (в группе 10 человек)

Основные направления работы с подросткамиучастниками программы «Альтернатива +»:

  • 1. Содействие воспитанию активной гражданской позиции у подростков:
    • А) Усвоение норм социального поведения в обществе
    • Б) Повышение уровня патриотического воспитания
    • В) Привлечение подростков к общественно полезной деятельности
    • Г) Трудовая деятельность: работы по уборке города, лесных территорий, обустройство помещения и мест, где ребята проводят часть времени.
  • 2. Профилактика негативных явлений среди молодежи:
    • А) Проведение профилактических игр, тренингов.
    • Б) Привитие навыков здорового образа жизни.
  • 3. Работа, направленная на экологическое воспитание подростков: организация и проведение мероприятий, акций и лагерей экологической направленности .
  • 4. Работа, направленная на воспитание адекватной самооценки, толерантности, коммуникабельности, творческих способностей у подростков.
  • 5. Проектная работа (создание и реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий)
  • 6. Знакомство с информационными технологиями:
    • — Обучение пользованию видео и фото аппаратурой для создания мультимедийных и видеопрезентаций
    • — Изучение основ сети интернет
    • — Создание электронных документов
    • — Изучение основ работы с графическими редакторами
    • -Изучение основ создания мультимедийных и видео — презентаций

Система воспитательной работы Подросткам (особенно подросткам группы соцриска) свойственно проблемное поведение: раннее начало половой жизни, употребление наркотиков, выражение протеста с вызовом по отношению к ценностям среды.

Подростки легко идут на конфликты, правонарушения, чтобы не быть «белой вороной» пробуют наркотики, алкоголь, занимаются токсикоманией. Все это обусловлено особенностями подросткового периода и отягощается той микросредой, в которой воспитываются подростки группы социального риска.

Опыт показал, что одним из самых эффективных методов профилактической работы является подход «мотив — изменение поведения». Главный метод работы здесь — это тренинг. Тренинг позволяет дать недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

Во время реализации программы «Альтернатива+» с подростками группы соцриска проводятся занятия (в форме игр, тренингов, акций) (Приложение 1).

Проведение занятий по данным темам повысит уровень информированности подростков по проблемам, связанным с ИППП и ВИЧ/СПИД, наркоманией, возникновением конфликтов среди подростков, будет способствовать выработке и развитию навыков предотвращения заражения ИППП и СПИД и сохранения репродуктивного здоровья у подростков.

Также данная работа способствует профилактике негативных явлений среди молодежи и пропаганде здорового образа жизни.

Данная просветительная и воспитательная работа направлена на формирование у подростков понимания того, что гарантия их счастья и здоровья — это в первую очередь здравомыслие и целомудрие.

Тип воспитательной системы: воспитательная система социальной ориентации.

В основе системы — следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, совместный труд и т. д.

В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.

Вид воспитательной системы:

Основные компоненты ценностно — смыслового ядра.

Вид воспитательной системы.

Основные характеристики данного вида воспитательной системы.

личность.

Воспитательная система развития личности.

Наличие личностного идеала, целевые программы и проекты, направленные на формирование отдельных личностных качеств.

созидательный труд.

Воспитательная система созидание.

Осуществление созидательной деятельности различной направленности.

пример

Воспитательная система коллективной творческой деятельности.

Создается актив из учащихся, способных быть примером для других.

Цель воспитания Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:

  • Ш Осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия
  • Ш социально-активный, законопослушный;
  • Ш гражданин и патриот своей страны;
  • Ш способный участвовать в творческом преобразовании социальной действительности
  • Ш бережное отношение к экологии и тому, что способствует ее сохранению.

Компоненты воспитательной системы Используются педагогические технологии: коллективной творческой деятельности, ролевой игры, социального проектирования, тренинга, лагерного сбора, общественно-полезных акций и другие.

Ключевыми направлениями работы могут являться:

  • Ш вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность
  • Ш Развитие волонтерского движения в молодежной среде
  • Ш содействие социальной адаптации учащихся, направленное на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;
  • Ш Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
  • Ш социальное творчество учащихся, направленное на преобразование окружающих социальной среды и самих себя.

Компоненты воспитательной системы:

  • Ш создание системы социально-педагогической помощи и поддержки учащихся;
  • Ш выездные лагерные сборы, направленные на социальное проектирование;
  • Ш социальные тренинги;
  • Ш система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация, профориентация);
  • Ш участие в различных социальных проектах и акциях.
  • Ш участие в различных экологических проектах, акциях, мероприятиях

Работа с родителями включает в себя:

  • Ш включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;
  • Ш социально-педагогическое просвещение родителей;

Формы подведения итогов реализации программы:

  • 1. Анализ проводимых методик и тестов.
  • 2. Отзывы подростков — участников программы.
  • 3. Отзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социального педагога и др.)
  • 4. Проведение заключительного мероприятия.
  • 5. Реализация социально значимых проектов, акций, мероприятий, их анализ.
  • 6.

    Введение

    ступенной системы индивидуального оценивания.

  • 7. Создание сайта организации, электронных и мультимедийных презентаций команд, проектов, мероприятий и т. д.

Основные этапы реализации программы воспитательной работы:

  • 1 этап октябрь — ноябрь 2008 г.:
    • А) Знакомство с подростками, набор групп.
    • Б) Исследование ценностных ориентаций подростков.
    • В) Выявление интересов, увлечений участников программы.
    • Г) Введение ступенной системы индивидуального оценивания.
  • 2 этап ноябрь 2008 г. — май 2009 г.:

Вовлечение участников в активную деятельность:

  • А) Организация и проведение досуговых и профилактических мероприятий (тематические вечера, тренинги, профилактико-игровые занятия и т. д.)
  • Б) Работа по социальным проектам. Организация и проведение выездных стационарных и палаточных лагерей (в каникулярное время), однодневных и двухдневных выездов в лес (во время учебного года). Создание и реализация социально значимых проектов, акций.
  • В) Организация трудовой деятельности подростков: работа по уборке территорий, организация и проведение во время каникул трудового лагеря.
  • Г) Проведение тематических и итоговых праздников
  • Д) Применение ступенной системы индивидуального оценивания.
  • Е) Разработка и реализация социально значимых проектов «Ориентир», «Гарантия», «Прояви себя!» и др.
  • 3 этап май — август 2009 г.:

Подведение итогов реализации программы «Альтернатива+»:

  • А) Проведение итоговых лагерей, мероприятий.
  • Б) Отслеживание изменений в социальной позиции ребенка
  • (применение тестирования, методик, опрос подростков, педагогов).
  • В) Анализ результативности реализованных проектов и акций в рамках программы «Альтернатива +» за 2008 -2009 учебный год.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

  • 1. Социально-реабилитационные технологии:
    • А) Исследование микросоциума ребенка
    • Б) Установление доверительных отношений
  • 2. Обучающие и воспитательные технологии, использование различных методов работы:
    • А) Наглядные (иллюстративные) — использование пособий, брошюр, методичек, плакатов
    • Б) Демонстрация слайдов, компьютерных дисков, дискет, видеофильмов
    • В) Рассказ, беседа
    • Г) Проведение итоговых и тематических праздников
    • Д) Выезды на природу, лагеря
    • Е) Использование компьютерных технологий, фото и видеотехники.
  • 3. Диагностика подростков:
    • А) Исследование интересов подростков (проведение игры на знакомство, групповая работа, тестирование).
    • Б) Исследование ценностных ориентаций участников программы (методика неоконченных предложений, анкеты).
  • 4. Организация и проведение профилактическо-игровых занятий по теме: «Профилактика негативных явлений, пропаганда ЗОЖ в молодежной среде».
  • 5. Работа в группах, проведение групповых тренингов на следующие темы (Приложение 1,4):
    • А) на формирование позитивных дружеских отношений
    • Б) групповую сплоченность
    • В) на формирование доверия друг к другу
  • 6. Наблюдение:
    • А) Ступенная системы индивидуального оценивания.
    • Б) Пред и пост — тестирование участников программы.

Диагностика достижения воспитательных результатов.

№.

Основные результаты воспитательной деятельности.

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов.

1.

Усвоение норм социального поведения в обществе — усвоение правил поведения в коллективе: детском и смешанном (дети + взрослые).

  • — Опрос участников программы на предмет понимания ими правил поведения в обществе в начале и в конце реализации программы
  • — Ступенная система индивидуального оценивания
  • — Оценка со стороны представителей ближайшего социального окруженияотзывы заинтересованных лиц (классных руководителей, социальных педагогов, родителей и т. д.)

2.

Получение основных знаний о причинах и следствиях негативных явлений, а также профилактике их возникновения.

  • — Пред и пост — тестирование
  • — Проведение итоговых игр, мероприятий, тренингов
  • — Рефлексия

3.

Повышение уровня творческих способностей у подростков.

— Участие ребят в акциях, мероприятиях, праздниках, играх.

4.

Вовлечение участников программы в трудовую деятельность.

  • — Организация и проведение трудовых акций, лагерей, мероприятий
  • — Отзывы общественности

5.

Повышение уровня патриотического воспитания у подростков.

  • — Опрос участников программы на данную тему
  • — Участие подростков в акциях и праздниках, посвященных Дню Победы,
  • 23 Февраля, Дню Города и т. д.
  • — Участие в мероприятиях и лагерях с патриотической направленностью

6.

Привитие навыков безопасного проживания и самообслуживания в условиях выездов, лагерей.

  • — Проведение итоговых лагерей
  • — Проведение итоговой игры
  • — Прохождение испытаний

7.

Получение 1 ступени участниками программы.

— Положение о ступенной системе индивидуального оценивания.

8.

Ребята станут бережнее относиться к природе.

  • — Отзывы участников программы о природе в начале и в конце реализации программы
  • — Анализ проведения выездных лагерей, экологической деятельности

9.

Возникновение у подростков «чувства команды».

  • — Организация и проведение общих дел, мероприятий
  • — Опрос участников программы
  • — Игра «Мы — команда»

10.

Получение навыков пользования компьютерными технологиями.

Создание сайта организации и мультимедийных презентаций. Тестирование на умение работать с сетью интернет, офисными приложениями, графическими редакторами.

11.

Результативность программы по детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Занесение подростков в Банк данных УДО и контроль результативности программы на основе Банка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой