Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Историография проблемы и характеристика источников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществление основных направлений организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах БССР на основе архивных, статистических данных, характеристикой учебно-воспитательного процесса представлены в статьях Федкович А. И.,. Особое внимание в статье уделяется особенностям политехнического образования молодёжи, материального обеспечения школ, трудности которые сопровождали… Читать ещё >

Историография проблемы и характеристика источников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема становления и развития общеобразовательной школы изучались на всех этапах истории советского общества. В обобщающих трудах по истории СССР [56] и БССР [27], вышедших в 1970;1980;е годы ХХ века, следует назвать и другие обобщающие издания, вышедшие уже в более позднее время, после распада Советского союза. Однако они во многом разнятся между собой.

Так в работах советского периода даётся характеристика основных этапов развития народного образования, основных направлений воспитательного процесса. На большом фактическом материале авторы исследования показали, какие изменения проходили в экономическом и социально-культурном развитии СССР. Однако во всех работах советского периода основное внимание уделяется успехам, достигнутым под руководством коммунистической партии. Исторические факты освещаются односторонне, а недостатки во всех сферах жизни общества, в том числе и в системе образования не анализируются. В этих работах раскрывается влияние методологический подход к исследовательской деятельности, который часто приводит к необъективности.

Работы же позднейшего периода раскрывают многое негативные стороны. Однако, сопоставляя работы можно анализировать и подходить к проблеме критически. Среди обобщающих трудов постсовецкого периода следует назвать «Нарысы па гісторыі Беларусі» [59], работы по истории Беларуси Чигринова [81]. В этих работах не дается распространенно материал, однако полезность их состоит в том, что можно прочесть уже проанализированную и обобщенную информацию.

История БССР в целом и история становления системы школьного образования в частности не может исследоваться без анализа источниковой и литературной базы всего Советского Союза. Поэтому очень важны и исследования российских ученых.

В современных обобщающих трудах по истории России [46], а также в работе Щетинова Ю. А. [62], авторы стремятся к объективному освещению событий истории советского общества, в том числе описаны основные этапы реформирования школьного образования, показаны причины ее несостоятельности. Так, например, в работе Соколова А. К. и Тяжельниковой В. С. [53] анализируется противоречия, возникшие в советском обществе в связи с его вступлением в стадию индустриального развития, которые вызвали крушение советского социализма и распад союзного государства. В книге авторы уделяют внимание и проблемам развития образования во второй половине 50-х — середине 60-х годов ХХ века, рассматривают фактор «феминизации» образования, затрагивают основные этапы реформы школьного образования и показывают причины ее несостоятельности.

В обобщающих работах по истории Беларуси и Украины, опубликованных в конце 90-х годов ХХ века — 2000;х годах даются попытки дать объективный анализ истории общества советского периода в национальных республиках. В обобщающей работе по истории Беларуси [45], а так же в коллективной работе по истории Беларуси в ХХ веке [25], работе Чигринова П. Г. [61] дается характеристика хода истории Беларуси в контексте развития СССР. В этих работах раскрываются основные направления деятельности в области народного образования, развития общеобразовательных школ, основных направлений воспитательной работы на протяжении почти всего ХХ века. Однако конкретно-исторический материал приводится в них фрагментарно.

Авторский коллектив труда, посвященного ХХ съезду КПСС и его историческим реальностям [63], стремился дать объективный анализ актуальных проблем внутрипартийной жизни, экономической и социальной политики, идеологии и культуры в жизни советского общества начала 1950;хпервой половины 1960;х годов ХХ века. Исследователи сделали попытку освободить историческую картину тех лет от догматических, конъюнктурных наслоений, устоявшихся стереотипов. Одна из глав данной работы посвящена перестройке народного образования в исследуемый период и общеобразовательной школы в частности. Авторы раскрывают замыслы и анализируют результаты реформы в области образования, проводившейся в конце 50-х годов ХХ века.

Проблема развития общеобразовательной школы в ХХ веке рассматриваются в работах по истории культуры.

В ряде коллективных работ, посвященных истории русской культуры [24], [29] отображается развитие культуры России с древнейших времён до нашего времени, а также процессы и явления в духовной жизни России нового и новейшего времени. Авторы раскрывают особенности развития общеобразовательной школы во второй половине 50-х — середине 60-х годов ХХ века в СССР, перечисляются причины, по которым проводившаяся в эти годы реформа не оправдала себя. В этих работах все теоретические положения не аргументируются, носят описательный характер, но более полно показывают атмосферу исторической эпохи, определённый контекст в котором происходило развитие культуры и образования.

В работе Зезиной М. Р. [28] наряду с описанием общих процессов развития культуры народов СССР, анализируется специфика появления общих закономерностей и тенденций в национально специфических условиях. Отмечается также проблемы исторической науки на разных этапах ХХ века, связанных с неравномерностью изучения культуры отдельных национальных регионов. Зезина М. Р. отмечает отсутствие обобщающих монографических исследований по материалам РСФСР, в то время как по истории культуры Казахстана, республик Средней Азии, Закавказья, Беларуси такие работы существуют. В работе опубликован широкий историографический материал, посвященный истории культуры и проблемам образования. В данной книге широко раскрываются глубинные причины необходимости реформирования народного образования.

В белорусской историографии в работах по истории культуры, изданных в 70-е года [36] деятельность общеобразовательной школы, а также подготовка кадров в высших и средних специальных учебных заведениях республики освещаются на основе широкого круга источников. Однако, как и в выше перечисленных работах по истории СССР, авторы не стремятся дать глубокий и всесторонний анализ деятельности учебных и научных учреждений, показать причины сдерживания их развития.

Наиболее объективная оценка развития белорусской культуры даётся в книге Новицкого В. И., Лыча Л. [37]. В ней авторы освещают все периоды и аспекты становления и развития белорусской культуры, в том числе и образования. Авторы отошли от одностороннего показа культуры одной из советских республик, при котором целиком игнорировался её национальный аспект, а уровень духовного развития народа почти полностью обозначался степенью интернационализации его культуры, что означало ничем не прикрытую русификацию. Что касается общеобразовательной школы, то этот аспект изложен достаточно подробно. В разделе книги «Развитие образования в послевоенные годы» авторы выделяют два периода. Первый период 40-е — 50-е гг. где освещается восстановление и развитие общеобразовательной школы после войны, сложности с материальным обеспечением, нехватку кадров. Вторым периодом развития образования в послевоенные годы выделены конец 50-х — 60-х гг. Главным рубежом здесь обозначен закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» принятый в декабре 1958 года, который определил направление в развитии школы и организации учебного процесса в последующие годы. Он положил начало проведению реформы, которая была направлена на осуществление политехнического обучения, трудового воспитания и усиления их взаимосвязи. Главной задачей в освещении этого периода было показать непоследовательность в проведении реформы. Авторы книги обращают внимание на догматический характер обучения и упадок национального самосознания.

В новейшем исследовании по истории культуры Белоруссии Порошкова С. А. [48] освещаются основные моменты культуры белорусского народа на различных этапах социально-экономического и политического развития Белорусской республики. Проблема реформы школьного образования 1958 года освещена фрагментарно, даны лишь общие сведения о характере её проведения.

В начале 90-х годов в периодической печати появляются работы доктора исторических наук Новицкого В. И. [41], [42]. В них автор отмечает противоречивый характер реформ проводившихся в области народного образования. Говоря о необходимости данных преобразований конца 50-х — п.п. 60-х годов, Новицкий В. И. отмечает то, что они не содействовали улучшению работы общеобразовательной школы. По его мнению, школа утратила ту стабильность, без которой не возможна успешная работа. Так же он отмечает, что на реформу школы в Белоруссии наложила негативный отпечаток русификаторская политика советского государства. Новицкий В. И. указывает на то, что реформа школы проходила в тяжёлых условиях: школы плохо обеспечивались оборудованием, учебниками, методической литературой, наглядными пособиями, имелись значительные недостатки в школьном строительстве и т. д. В работах широко представлены статистические данные, отражающие рост количества средних школ и уменьшение семилетних, изменение контингента учащихся, увеличение численности учителей с высшим образованием.

Большой фактический материал по проблеме народного образования, основные вопросы деятельности общеобразовательной школы, ведущие направления воспитательной работы общеобразовательной школы рассматриваются в работах по истории школы и педагогической мысли СССР [47], Белорусской ССР [46], [49]. Подлинные тексты педагогов, деятелей белорусской науки и культуры по вопросам воспитания и образования представлены в антологии педагогической мысли [22].

К проблеме народного образования в Белорусской ССР обращались государственные деятели, исследователи, педагоги-историки. Так, например работа Умрейко С. А. и Ильюшина И. В. [31] являются первой попыткой дать короткий систематизирующий обзор развития народного образования и педагогической мысли Беларуси с древнейших времён до начала 60-х годов ХХ века. Авторы этой работы не претендуют на исчерпывающие и подробное освещение всех вопросов народного образования и педагогической мысли в Беларуси на разных этапах истории. В первой части книги показано развитие школы и педагогической мысли Беларуси до 1917 года, в другой — становление советской школы. В книге приводятся немало историко-литературных источников, статистических данных. Предпринята попытка систематизировать наиболее значительные памятники литературной, общественно-политической, педагогической мысли белорусских деятелей, представляющих историко-научную и во многих случаях практическую ценность.

В работах по истории общеобразовательной школы, в 60−70-е гг. ХХ века Киселева Р. Я. [33] и Ивановой Н. [30] источником духовных и материальных ценностей и благ и благ являлась партия. В этих работах наряду с успехами восстановлении народного образования, его трудностями, показаны основные этапы реформирования общеобразовательной школы конца 50-х-середине 60-х годов ХХ века, возникшие трудности в последующее время. В этих работах авторы основной упор делают на показ роли партии в учебно-воспитательной работе.

Статьи Матюшенко В. [39], Котова А. И. [34] дают короткие описания развития общеобразовательной школы в Советский период с освещением характерных черт организации учебной и воспитательной работы.

В сборниках статей по вопросам истории педагогики [50], [54], освещаются состояние методической, внешкольной и внеклассной работы воспитательной политики, освещают общие состояние системы образовании Беларуси в период с 1917 по 1990 год.

В периодической печати нашли отражение и специфические черты развитии отдельных школ Белорусской ССР [51].

В статье Богуславского М. [26] представлены основные периоды политики в развитии общеобразовательной политики СССР ХХ века, которые показаны в контексте в общей политике государства, идеи и наследие каждого переломного периода в развитии общеобразовательной школы.

Взгляд на реформы образования проводимой СССР с современной точки зрения отразились в статье профессор В. И. Стражев [55]. Анализируя изменения в системе народного образования на протяжении нескольких лет, он характеризует глубинные причины и последствии проводимых изменений, и как их итоги отражались на последствиях. В труде на основе опыта реформ школы в советское время рисует перспективы проведения современного преобразования школы.

Осуществление основных направлений организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах БССР на основе архивных, статистических данных, характеристикой учебно-воспитательного процесса представлены в статьях Федкович А. И. [58], [59], [60]. Особое внимание в статье уделяется особенностям политехнического образования молодёжи, материального обеспечения школ, трудности которые сопровождали профессиональную подготовку выпускников в период развития школьного образования с 1958 по 1972 годы. В данных работах Федкович А. И. на материалах Архива Министерства статистики Республики Беларусь и используя данные Национального Архива РБ, дает конкретные сведения о развитии средней школы данного периода в Белорусской ССР. Автор раскрывает трудности школы, связанных с материальным обеспечением, созданием необходимых условий для профессиональной подготовки учащихся, обеспечением их рабочими местами на предприятиях, а также несоответствие производственного труда с требованием учебных программ.

Особенности преподавания отдельных предметов в исследуемый период широко представлены в работах изданных в 90-х — 2000;х годах. Студеникин М. И. [57] в своем труде осветил особенности методики преподавания истории на разных исторических этапах. Статья Сафоновой О. [51] посвящена проблеме воспитания национального самосознания в советской школе. История преподавания в школе географии и природоведения представлены в работе Лесуна Л. И. и Шарухо И. М. [53].

Источниковедческую базу при написании дипломной работы составили документы коммунистической партии и советского правительства по вопросам развития общеобразовательной школы СССР, опубликованные в сборнике [1, 11−31]. В этом сборнике опубликованы законы, которые в хронологической и логической последовательности отражают все аспекты развития и этапы реформации общеобразовательной школы, порядок и сроки перехода на новую систему народного образования в конце 50-х и ХХ века, изменения в программах учебных предметов и организации учебно-воспитательной работы, финансирование и отчетности школы. Таким образом, в документах сборника обобщен опыт развития системы народного образования, в том числе и общеобразовательных школ в исследуемый период.

В качестве источниковой базы дипломной работы были также использованы документальные материалы, опубликованные в сборнике резолюций и решений съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС [2], [3]. В сборниках содержаться важнейшие документы партии за период с февраля 1956 по декабрь 1960 года, которые отражали не только направления развития экономики, сельского хозяйства, науки и культуры, но и народного образования. В сборнике представлены постановления, направленные на осуществления преобразований в образовании, укреплении его материальной базы, повышение общего культурного уровня народа, расширение сети городских и сельских школ, а так же на усиление идеологического воспитания в школах.

Кроме того, на сайте zakon2006.by.ru находятся множество различного рода нормативных документов, касающихся непосредственно исследуемой в дипломной работе проблематики [21].

Таким образом, тема развития школьного образования широко освещена в литературе. Основные тенденции развития школы освещаются в обобщающих трудах по истории СССР, БССР, Украины. Данные труды более полно освещают контекст и условия, в которых проходило реформирование школы, ее основные цели и итоги. Более широко исследуемая тема раскрыта в работах посвященных истории культуры и истории педагогической мысли СССР и союзных республик. Исследуемой теме посвящено значительное количество статей в периодической печати. Однако большая часть источников и литературы не современна, советского периода. Подобная литература содержит исследования методологического характера и не дает критического анализа фактам и событиям. На современном этапе проблема системы школьного образования советского периода второй половины XX века разрабатывается не достаточно, тема еще не исчерпала свои исследовательские ресурсы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой