Содержание и методика воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Констатирующий этап исследования представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии этической беседы на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Из таблицы № 2 (см. приложение А), в которой отображено распределение ответов детей обеих групп, можно выделить понятия, которые получили наибольшее и наименьшее количество объяснений. На базе группы детского сада… Читать ещё >
Содержание и методика воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Состояние проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования
На базе группы детского сада ГУО «Столпнянский детский сад» были сформированы две группы детей 6 лет — экспериментальная и контрольная. Общее количество испытуемых составило 20 детей.
На экспериментальной группе (5 девочек и 5 мальчиков) проверялись эффективность воздействия этической беседы на формирование нравственных качеств в течение эксперимента.
Программа проведения экспериментальной части моей работы предусматривает три главных этапа:
- 1) констатирующий;
- 2) формирующий;
- 3) контрольный.
Констатирующий этап исследования представляет собой ориентировочное изучение вопроса о влиянии этической беседы на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Для констатирующего этапа исследования были определены две группы по десять человек, одна из которых впоследствии стала экспериментальной, а другая осталась контрольной.
Для выявления уровня развития нравственных качеств у старших дошкольников необходимо было выяснить категориальную структуру нравственности.
Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как «добро», «зло», «мудрость», «мужество», «умеренность», «справедливость», «счастье», «дружба». В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху — «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.
Я попросила старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Опрос проводился индивидуально.
Статистика ответов дошкольников представлена в таблице № 1 (см. приложение А), из которой видно, что все понятия объяснить не смог ни один ребенок, но достаточно большое число объяснений (10−11 понятий) дали 4 ребенка, два из экспериментальной группы и два из контрольной. Из всего количества испытуемых (20 детей) маленькое количество объяснений дали 10 человек (5 из экспериментальной и 5 из контрольной), что говорит о низком развитии нравственности этих детей.
Из таблицы № 2 (см. приложение А), в которой отображено распределение ответов детей обеих групп, можно выделить понятия, которые получили наибольшее и наименьшее количество объяснений.
Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «мужество», «счастье» и «свобода», и труднее, «милосердие», «мудрость», «долг», «справедливость» и «умеренность».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании «зла» можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием — «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
«Добро» в представлении отвечающих — «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых «добро» связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых — с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые дошкольники включили «добро» в дихотомию: «добро — это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Несмотря на то, что категории «свобода» и «счастье» объяснило преобладающее большинство испытуемых, их понимание далеко от действительного.
Сравнение уровня развития нравственности двух групп я отразила на диаграмме (см. приложение А).