Введение.
Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе игровой деятельности
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей младших школьников в игровой деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания… Читать ещё >
Введение. Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе игровой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
музыкальный школьник игровой способности Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра и красоты, гармонии человеческих чувств и переживаний. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, дает возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Она концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливая эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс [3, c. 65].
Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, ассоциативному художественно-образному представлению, а также на активизацию музыкально-слуховых способностей и потребности слушать музыку.
Развитие музыкальных способностей является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в различных видах музыкальной деятельности: восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах, музыкально-дидактических играх и т. д.
Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь, развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания [9, c. 5].
Средством первоначального обучения детей в школе выступает игра. Л. С. Выгодский, рассматривая роль игры в развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, пропитывает собою всю деятельность ученика. Игра — это потребность растущего детского организма. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал [9, c. 98].
Одним из важнейших средств развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста являются музыкально — дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Развитие музыкальных способностей позволяет младшим школьникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.
Актуальность темы
исследования.
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки, динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей младших школьников в игровой деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в начальной школе.
Изучение основ музыкального развития детей и их музыкальных способностей отражается в трудах А. Н. Зиминой, Л. А. Безбородовой, Ю. Б Алиева. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий с детьми младшего школьного возраста освещаются в работах А. С. Белкина, Б. С. Волкова, М. Г. Яновской и др. Проблему музыкальной психологии как методологическую основу музыкального развития рассматривали в своих трудах И. И. Фришман, А. А. Бодалев, JI. B. Кравчук, Г. М. Цыпин.
Цели и задачи исследования.
Цель исследования: изучение возможностей игровой деятельности для развития музыкальных способностей младших школьников.
Задачи исследования:
- 1. Характеристика психолого-педагогических и музыкально-методических основ развития музыкальной способностей.
- 2. Исследование сущностных характеристик игры как метода обучения и ее возможности для развития музыкальных способностей младших школьников.
- 3. Выявление особенностей игровой деятельности младших школьников.
- 4. Изучение психолого-педагогических условий развития музыкальных способностей младших школьников в процессе игровой деятельности (на примере СОШ № 32 г. Гомеля) и определение их эффективности.
Объект и предмет исследования.
Объект исследования: музыкальные способности младших школьников.
Предмет исследования: условия развития музыкальных способностей младших школьников в процессе игровой деятельности.
Методы и база исследования.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической, музыкальной и методической литературы по теме исследования, беседа, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов.
База исследования: СОШ № 32 г. Гомеля.
Практическая значимость результатов исследования.
Практическая значимость данной работы заключается в выявлении эффективных условий развития музыкальных способностей младших школьников в процессе игровой деятельности, в подборе музыкального материала, способствующего развитию музыкальных способностей младших школьников.