Мотивация подростков как основное психолого-педагогическое условие для реализации мобильного обучения
Подводя итоги, можно заключить, что подростковый возраст является наиболее сложным и противоречивым с позиции мотивирования школьников к учебной деятельности. Проходя через стадию осознания своей самостоятельности и взрослости, они практически лишены возможности демонстрировать эти возрастные новообразования. Они также сталкиваются с рядом психологических и эмоциональных барьеров в процессе… Читать ещё >
Мотивация подростков как основное психолого-педагогическое условие для реализации мобильного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В данном параграфе мы ставим перед собой цель выявить особенности формирования мотивации подростков применительно к изучению английского языка. Для этого требуется описать характерные черты подросткового возраста, выявить причины снижения и предложить способы повышения мотивации, реализуемые в функциональной структуре мобильного обучающего приложения.
Подростковый возраст является сензитивным для развития и укрепления учебно-познавательных мотивов и интересов. С психологической точки зрения, учащийся проходит через стадию осознания себя как самостоятельной и самодостаточной личности. [77, с. 33] Это объясняет причины подросткового кризиса, который характеризуется отторжением внешних правил и падением авторитета взрослых. В этот период школьник стремиться к самообразованию, что обусловлено возрастающим уровнем самостоятельности, самооценки и интенсификацией внутренних мотивов.
Проводимые сегодня исследования педагогических аспектов формирования мотивации современных подростков [10; 14] свидетельствуют о тенденции роста личностного, профессионального и мотива необходимости учения. Школьники рассматривают образование как «ключ к успеху» в своей будущей жизни. Причем они осознают, что основу составляют не столько знания, сколько профессиональные умения и навыки, часто выходящие за рамки школьной программы. Именно поэтому особо актуальным становится вопрос индивидуализации обучения, формирования у старшеклассников индивидуального стиля деятельности. [44, с. 144].
В логике функционального подхода под мотивом будем понимать внутренний психологический двигатель, побуждающий подростков к сознательной деятельности и придающий ей личностный смысл. Большинство психологов и ученых [9; 19; 43; 50; 85] подразделяют мотивы на внутренние (познавательные) и внешние (социальные), в зависимости от направления побуждающей силы. Если побуждение носит личностный характер и исходит от субъекта, то это внутренний мотив. В таком случае учащийся испытывает интерес непосредственно к процессу и результату деятельности, стремится к саморазвитию в выбранном направлении деятельности (операционно-инструментальная мотивация). В контексте изучения иностранных языков это проявляется также в желании общаться с одноклассниками и иностранцами на английском языке (коммуникативная мотивация). [61, с. 152].
Внешние мотивы реализуются под действием влияния извне, т. е. исходят от другого человека или от общества в целом. По словам А. К. Марковой и коллег [56, с. 106], мотив считается внешним, если он не актуализируется без контроля и напоминания взрослого. Родители и учителя, стараясь следовать запросам глобализированного общества, требуют от подростков осознания важности и престижа иностранного языка для будущей жизни и заставляют его учить. Возникает неприязнь к учебе и пропадает естественный интерес к конкретному предмету, т.к. школьники вынуждены осуществлять учебную деятельность по принуждению, из чувства долга и ответственности, ради достижения определенного статуса в референтной группе или получения хорошей отметки, похвалы и одобрения. Особенностью подросткового возраста является то, что он приходится на время первых в жизни серьезных экзаменов, успешная сдача которых становится для части ребят доминирующим мотивом. Следует заметить, что внешней мотивации всегда сопутствует прокрастинация. Без необходимой доли вовлеченности в процесс ученики начинают отвлекаться всеми доступными способами. В перечень отрицательных последствий внешнего мотивирования входит также появление чувства неудовлетворенности от обучения, «критический уровень страха, тревоги, депрессии, опустошенности, бесцельности и одиночества». [89] Все вышеперечисленные пункты приводят к психологическому стрессу учащихся и делают процесс обучения бездумным и безрадостным.
Несмотря на указанное отрицательное воздействие внешней мотивации, она является необходимым «триггером» формирования внутренних мотивов. Иными словами, внутренняя потребность может появиться только благодаря внешним воздействиям. [81] Представители педагогического и исследовательского сообщества едины во мнении, что задача учителей иностранного языка способствовать формированию и развитию у школьников именно внутренних мотивов, в целях сохранения устойчивого интереса к предмету. Согласно утверждению Л. С. Илюшина [38, с. 89], внутренняя мотивация более устойчивая и сильная, потому что не требует внешнего подкрепления, а стимулируется за счет возможности достижения желаемого эмоционально-чувственного или физического состояния. Если же мотивирование характеризуется только внешним воздействием на подростка, оно останется безрезультатным. Следовательно, мотивационный потенциал мобильных программ реализуется, во-первых, в возможности развития внутренних мотивов через внешнее подкрепление в виде наглядной статистики, отображающей количественно (очки, выученные слова, число правильных ответов) и качественно (диалоговые окна с обозначением достигнутых языковых целей) достижения конкретного пользователя. Во-вторых, в направленности на индивидуализацию обучения.
Проблема неоднозначного отношения современных подростков к иностранному языку как учебному предмету в комплексе с недостаточной мотивированностью к его изучению отмечается в исследованиях многих авторов. [4] В связи с этим, целесообразно будет подробно рассмотреть две группы причин, лежащих в основе обозначенной проблематики. К первой группе относятся факторы, связанные с психофизиологическими особенностями подросткового возраста. Прежде всего, отметим, что объективно ситуация снижения интереса к учебе вызвана тем, что в структуре личностно-значимой деятельности подростка доминирует коммуникативная деятельность и мотив аффилиации. [10; 14; 54; 84] Причем вектор все больше смещается в сторону виртуального пространства, которое становится одним из основных мест социализации школьников. Мы оказываемся в ситуации, когда подросток не понимает необходимости изучения именно английского языка. В контексте функционала мобильного приложения это означает, что создание чата для общения с иностранцами на изучаемом языке может оказаться не релевантным, т.к. большинство ребят скорее предпочтут общаться со своими друзьями на родном языке, чем будут заводить новых знакомых и использовать иностранный язык. Так что для поддержания контактов мы видим смысл предоставить опцию «пригласить друзей в приложение» , но поставить обязательный ограничитель — вести переписку только по-английски.
Еще одной причиной мотивационного спада является отсутствие в ходе обучения условий для реализации специфических для подростка стремлений к взрослости, самостоятельности и выражению индивидуальности. [23, с. 67] Школьнику важно понимать, что он в силах менять обстановку вокруг себя. С этой целью в приложении предоставляются широкие возможности для интерактивности, т. е. активного взаимодействия пользователя с программой. В перечень интерактивных инструментов может входить изменение настроек интерфейса, маркер для выделения в тексте новых слов, добавление слов в личный словарь, досрочное прохождение игрового уровня, пропуск задания и др. Мобильная среда отличается от традиционного подхода возможностью прервать занятие в любой момент. Определяется этот момент не внешними условиями или учителем, а самим подростком, который реализует свое право на субъектную позицию. Предложив пользователю автосохранение текущих результатов при выходе из приложения, шансы на возращение и продолжение игры увеличиваются. Повторное прохождение знакомого материала не способствует усилению мотивации, потому что ослабляется интерес. Другой значимой функцией является отправка отзывов и комментариев разработчикам приложения. В этом поле пользователь чаще всего просит «починить» технические ошибки в приложении, указывает на недостающие актуальные функции, или выражает благодарность команде программистов.
В ходе своего экспериментального исследования эмоционального самочувствия подростков на уроках иностранного языка, М. В. Архипова пришла к выводу, что «наблюдается большое число подростков, испытывающих эмоциональный дискомфорт в процессе изучения иностранного языка». [5, с. 50] Причем так называемая «ответобоязнь» [63] в большей степени страшит подростков не последствием плохой оценки, а переживанием, что одноклассники засмеют. Как следствие, мотив избегания неудачи прогрессирует, ребята предпочитают отмалчиваться, неуверенность в себе и эмоциональное неблагополучие усиливается. Применение мобильного метода способно минимизировать эту проблему, ведь приложение позволяет проверить свои знания в самостоятельном режиме, исключая психологические факторы. С помощью гаджета можно в любое время вернуться к непонятным моментам или воспользоваться подсказкой. Наблюдая за собственным прогрессом, подросток убеждается, что английский ему посилен, а значит, есть основания предполагать, что он может даже выбрать в дальнейшем эту дисциплину в качестве экзамена.
Ко второй группе причин можно отнести недостатки организации учебного процесса. К сожалению, реалии современного процесса обучения иностранным языкам в рамках программ основного школьного образования таковы, что в условиях отсутствия естественной иноязычной среды у подростков не наблюдается потребность в общении на иностранном языке. Как следствие, сам процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции носит искусственно-репродуктивный («искусственно-учебный» [66, с. 109]) характер. Именно поэтому, конструирование языковой среды во время занятия и формирование познавательно-коммуникативной потребности в использовании английского языка как средства общения является первоочередной задачей преподавателя. [49, с. 161] Погружение в языковую среду в пределах мобильной программы может происходить через англоязычный интерфейс.
Особую значимость приобретает поиск возможных способов и условий поддержания на оптимальном уровне внутренних мотивов изучения иностранного языка в течение всего периода обучения. Многие из предложенных исследователями стратегий реализуемы в рамках МО, что существенно повышает уровень привлекательности этой технологии для педагогической практики. В диссертации Гордеевой Т. О. мотивация рассматривается с позиций структурно-динамического подхода, в рамках которого «внутренняя мотивация учебной деятельности характеризуется через систему мотивов, включающих интерес к содержанию учебной деятельности, к созиданию продуктивного результата, удовольствие от процесса познания, преодоления трудностей интеллектуального характера и обретения компетентности». [25, с. 55].
Во-первых, основой формирования внутренних стимулов является наличие интереса. Эффект новизны, удивления или «интриги», эффект вовлеченности и полного «погружения» в процесс, многообразие заданий, игровая механика — это далеко не весь арсенал способов пробуждения ученического интереса.
В качестве еще одного приема следует отметить создание проблемных ситуаций. Это означает, что учащиеся, преодолевая некую учебную или игровую трудность при помощи имеющегося у них запаса знаний и умений, ощущают удовлетворение. Они убеждаются в ценности приобретенных и необходимости получения новых знаний. Особенно, если эти знания не только теоретические, т.к. у подростков обостряется прагматический мотив, отвечающий за связь теории и практики. В этом плане нельзя не отметить важную роль просмотра и последующего обсуждения коротких видеоматериалов на английском языке. Преимущества такого метода описаны в статье Е. В. Куликовой. [49] Автор подчеркивает, что наравне с доступностью материалов (бесплатный открытый доступ в Интернете), способностью заинтриговать зрителя (трейлеры), возможностью использовать в качестве введения в иной вид деятельности (чтение, говорение и т. д.), удобством использования в условиях временного лимита аудиторных занятий, видеоматериалы являются средством создания «языковой среды». В подобных целях учитель может использовать и аудиоматериалы. В работе Р. В. Раппопорт представлены факты, свидетельствующие об увлечении зарубежной музыкой большого числа подростков. [64].
Тем не менее, существует риск, что некоторые школьники не будут воспринимать подобные методы, аргументируя свою позицию наличием в свободном доступе русскоязычного перевода. Тогда учителю остается либо использовать интересные материалы, которые еще не переведены, либо пытаться объяснять, что перевод часто бывает некорректным, что при восприятии приводит к потере части оригинальных смыслов.
Возвращаясь к проблемным ситуациям, следует отметить, что подростки зачастую осознают их искусственность. Особенностью этого возраста является отрицание учебы. В таком случае, следует обратиться к активизации игрового мотива, который хоть и перестает в подростковом возрасте быть ведущим, имеет отдельное значение для формирования внутреннего интереса. Признаком игровой мотивации считается получение удовольствия и позитивных эмоций от игровой деятельности. Нейробиологи объясняют этот феномен эксплуатацией человеческой системы подкрепления. Игра становится максимально привлекательной из-за обещания, что в любой момент может произойти переход на следующий уровень или получение крупной награды. [55, с. 125].
Необходимым условием создания интереса к учебной деятельности выступает возможность проявить свою интеллектуальную самостоятельность и инициативность. В связи с этим, мы позиционируем чувство контроля учеником собственных действий как фактор образования интереса. По мнению психолога Тимоти Пичила [96, с. 36], отсутствие чувства контроля провоцирует процесс исчезновения мотивации, «и все усилия педагогов вызывают только реакцию «окей, через какой обруч ты заставишь меня прыгать на этот раз?» «. Свобода выбора и действий реализуется в МО в том, что подросток самостоятельно определяет приложение, а также удобное время и продолжительность работы с ним. Более того, внутри выбранной мобильной программы пользователь регулирует уровень сложности заданий.
Во-вторых, в отличие от младших школьников, старшие подростки способны самостоятельно ставить цели и планировать свою деятельность, а не только следовать целям, заданным учителями. Поэтому целеполагание является важной составляющей формирования внутренних стимулов мотивации учения. Нет необходимости говорить, что постановка целей отвечает потребности подростка в проявлении взрослости и самостоятельности. К. М. Патрина отмечает, что поставленные в ходе учебной деятельности цели должны быть «не только поняты, но и внутренне приняты» учащимися. [60, с. 113] Получается, что «принятие» означает осознание школьниками значимости и личностного смысла намеченных целей. Навык постановки долгосрочных целей сформируется к окончанию подросткового возраста, поэтому чаще всего приходится иметь дело с гибкими, краткосрочными задачами, выполняющими роль ориентира на пути к глобальным целям. Чтобы достичь перспективной глобальной цели, следует разбить ее на множество более мелких этапов. Прохождение таких этапов способствует реализации систематического осознанного изучения иностранных языков. В структуре мобильного приложения это может быть реализовано, например, при прохождении игровых уровней или определении ежедневной «дозы» слов для изучения. После того как цель достигнута, она больше не влияет на мотивацию. В связи с этим, нужно со временем пересматривать цели, следуя концепции удовлетворения потребностей. Исследовательским путем О. И. Гаинцева доказала, что повышение мотивации наблюдается в ситуации, когда школьник ставит перед собой положительно сформулированную цель. [18] Советы по поддержанию внутренней мотивации учеников, связанные с важностью целеполагания, находим в работах В. М. Иванова [37], Г. В. Косых [45], Т. С. Рухловой [67], Й. Гилберта [92] и др.
Переживание ситуации успеха мотивирует на дальнейшую языковую активность и способствует возникновению познавательного интереса. [35] Проблема заключается в том, что в условиях жестких рамок школьной системы оценивания учитель, ориентируясь на количество допущенных ошибок, а не на достижения ученика, не в состоянии создать атмосферу успешности для большинства учащихся. Такая психологически неблагоприятная для подростка обстановка приводит к «угасанию внутреннего двигателя», отвечающего за мотивацию и познавательный интерес, а также за самооценку школьника. Поэтому конструирование мотивирующего приложения должно строиться в логике подсчета количества выученных слов и правильных ответов, отображенных в статистике. Формирование адекватной самооценки школьника зависит от максимального совпадения оценки его знаний школьным учителем с объективными статистическими данными приложения, которые могут функционально подкрепляться внешними источниками вознаграждения (баллы, значки достижений, игровая валюта и т. д.).
Подводя итоги, можно заключить, что подростковый возраст является наиболее сложным и противоречивым с позиции мотивирования школьников к учебной деятельности. Проходя через стадию осознания своей самостоятельности и взрослости, они практически лишены возможности демонстрировать эти возрастные новообразования. Они также сталкиваются с рядом психологических и эмоциональных барьеров в процессе изучения английского языка. Поэтому для школьников нужно создавать специальные педагогические условия, которые положительно повлияют на мотивацию к изучению иностранного языка. Однако такие условия не всегда могут быть созданы в классной комнате. Тогда есть смысл воспользоваться мобильными обучающими программами, которые мы позиционируем как мотивирующие средства обучения, т.к. определенные закладываемые в них функции способны повлиять на причины мотивационного спада подростков. Потенциал мобильных сервисов заключается в возможности реализации тех пусковых элементов, которые активизируют внутреннюю мотивацию, подкрепляя ее внешними стимулами. Основа формирования внутренних мотивов находится в плоскости условного пересечения интереса, целеполагания и ситуаций успеха. Примеры таких функций были приведены в данном параграфе и будут в дальнейшем положены в основу модели мобильного обучающего дидактоцентричного приложения для изучения английского языка.