Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Возрастные особенности развития координационных способностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Немецкие специалисты, опираясь на широкий экспериментальный материал, представляют следующие данные о сенситивных периодах развития различных видов КС: дифференцировочная от 6 до 10 лет, ритмическая и реагирующая от 9 до 10 лет, способность к сохранению равновесия от 10 до 12 лет. Авторы также отмечают, что у одной и той же разновидности КС может быть несколько сенситивных периодов. Кроме того… Читать ещё >

Возрастные особенности развития координационных способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что различные органы и системы организма формируются, созревают, развиваются на протяжении жизни не вполне синхронно и равномерно, что нашло свое отражение в понятии гетерохронности (гетерохронии) различных сторон индивидуального развития. В онтогенезе человека имеются такие периоды, в рамках которых, на основе естественных закономерностей развития, обеспечиваются наиболее значительные темпы прогресса определенных способностей индивидуума, складываются благоприятные предпосылки формирования умений, навыков и усвоения информации, эти периоды называются сенситивными [17, 28, 64, 65].

Исследованиями доказано, что развитие различных систем и функций происходит периодично и касается это не только морфологических признаков, но и нервной системы, опорно-двигательного аппарата, одним из проявлений которого является двигательная координация [15, 16].

Кроме того, известно, что развитие двигательной функции зависит от трех факторов: генетически обоснованныхдвигательных способностей, произвольной активности ребенка, связанной с выполнением множества движений в повседневной жизни и специально организованных педагогических воздействий, стимулирующих естественный ход онтогенетического развития моторики [47−49].

Проблеме сенситивных периодов развития координационных способностей посвящены многие работы [2, 15, 16, 28, 59].

Некоторые исследователи считают, что координационные способности интенсивно развиваются еще в дошкольном возрасте, параллельно с освоением естественных движений [4].

В возрастном этапе онтогенеза от 4−5 до 6−7 лет полностью созревают премоторная и профронтальная области лобной коры, обеспечивающие осуществление психорегуляции и координации комплексов двигательных действий и формирование двигательных программ сложной конструкции. Развитие моторики между 7−10 годами направлено на овладение координационными возможностями ЦНС, достигнутыми в результате анатомического созревания головного и спинного мозга. Совершенствуются временные характеристики координации, тогда как пространственные параметры движений не отличаются точностью и стабильностью [72].

В 5 лет значительно улучшается функция равновесия, развивается правильная координация движений рук и ног при ходьбе, улучшается и тонкая моторика, поэтому дети могут застегивать и расстегивать одежду, к 6 годам они начинают осваивать профессиональные виды деятельности — заниматься спортом и т. д. [47−49].

К 6−7 годам зрелость двигательного анализатора достигает довольно высокого уровня, дети в состоянии воспроизвести не только основную структуру движения, но и детали. Успешно развивается быстрота двигательной реакции.

Немецкие специалисты, опираясь на широкий экспериментальный материал, представляют следующие данные о сенситивных периодах развития различных видов КС: дифференцировочная от 6 до 10 лет, ритмическая и реагирующая от 9 до 10 лет, способность к сохранению равновесия от 10 до 12 лет. Авторы также отмечают, что у одной и той же разновидности КС может быть несколько сенситивных периодов. [47−49].

Так, исследования И. Ю. Горской позволили выявить у школьников различия в сроках наступления сенситивных периодов в зависимости от пола, темпов биологического созревания и типов телосложения, что обуславливает необходимость индивидуального подхода при воспитании КС у детей. [24, 25, 64, 65, 72].

Таким образом, проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать заключение, что развитие координационных способностей наиболее успешно осуществляется до 15−16 лет, когда КС и все остальные функции организма наиболее пластичны, чем в последующие периоды. [24, 25, 64, 65, 68−70, 72].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой