Эмпирическое изучение взаимосвязи успеваемости и практического интеллекта в младшем школьном возрасте
Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте существует взаимосвязь между успеваемостью и практическим интеллектом. На втором этапе была проведена психодиагностика при помощи теста «Прогрессивные матрицы Равена». Установить взаимосвязь между уровнем развития практического интеллекта и успеваемостью. На третьем этапе — заключительном осуществлялась обработка и анализ полученных данных… Читать ещё >
Эмпирическое изучение взаимосвязи успеваемости и практического интеллекта в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этапы и методы исследования
Цель нашего исследования заключалась в установлении взаимосвязи успеваемости и практического интеллекта в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: в младшем школьном возрасте существует взаимосвязь между успеваемостью и практическим интеллектом.
Базой исследования выступила ГУО «Гимназия № 1 г. п. Кареличи» .
Выборку испытуемых составили 25 учащихся младших классов возрастом 7−8 лет.
Исследование состояло из трех этапов.
На первом этапе — подготовительном, были определены задачи эмпирического исследования, а также подобран необходимый диагностический инструментарий.
На втором этапе была проведена психодиагностика при помощи теста «Прогрессивные матрицы Равена» .
На третьем этапе — заключительном осуществлялась обработка и анализ полученных данных.
В процессе исследования решались следующие задачи:
- 1. Выявить особенности практического интеллекта младших школьников.
- 2. Определить уровень успеваемости детей младшего школьного возраста.
- 3. Установить взаимосвязь между уровнем развития практического интеллекта и успеваемостью.
Решение первой задачи осуществлялось путем применения теста «Прогрессивные матрицы Равена». Данная методика представлена в приложении (Приложение А).
Тест Равена или «Прогрессивные матрицы» является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития.
Тест Равена — предназначен для дифференцировки испытуемых по уровню их интеллектуального развития. Авторы теста Джон Равен и Л. Пенроуз. Предложен в 1936 году.
Более высокие показатели по этому тесту показывают те, кто а) быстрее, и б) точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков.
Другое название этого теста «Прогрессивные матрицы Равена» указывает на то, что задачи теста упорядочены по признаку возрастания трудности их решения. То есть, в каждой из пяти серий (в серии по 12 задач), каждая последующая задача серии относительно сложней предыдущей. На решение задач теста вводится временное ограничение — подсчитывается количество правильно решённых за 20 минут задач. Возможен вариант, когда время на решение всех 60 задач не ограничено. В этом случае результат корректируется по специальной таблице. В данном эмпирическом исследовании, была использована модификация «Матриц Равена» предназначенная для детей от 5 до 9 лет. Данные, полученные в ходе исследования, можно пронаблюдать в приложении «Б» .
Решение второй задачи производилось путем анализа классного журнала, в котором зафиксирован уровень успеваемости младших школьников (Приложение В).
Решение третьей задачи осуществлялось методом статистической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции рассчитывался с помощью программы Statistica 8.0. (Приложение Г).