Сущность и задачи трудового воспитания
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс организации и стимулировании трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к труду, проявлению инициативы, творчества, стремления к достижению высоких результатов в работе. Целью всей системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, формирование у них… Читать ещё >
Сущность и задачи трудового воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс организации и стимулировании трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к труду, проявлению инициативы, творчества, стремления к достижению высоких результатов в работе.
Целью всей системы трудового воспитания является нравственно-психологическая и практическая подготовка учащихся к труду, формирование у них ответственного отношения к труду и выбору профессии. В процессе трудового воспитания необходимо решить ряд задач:
- — формирование твердых убеждений учащихся в том, что труд является правом и обязанностью каждого гражданина, что труд является основой общественного и личного благополучия, что добросовестный труд позволяет обрести честь, достоинство и счастье в жизни;
- — формирование у учащихся научных, специальных, общетехнических знаний по широкому кругу профессий, всесторонней профессиональной ориентации как основы выбора профессии;
- — развитие интересов, потребностей в трудовой деятельности, формирование трудолюбия, бережливости, деловитости, инициативности, уважения к людям труда, творческий подход к делу;
- — формирование трудовых умений и навыков, обеспечивающих овладение профессиональной деятельностью;
- — помощь учащимся в выборе профессии в соответствии с их способностями и потребностями общества и производства.
Содержание трудового воспитания включает следующие элементы:
- — знания по основам общественно полезной и производственной деятельности, по широкому кругу профессий;
- — умения и навыки общественно полезной и производственной деятельности, в том числе профессиональной;
- — опыт общественно полезной и производственной деятельности.
В соответствии с целью, содержанием, формами обучения выбираются методы обучения. Методы изложения научных знаний — рассказ, лекция, объяснение используются при организации коллективных занятий.
Инструктаж, предъявление и разъяснение инструкций, технологических карт к трудовым заданиям применяются систематически (вводный, текучий, заключительный инструктаж), так же как и методы учета, контроля и оценки результатов работы. Личный пример, демонстрация, иллюстрация выполнения трудовых операций, действий в целом или отдельных заданий очень важны в трудовом обучении. Для стимулирования активности учитель использует методы поощрения, соревнования, каждый метод предполагает не только деятельность преподавания, но и учащихся. При этом используются методы усвоения нового материала — запись, конспектирования информации, изучение учебной и научной литературы; работа с инструкциями, технологическими картами, чертежами; методы самостоятельного выполнения заказов, заданий, самоконтроль и самооценка.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
- 1. Осознание целей и задач труда;
- 2. Воспитание мотивов трудовой деятельности;
- 3. Формирование трудовых умений и навыков.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.
Формами трудового воспитания являются:
- 1. Средства морального и материального поощрения;
- 2. Представление широких возможностей для повышения своих способностей;
- 3. Подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях;
- 4. Использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.
Вывод по третьему вопросу: Таким образом, исследованный материал позволяет сделать вывод, что трудовое воспитание должно быть правильно, педагогически целесообразно организованно. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.