Классификация методов обучения
При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения: Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них — классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина… Читать ещё >
Классификация методов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них — классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина .
Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом:
- 1) на эвристические;
- 2) на исследовательские;
- 3) на объяснительно-иллюстративные;
- 4) на проблемные;
- 5) на репродуктивные.
При эвристическом методе обучения учитель организует поиск новых знаний с помощью:
- 1) подведения учащихся к постановке задачи;
- 2) расчленения задачи на шаги;
- 3) привлечения учащихся к участию в эвристической беседе;
- 4) направления учащихся на овладение приемами поисковых действий.
При исследовательском методе учитель вместе с учащимися формирует задачу, в ходе которой ученики овладевают методами научного познания. При этом используются приемы:
- 1) постановка совместно с учащимися исследовательских задач;
- 2) организация исследовательской деятельности учащихся;
- 3) направление учащихся на нахождение способов и приемов решения задач.
При объяснительно-иллюстрированном методе учитель передает учащимся информацию в «готовом» виде, используя различные средства обучения:
- 1) объяснение;
- 2) сообщение;
- 3) рассказ.
При проблемном методе учитель создает и разрешает совместно с учащимися сложные ситуации. В данном случае необходимо использовать следующую методику:
- 1) вычленить из учебного материала вопросы, которые могут стать предметом проблемной ситуации;
- 2) подготовить противоречие;
- 3) поставить себя на место учеников для оценки создавшейся ситуации;
- 4) определить пути решения проблемной ситуации.
При репродуктивном методе учитель добивается от учащихся запоминания и последующего воспроизведения учебного материала, используя следующие методы:
- 1) опрос по ранее изученному материалу;
- 2) различные виды упражнений и показ алгоритмов их решения;
- 3) многократное воспроизведение пройденного материала учащимися;
- 4) выполнение упражнений учащимися.
По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов:
- 1) методы приобретения новых знаний;
- 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
- 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
К группе методов приобретения новых знаний относятся:
- 1) объяснительно-иллюстративный метод;
- 2) методы устного изложения;
- 3) работа с книгой;
- 4) беседа;
- 5) исследовательский метод;
- 6) проблемный метод;
- 7) эвристический метод.
Группу методов формирования умений и навыков составляют:
- 1) упражнения;
- 2) практические работы;
- 3) лабораторные работы.
К группе методов проверки и оценки знаний и умений относятся:
- 1) устный контроль;
- 2) письменный контроль;
- 3) тестовые задания;
- 4) самопроверка;
- 5) взаимопроверка;
- 6) зачет;
- 7) экзамен и т. д.
Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов :
- 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- 2) методы стимулирования и мотивации;
- 3) методы контроля и самоконтроля.
Функции методов обучения подразделяются следующим образом:
- 1) обучающая;
- 2) развивающая;
- 3) мотивационная;
- 4) воспитательная.