Формирующий этап.
Содержание и методы формирования профессионального самоопределения школьников
Целью формирующего этапа эксперимента стала разработка и апробация системы уроков по общей биологии и занятий элективного курса, способствующих профессиональному самоопределению учащихся. Организовать и провести занятия по разработанной профориентирующей методике на уроках биологии (10 класс) и элективном курсе «Твои возможности, человек» (10 класс). Основные мероприятия: организация и проведение… Читать ещё >
Формирующий этап. Содержание и методы формирования профессионального самоопределения школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Начальный (9 класс, 3 четверть).
Основные мероприятия: первичное «погружение» в профессии на уроках биологии.
2. Методический (9 класс, 4 четверть — 10 класс, 1 четверть).
Основные мероприятия: разработка программы элективного курса по биологии профориентационной направленности, а также уроков, в содержание которых включены элементы, позволяющие учащимся сделать свой профессиональный выбор.
3. Завершающий (10 класс, 1 четверть).
Основные мероприятия: организация и проведение занятий по разработанной профориентирующей методике (на уроках биологии и занятиях элективного курса).
Целью формирующего этапа эксперимента стала разработка и апробация системы уроков по общей биологии и занятий элективного курса, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.
Цель определила задачи формирующего этапа эксперимента:
- · разработать уроки по общей биологии и программу элективного курса, способствующие профессиональному самоопределению учащихся,
- · осуществить первичное «погружение» в профессии на уроках общей биологии (9 класс),
- · организовать и провести занятия по разработанной профориентирующей методике на уроках биологии (10 класс) и элективном курсе «Твои возможности, человек» (10 класс)
На основании выявленных интересов, склонностей и способностей учащихся 9 А класса на данном этапе эксперимента была разработана система заданий естественно-математической и гуманитарной направленностей к урокам курса «Общая биология» (таблица 5, конспекты уроков приведены в приложении), в которой учтены процессы профессионального самоопределения детей. Задания основываются на материал программы Пономаревой И. Н. и др. и учебника «Основы общей биологии» И. Н. Пономаревой, О. А. Корнилова, Н. М. Чернова. После выполнения каждого задания с учащимися были организованы беседы по проверке заданий каждого из профессиональных направлений, внимание учеников акцентировалось на важности конкретного мышления в профессиях естественно-математического характера и абстрактного — в гуманитарных профессиях (в обязательном порядке приводились примеры профессий каждого из направлений), таким образом, осуществлялось первичное погружение учащихся в профессию.
По результатам 7 предложенных заданий:
- · 9 человек всегда выбирали задания естественно-математического характера (30%)
- · 8 человек всегда выбирали задания гуманитарного характера (27%)
- · 8 человек выбрали 5 или 6 заданий естественно-математического профиля (27%)
- · 4 человека выполнили 3 задания гуманитарного и 4 задания естественно-математического характера (13%)
- · 1 человек выполнил все 14 заданий и гуманитарного, и естественно-математического характера (3%)
Контрольный этап (10 класс, 2 четверть).
Основные мероприятия: повторная психолого-педаго-гическая диагностика и самодиагностика, обобщение и анализ собранного материла, подведение итогов.
Цель контрольного этапа эксперимента: определить степень эффективности апробированной методики профессионального самоопределения учащихся при изучении курса «Общая биология» и проведении занятий разработанного элективного курса «Твои возможности, человек».