Игры в обучении английскому языку на начальном этапе
Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Лексические… Читать ещё >
Игры в обучении английскому языку на начальном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время обучение иностранным языкам становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в отечественной и зарубежной школе.
В соответствии с новой образовательной политикой первой ступенью двенадцатилетнего обучения является четырехлетняя начальная школа, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития. Новый базисный учебный план предусматривает обязательное обучение иностранным языкам (ИЯ) со II по IV классы в начальной школе при двух часах в неделю.
Начиная с 2002 г., Министерство образования РФ проводит эксперимент по обновлению структуры и содержания начального языкового образования.
Сегодня не подлежит сомнению тот факт, что раннее обучение ИЯ способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал.
Вследствие наблюдений за ходом экспериментального обучения младших школьников можно утверждать, что раннее обучение ИЯ:
- — стимулирует речевое и общее развитие детей и, как следствие, — повышает общеобразовательную ценность дошкольного воспитания и начального обучения как фундамента общего образования;
- — приобщает детей к культуре других народов, формируя тем самым общечеловеческое сознание, и позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры;
- — Создает благоприятную исходную базу для овладения ИЯ, а также для дальнейшего обучения на последующих этапах, поскольку предотвращает образование психологических барьеров, которые возникают в начале обучения ИЯ в возрасте 10−11 лет;
- — Обеспечивают возможность более раннего завершения первого ИЯ и подключения других языков;
- — Совершенствует общеучебные умения (например, умение работать с книгой) за счёт расширения сферы их применения в процессе овладения иностранным языком.
Новое время требует от учителей нового подхода к проблеме обучения младших школьников иностранному языку. Раннее обучение актуально в наше время, но чтобы оно было успешным, учителю необходимо иметь в своей «педагогической копилке» разные методические приёмы. На протяжении всей своей работы с детьми младшего школьного возраста я стараюсь использовать самые разнообразные методы и приёмы, находя это в методической литературе или придумывая сама.
В данной статье мне хотелось бы уделить особое внимание играм на начальном этапе изучения английского языка.
Психологами давно доказано, что у маленького ребёнка прекрасно развита долговременная память, оперативная же память развита гораздо хуже. Многое из того, что учит ребёнок, запоминается надолго. Но проходит время, прежде чем ребёнок научится извлекать выученную информацию из памяти, прежде чем он начнёт целенаправленно использовать и осознанно употреблять эту информацию. Это может произойти только в том случае, если у него создана соответствующая установка, и ему очень важно запомнить тот или иной материал.
Способствовать этому может игра и игровые приёмы. Игре принадлежит значительная роль при обучении иностранному языку. Игры можно приводить на всех этапах обучения. Но на начальном этапе обучения иностранному языку игра является одним из важнейших составляющих урока.
Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Исходя их особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Игра — это всегда эмоции. Где эмоция — там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра способствует непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников.
Роль игры на уроках английского языка огромна. Она является действенным инструментом преподавания, который позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать.
Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, что способствует форсированию и развитию коммуникативной компетенции учащихся. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются.
Опыт работы в школе подтверждает: игра является одним из сильных мотивов в овладении учащимися иностранного языка. По мнению психологов (А.А.Леонтьев) мотивация, создаваемая игрой, т. е игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Все это вместе взятое составляет мотивацию обучения.
Д. Б. Эльконин считает, что игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных способностей детей и средство развития произвольного поведения.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
- — созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- — обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- — тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от:
- — целей и задач учебной игры;
- — формы проведения;
- — способа организации;
- — степени сложности;
- — количественного состава участников.
По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые и на речевые.
По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).
По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т. д.
По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.
По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем, индивидуальные игры, являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой «общение» обучаемого с источником информации. Остальные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.
В соответствии со школьной системой обучения иностранному языку М. Ф. Стронин подразделяет игры на подготовительные и творческие.
«Подготовительные» (или языковые), помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся, соответственно, на фонетические, лексические, грамматические, орфографические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на «аспектные» является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако, та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры. Целью этих игр является формирование речевых навыков и тренировка употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммукативном этапе овладения иностранным языком.
Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Лексические игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры, предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. А формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики.
Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном виде речевой деятельности, т. е. обучение аудированию, обучение монологической речи, диалогической речи, обучение чтению, обучение письму.
Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Эти игры тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Материал, включённый в сюжетно-организованные учебные игры, способствует многократному повторению и закреплению лексики, речевых образцов, фонетических и интонационных элементов.
Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными. Для этого я использую рассказы, сказки, фильмы. Для развития воображения и творческих способностей детей игр нужно разнообразить. Дети не должны играть в одну и ту же игру много раз.
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, начинают одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.
Дети очень любят принимать участие в играх-драматизациях и инсценировках. Такая игра стимулирует воображение, требует сюжетных построений, распределения ролей, сложных речевых взаимодействий, стимулирует к развитию всех психических и познавательных процессов, мотивирует речевую и эмоциональную деятельность детей.
Для игр-драматизаций я использую мелкие, мягкие игрушки, а также готовые театры, которые имеются в продаже. Дети могут сами или с помощью взрослых изготовить персонажи для своих игр. Но чаще всего я использую маски, которые просто изготовить, используя плоскую картинку.
Дети любят исполнять разные роли. Нужно чтобы эти роли были доступны детям, не отталкивали ребёнка трудными словами и мудрёными фразами. Тогда игра будет доставлять радость и удовольствие от проделанной работы. В своей работе я использую игры-драматизации: «Three Bears», «The Turnip», «Little Pig and others» и др.
Особое внимание хотелось бы уделить играм с пальчиками. Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Такие игры помогают при постановке звуков, облегчают восприятие лексических единиц. Импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти. У детей эти игры вызывают положительные эмоции. Игры с пальчиками проводят не все учителя. А ведь их легко придумать самому. Нужно лишь подобрать движение к известной рифмовке или стихотворению. Я провожу игры с пальчиками после письменных заданий в классе. В классах ТНР такие игры должны проводиться обязательно.
Организовывая и проводя игры, я постоянно помню об индивидуальных особенностях психики ребёнка, его темпераменте. Сангвиник, например, обладает повышенной реактивностью. Он может смеяться по незначительному поводу, а несущественный факт может рассердить его. Такой ребёнок обладает остротой ума, он находчив, активен, работоспособен. Холерик обладает высокой активностью, несдержан, вспыльчив. Флегматик терпелив, медлителен, выдержан. Меланхолик легко утомляется, особенно чувствителен и может заплакать.
Немаловажным для методической науки является вопрос о месте учебной игры на уроке. Очевидно, что дать конкретные рекомендации по данному поводу не возможно. Место игры в ходе урока, а также ее продолжительность зависят от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К назначенным факторам можно отнести: уровень подготовки учащихся, степень сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, а так же конкретные цели, задачи и условия учебного занятия.
Индивидуальные и тихие игры можно выполнить в любой момент урока. Коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности. Подвижные игры я провожу во время динамических пауз.
Сила игры в ее всеобщности, универсальности, в способности легко и плодотворно, свободно добиваться значительных результатов в деле формирования личностных качеств ребенка.
Используя игры на уроках, нужно всегда помнить, что:
- 1) Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цели использования игры.
- 2) В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
- 3) Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей, т. е. быть доступными.
- 4) Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.
Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условие равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Важно, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Речь учителя должна быть эмоциональной, выразительной. Ведь главная задача — добиться того, чтобы у детей не пропадал интерес к предмету, чтобы предложенный материал был доступным по трудности и своевременным по теме.
Что касается фиксации ошибок во время игры, то желательно анализировать их после игры. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для создания правильных межличностных отношений в коллективе.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
- — дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
- — учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- — учебный материал используется в качестве её средства;
- — в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- — успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Любой урок должен быть увлекательным и вызывать интерес у детей. От того, каким будет начало урока, зависит многое. Начать урок можно с «игровой завязки», где на помощь к вам придёт игрушка или кукла, сказочный герой, животное. Идея игры с куклой, сказочным персонажем заложена во многих учебниках.
На уроке можно использовать куклу-маску, чаще это кукла-зверушка, которая имеет свой ярко выраженный характер; незнакомую куклу, которая создает стимул к диалогу-расспросу; куклу-партнёра, дети сами обучают чему-либо, объясняют им, как нужно поступать в предложенной ситуации; куклу-третье лицо, как предмет разговора.
Персонажи могут быть положительными и отрицательными, но они друзья или знакомые детей, у них есть своя семья, биография, характер. На своих уроках я использую игрушки-зверушки и персонажи из известных детям русских и английских сказок: Бабу-ягу, бабку и дедку, Винни-Пуха и его друзей и др. Письма и телеграммы нам приносит почтальон Печкин. Но однажды приезжают из Англии Том и Алиса. Они не знают русского языка. Я выступаю в роли переводчика между учащимися и куклами. Том и Алиса разыгрывают микро-диалоги на уроке, побуждая детей к диалогической речи на английском языке в разных ситуациях. К нам на урок приходят куклы-гости, чтобы принести подарок или сюрприз. Приход «гостя» — это ещё и возможность прослушать текст (аудирование), чтобы угадать, кто же придёт.
Далее хочу представить игры, которые я чаще всего использую на уроках английского языка в начальной школе. Эти игры больше всего нравятся детям и имеют положительный результат в достижении поставленных целей. Многие игры дети помнят и просят поиграть в них в средней школе.
I. Грамматические игры.
Цели грамматических игр:
- — научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- — создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- — развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
КУБИКИ.
Цель этой игры — автоматизация употребления конструкции в устной речи. Для игры изготавливаются кубики, на гранях которых наклеены картинки с изображением предметов. Обучаемые делятся на две команды. Учащиеся по очереди подходят к столу, подбрасывают кубик и называют предложение с отрабатываемой конструкцией, соответствующее сюжету картинки. За каждое правильное предложение команда получает очко.
ADD A WORD.
Учитель пишет на доске простое предложение: «I like». Теперь надо расширить предложение, не нарушив смысла и правил грамматики. Каждый добавляет по слову и стремится продолжить фразу, так как побеждает ученик, сказавший последнее слово. Учитель следит за тем, чтобы не было пауз.
Teacher:
I like… One, two…
Ученик 1:
I like to…
Ученик 2:
I like to play…
Учитель:
One, two…
Ученик 3:
I like to play football…
Ученик 4:
I like to play football in the yard.
Учитель:
One, two, three! You have won! One point to you!
II. Лексические игры.
Цели лексических игр:
- — тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- — активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- — развивать речевую реакцию учащихся;
- — познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Ряд игр предназначен для тренировки учащихся в употреблении отдельных частей речи, единиц, числительных, прилагательных. Другие игры соответствуют определенным темам.
SAY ONE WORD.
Игра позволяет закрепить в память новые слова, а также понять, что частные понятия объединяются общими. Эта игра напоминает игру в съедобное и несъедобное, может проводиться с мячом и без мяча.
I give you a lemon (table, apple, book, etc) или I dive you some bread (salt, snow, snow, etc) to eat. Дети отвечают Yes или No, в зависимости от того съедобно или нет предложенное. Далее можно менять тему игры, например: furniture, transport, food, plants.
GARDENERS.
Учитель раздает каждому ученику картинку с изображением фрукта. Вызываются два «садовника». Они по очереди называют названия фруктов, ученики, чей фрукт был назван, выходят к своему «садовнику». Выигрывает «садовник», набравший больше фруктов.
ALPHABET BREAKFAST.
Первый играющий говорит: «Today for breakfast I have some apples». Второй ученик повторяет ту же фразу, но название продукта должно начинать с буквы B и т. д. Побеждает тот ученик, который назовёт больше названий по алфавиту.
Усложнение игры: второй и последующие игроки повторяют фразу предыдущего учащегося и добавляют свое название чего-либо съедобного. Например, «Today for breakfast I have some apples and bananas». И т.д.
I HAVE …
Смысл игры состоит в том, чтобы ученики подобрали как можно больше прилагательных к одному слову. Например: «I have a cat.».
Ученик 1: It’s a black cat.
Ученик 2: It’s a smart cat.
Ученик 3: It’s a funny cat.
Ученик 4: It’s a fat cat… etc.
III. Фонетические игры.
Цели фонетических игр:
- — тренировать учащихся в произношении английских звуков;
- — научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
- — формирование навыков фонетического слуха.
СЛЫШУ-НЕ СЛЫШУ Игра преследует цель — формирование навыков фонетического слуха. Учащиеся делятся на команды. Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором имеется долгий гласный, ученики поднимают руку (сигнальные карточки). Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок.
КАКОЙ ЗВУК Я ЗАДУМАЛА?
Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук. Отгадавший ученик получает право загадать свою загадку.
POETS.
Используется считалка:
One and two and three and four.
I am sitting on the floor,.
I am playing with the ball.
And a little pretty doll.
Учитель показывает две картинки с рифмующимися словами, например: frog-dog, toy-boy, bee-tree, mouse-house, clock-sock. Дети заменяют ими подчеркнутые слова.
IV. Орфографические игры.
Цель — упражнение в написании английских слов.
Все кроссворды, чайнворды, ребусы, которые предлагаются детям — это орфографические игры. Они также способствуют закреплению лексики.
WORD SEARCH.
В этой игре нужно найти слова, спрятанные в клетках. Учащиеся могут сами изготавливать сетки заранее, а на уроке обмениваться ими. В координатных сетках, в которых содержится беспорядочный набор букв, можно найти слова по вертикали, горизонтали, диагонали. Уровень сложности может определять учитель. Предпочтительнее использовать слова, относящиеся к одной определенной теме или разные слова на закрепление.
THE ALPHABET.
У учителя имеется два набора карточек с буквами алфавита. Класс делится на две команды. Каждая команда получает один набор. Когда учитель произносит слово, «pen», учащиеся составляют это слово. Команда, составившая слово первой, получает очко.
V. Аудитивные игры.
Цели:
- — научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- — научить учащихся выделять главное в потоке информации;
- — развить слуховую память учащихся.
LET’S FLY.
Учитель (или кто-либо из детей) произносит: «Let's fly, fly, fly. Lips». Ребята изображают летящих птиц. Услышав слово «lips», они дотрагиваются до губ. Тот, кто допустил ошибку, не понял слова на слух, выбывает из игры.
T.: Let’s fly, fly. Eyes.
Let’s fly, fly, fly. Face. И т.п.
VI. Речевые игры.
Цели:
- — научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
- — научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;
- — обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.
GUESS A QUESTION.
Цель игры: активизация вопросов в речи учащихся.
В эту игру лучше играть сидя в кругу. Ученики придумывают предложения (ответы на вопросы). По одному учащиеся говорят в слух своё предложение. Остальные учащиеся должны догадаться, какой вопрос можно задать в сказанному предложению. Например:
Предложение: My name is Sveta.
Вопрос: What is your name?
Предложение: I’m from London.
Вопрос: Where are you from? и т. д.
WANT CAN I SEE?
Учитель: What can you see in the park? (room, cupboard, bag, etc.).
Учащийся: I can see trees, benches, people, many birds…
Усложнением игры является описание картинок, начиная с простых и постепенно усложняя их сюжет.
Учитель: What can you see in the picture?
SPOT A DIFFERENCE.
Для игры нужно подготовить картинки с некоторыми отличиями (исходя их запаса английских слов). Такие картинки могут приготовить сами дети заранее (рисунок, аппликация).
Учитель: Spot the difference!
Учащийся: There is a little blue ball. There is a big red ball.
VII. Подвижные игры.
Используются в качестве физминутки, для закрепления лексического и грамматического материала.
STAND UP! SIT DOWN!
Учитель отдает детям приказания «Stand up! Sit down!», сопровождая приказания жестами, не всегда совпадающими с приказаниями. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.
Pазновидность такой игры — выполнение только просьб учителя, а не приказаний. Например, нужно встать, услышав фразу «Stand up, please!», и не двигаться при фразе «Stand up!» .
По мере изучения новых глаголов и приказаний, в игру вводятся другие фразы. Например: point to the door window, go to the door, take the pen, touch the book, swim, fly, jump и др.
Задания могут давать сами учащиеся.
RUNNERS.
Вызываются 2 ученика. Учитель приказывает: Run to the door!, дети наперегонки бегут к двери, стараясь первым до нее дотронутся, далее следует приказание: Run to the teacher, etc. Тот, кто был точнее и быстрее побеждает.
CHILDREN AND ANIMALS.
Дети встают в круг. Учитель рассчитывает детей на первый-четвертый. Затем следует команда: «All number ones cross the circle as a hare». Те ребята, чей номер один, пересекают круг, прыгая как зайчики и т. д.
Таким образом, игры в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной, познавательной деятельности. Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить.